Статья: Правовая природа понятия "гарантийное письмо" в хозяйственной деятельности организаций (Бадулин А.) ("Финансовая газета", 2009, n 31)

"Финансовая газета", 2009, N 31
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПОНЯТИЯ "ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО"
В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации нередко прибегают к практике использования так называемых гарантийных писем, которые могут выполнять различные функции - свидетельствовать о признании задолженности, удостоверять залоговые обязательства.
В данной статье предполагается рассмотреть случаи, когда составление гарантийных писем подменяет заключение сторонами единого подписанного документа - договора. Гарантийные письма составляются тогда, когда заключение полноценного договора невозможно или, по мнению сторон, является нецелесообразным в определенный момент по техническим причинам или в связи с недостатком времени для его согласования, подписания и т.п. Подобные гарантийные письма обычно представляют документ, исходящий от одного из контрагентов, в котором содержится обязательство данного контрагента выполнить какое-либо действие в отношении другого лица: уплатить деньги за оказанные услуги (выполненные работы, поставленные товары), оказать услуги или выполнить иные действия.
При применении таких гарантийных писем возникает целый ряд вопросов: насколько правомерным является их использование, заменяют ли они собой обычный договор, необходимо ли в дальнейшем дополнительно оформлять правоотношения, возникшие из гарантийных писем, в какой форме такие гарантийные письма должны составляться и какую информацию содержать?
Отвечая на поставленные вопросы, необходимо иметь в виду следующее. Понятие "гарантийное письмо" в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации не применяется, и, соответственно, не содержится в нормативно-правовых актах и требований, предъявляемых к составлению и оформлению гарантийных писем.
Фактически составление гарантийного письма является действием, направленным на заключение договора. В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Таким образом, по своей сути гарантийное письмо, исходящее от организации, в гражданско-правовом понимании представляет собой либо оферту (т.е. предложение заключить договор), либо акцепт (т.е. принятие уже существующего предложения заключить договор).
Рассмотрим ситуацию, при которой гарантийное письмо будет являться офертой.
В соответствии со ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Таким образом, в том случае, если организация составляет гарантийное письмо, адресованное конкретному лицу (лицам), в котором содержится, например, предложение оплатить услуги контрагента, если таковые будут оказаны, либо предложение оказать такие услуги (выполнить работы, поставить товары), то такое гарантийное письмо будет считаться офертой.
Гарантийное письмо - оферта должно содержать существенные условия того вида договора, на заключение которого направлено предложение. Так, например, предложение в гарантийном письме оплатить выполнение контрагентом подрядных работ должно содержать перечень подлежащих выполнению работ, а также начальный и конечный срок выполнения работ, так как в соответствии со ст. ст. 702, 708 ГК РФ предмет и сроки выполнения работ являются существенными условиями договора подряда.
В том случае, если получивший надлежащим образом составленное гарантийное письмо - оферту контрагент ответит согласием на данное предложение либо осуществит действия по выполнению указанных в нем условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), его действия будут считаться акцептом оферты и договор между контрагентами будет считаться заключенным (в соответствии с п. 3 ст. 438 и п. 3 ст. 434 ГК РФ). Дополнительного оформления отношений между сторонами требоваться не будет, хотя стороны по своему желанию могут подписать также и двусторонний документ - договор.
Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (т.е. лицо, направившее контрагенту гарантийное письмо - оферту, лишено возможности отказаться от сделанного предложения, если иное прямо не указано в гарантийном письме).
Гарантийное письмо также может являться и акцептом, т.е. документом, свидетельствующим о принятии существующего предложения о заключении договора (в соответствии с положениями ст. 438 ГК РФ). Такая ситуация может сложиться в том случае, если контрагентом, которому направляется гарантийное письмо, уже сделано предложение о заключении договора. Так, например, предложение о заключении договора может содержаться в коммерческом предложении, полученном организацией, вытекать из смысла размещенной на сайте контрагента информации или содержаться в рекламе компании-контрагента. В таком случае направление гарантийного письма контрагенту, уже фактически сделавшему предложение о заключении договора (в том числе предложение, адресованное неопределенному кругу лиц), будет являться акцептом, т.е. принятием условий, предложенных контрагентом.
Законодательством к акцепту не применяется таких требований, как к оферте, т.е. в гарантийном письме - акцепте достаточно сформулировать полный и безоговорочный ответ лицу, предложившему заключение договора, о принятии его условий (п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Необходимо также помнить, что отозвать гарантийное письмо - акцепт можно только ранее или одновременно с поступлением гарантийного письма - акцепта контрагенту (ст. 439 ГК РФ).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Возникновение правоотношений между сторонами на основании гарантийных писем без оформления единого подписанного сторонами документа является правомерным. При этом необходимо, чтобы сторонами были соблюдены требования к оферте и акцепту, предусмотренные ГК РФ.
Судебная практика признает гарантийные письма в качестве доказательств заключения договора между сторонами. В частности, такой вывод можно сделать из Постановлений ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2007 N А56-43080/2006 и от 29.02.2008 N А56-8699/2007, а также ФАС Московского округа от 02.10.2006 N КГ-А40/9363-06.
Вместе с тем существенным недостатком использования гарантийных писем является то, что в них невозможно прописать досконально все права и обязанности сторон по договору. В частности, в гарантийных письмах обычно не указывают такие условия, как ответственность сторон за неисполнение обязательств, случаи досрочного расторжения договора; нередко в гарантийных письмах детально не оговаривается порядок расчетов между сторонами и порядок урегулирования споров.
Таким образом, для четкого разграничения прав и обязанностей сторон целесообразно дополнительно оформлять правоотношения сторон подписанием двустороннего документа - договора, что, во-первых, позволит избежать возможных судебных споров между сторонами и, во-вторых, также позволит сторонам четко понимать свои права и обязанности.
А.Бадулин
Юрисконсульт
АКГ "Интерком-Аудит"
Подписано в печать
29.07.2009

Вопрос: ...Фирма-заказчик (на УСН (15%)) заключила с фирмой-исполнителем (на обычном режиме налогообложения) договор на проведение ремонтных работ. Заказчик перечислил исполнителю аванс в размере 50%, а затем начислил пени за нарушение сроков выполнения работ. Счет на оплату оставшейся суммы за минусом пеней заказчик оплатил и подписал акт выполненных работ на полную сумму договора. Как отразить в бухучете данную ситуацию у заказчика и исполнителя? ('Финансовая газета', 2009, n 31)  »
Читайте также