Статья: Всемирная торговая организация: перспективы участия в установлении международных трудовых стандартов (Лютов Н.Л.) ("Трудовое право", 2009, n 7)

"Трудовое право", 2009, N 7
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ
В УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ
По идее Всемирная торговая организация (ВТО), занимающаяся вопросами международной торговли, не должна относиться к субъектам международного трудового права. Однако, как отмечается самой организацией, нет вопроса, вызывающего большее количество дебатов в рамках ВТО, чем соотношение между международной торговлей и ключевыми трудовыми стандартами <1>. Таким образом, Всемирная торговая организация является, наверное, вторым по величине после Международной организации труда форумом, на котором обсуждаются проблемы международного трудового права. Следует иметь в виду, что для России значимость ВТО как международной организации, связанной с установлением в том числе трудовых стандартов, существенно меньше, чем роль Международной организации труда. Во-первых, это связано с тем, что ВТО занимается установлением именно торговых правил, а международные трудовые стандарты касаются деятельности этой организации лишь постольку, поскольку они связаны с увеличением или уменьшением экономической конкурентоспособности государств - членов ВТО (см. об этом далее). Во-вторых, несмотря на то, что рабочая группа ВТО по вступлению России в эту организацию была образована еще в 1993 г., наша страна до сих пор не вступила в ВТО <2>. Причем, судя по всему, российские власти проявляют со временем все меньшую заинтересованность в том, чтобы Россия в ВТО все-таки вступила. В отличие от МОТ, членом которой может стать любое государство - член ООН, вступление в ВТО любого нового государства обусловлено согласованием его торговых отношений со всеми нынешними государствами - членами ВТО <3>. В некоторых случаях такое согласование сложно сделать по чисто политическим причинам, не связанным с экономикой. Тем не менее для общей системы международных отношений роль ВТО достаточно велика, и Россия не может этого не учитывать.
--------------------------------
<1> WTO. Doha Ministerial 2001: Briefing Notes. Trade and Labour Standards: A Difficult Issue for Many WTO Members. http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min01_e/brief_e/brief16_e.htm.
<2> См. о динамике переговоров по вступлению России в ВТО: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_russie_e/brief16_e.htm.
<3> О процедурах вступления в ВТО см.: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/acc7_3_e.htm.
Механизмы воздействия на нарушителей договоров в рамках ВТО существенно более значимы по своим последствиям, нежели меры контроля за соблюдением международных трудовых стандартов в рамках МОТ <4> и нередко предполагают применение экономических санкций к государствам-нарушителям. На академическом уровне внимание к ВТО с точки зрения возможностей реализации международных трудовых стандартов привлекается в большей степени со стороны юристов и экономистов из США <5>.
--------------------------------
<4> О проблемах эффективности контроля за соблюдением актов МОТ см.: Лютов Н.Л. Эффективность деятельности МОТ: наднациональный уровень // Трудовое право. N 2. 2008.
<5> См., например: Atleson J., Compa L. et al. International labour law: cases and materials on workers' rights in the global economy. Thomson-West, 2008; Basu K., Horn H., Rom'n L., Shapiro J. (eds.) International Labour Standards: Histori, Theory and Policy Options. Blackweil Publishing, 2006; Fianagan R.J., Gould IV W.B. (eds.) International Labour Standards: Globalization, Trade and Public Policy. Stanford Law and Policy, 2003.
Основные факты о ВТО. Всемирная торговая организация была учреждена в нынешнем виде достаточно недавно - в 1995 г., однако до этого она функционировала почти 50 лет в качестве не имеющего собственного названия органа, отвечающего за исполнение Генерального соглашения по тарифам и торговле (принятая аббревиатура - ГАТТ, от англ. General Agreement on Tariffs and Trade), заключенного в 1947 г. в рамках так называемых Бреттон-вудских соглашений (по названию г. Бреттон-Вудс, Нью-Гемпшир, США, где они были заключены). В июле 1944 г., еще до окончания Второй мировой войны, произошла знаменитая Бреттон-вудская конференция.
Бреттон-вудская конференция 1944 г. Официальное название - Монетарная и финансовая конференция при Организации объединенных наций. На Бреттон-вудской конференции фактически было закреплено доминирующее положение доллара США в качестве мировой резервной валюты (первоначально - на паритетных основах с британским фунтом стерлингов), доллар США в результате подписанных на конференции соглашений стал единственной валютой в мире, напрямую привязанной к золоту. Такая система просуществовала до 1970-х гг., когда доллар сначала был неоднократно девальвирован по отношению к золоту, а потом США вообще отказались обменивать доллары на золото. Тем не менее доллар остался основной мировой резервной валютой.
Система Бреттон-вудских соглашений предусматривала создание трех специальных организаций, занимающихся реализацией заключенных соглашений: Всемирного банка, Международного валютного фонда и Международной торговой организации. Основным спонсором этих организаций должны были выступать Соединенные Штаты. Однако США согласились ратифицировать соглашения, предусматривающие создание только первых двух из этих трех организаций. Вместо создания Международной торговой организации был учрежден лишь небольшой секретариат, наблюдавший за исполнением Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Целью ГАТТ было максимальное открытие торговых рынков стран-участниц и устранение торговых барьеров. Изначально эта политика отвечала геополитическим интересам США, - это была единственная крупная экономика, усилившаяся в ходе Второй мировой войны и имевшая резервы капитала, которым нужны были выходы на рынки других стран. За предоставление субсидий и кредитов пострадавшим в войне государствам страны - участницы ГАТТ должны были обеспечивать доступ американских товаров на свои рынки. В течение десятилетий развития ГАТТ проводились раунды переговоров, все более расширявших свободу международной торговли и снижавших тарифные барьеры. Количество стран, участвовавших в ГАТТ, постепенно увеличивалось. Наконец, на Уругвайском раунде переговоров, проходившем с 1986 по 1994 г., было принято решение об учреждении Всемирной торговой организации (изначально она называлась ГАТТ-ВТО, но потом название было сокращено). Современная Всемирная торговая организация - это многосторонняя межправительственная международная организация, в которую по состоянию на май 2009 г. входят 153 государства. Участники ВТО на взаимной основе снижают торговые тарифы и устраняют иные, нетарифные, ограничения во взаимной торговле. Основным принципом деятельности ВТО является недискриминация: государства-участники обязаны по общему правилу предоставлять равный доступ на свой рынок для одинаковых продуктов, импортируемых из разных стран. Всемирная торговая организация самостоятельно не устанавливает систему международной торговли, это делается самими государствами - участниками ВТО. Постольку, поскольку такие системы установлены на национальном уровне, в рамках ВТО предусмотрены механизмы разрешения споров между государствами по поводу справедливости этих торговых систем и их соответствия требованиям ВТО. При этом ВТО не обладает каким-либо механизмом непосредственного воздействия на национальное законодательство стран-участниц. В том случае, если государство-участник нарушает правила ВТО, организация может освободить других своих членов от обязанности не дискриминировать государство-нарушителя; в отношении такого государства могут быть наложены дополнительные тарифные ограничения со стороны государств-участников. В этом механизм контроля за соблюдением стандартов ВТО похож на контрольные механизмы МОТ: Международная организация труда также не может самостоятельно наложить какие-либо санкции в отношении входящих в ее состав государств, она может лишь призвать государства-члены пересмотреть свои отношения с нарушителем. Однако, во-первых, меры ВТО в этом отношении применяются гораздо чаще <6>, а во-вторых, тарифные ограничения в рамках ВТО гораздо более болезненны для экономики стран-участниц.
--------------------------------
<6> МОТ воспользовалась этим своим правом лишь однажды - в отношении Мьянмы, в течение десятилетий допускавшей грубейшие нарушения в области использования принудительного труда.
Следует иметь в виду, что такая система контроля за международной торговлей по определению не может не быть дискриминационной: крупное государство с мощной экономикой может своими санкциями нанести небольшому государству со слабой экономикой несопоставимо больший ущерб, чем наоборот. Кроме того, наложение санкций в рамках ВТО - это предмет очень длительных и сложных переговоров между спорящими государствами. В ряде случаев споры по поводу предполагаемого нарушения свободы торговли могут длиться десятилетиями.
Международная организация труда и ВТО сходны в том, что обе эти организации являются международными площадками для обсуждения странами-участницами интересующих их вопросов. Очевидное различие заключается в том, какие вопросы обсуждаются: центральная тема международных актов и ведущихся странами-участницами в рамках МОТ дискуссий - это улучшение стандартов труда. Центральные проблемы переговоров и соглашений в рамках ВТО - устранение торговых барьеров между государствами и открытие национальных рынков для экспорта. Это не означает, что ВТО не влияет на установление международных трудовых стандартов, но влияние ВТО в этой области имеет несколько более узкий характер.
Причины принятия международных соглашений в сфере труда. Можно утверждать, что установление международных трудовых стандартов еще с XIX в. мотивировалось тремя группами причин: гуманитарными, социальными и экономическими. Гуманитарные соображения сводились к тому, что трудящиеся находятся в тяжелом положении, нуждаются в помощи и государства должны сотрудничать между собой с целью установления более гуманных трудовых стандартов. Социальные соображения были связаны с опасениями социальных потрясений, которые могли принять транснациональный масштаб, - эти опасения реализовались в полной мере в конце Первой мировой войны, когда возникла реальная угроза международного распространения социалистических революций. Наконец, экономические соображения - это опасения, что другое государство будет конкурировать с национальной экономикой другого государства за счет низких расходов на труд работников. Все эти мотивы актуальны и в начале XXI в.
Если Международная организация труда по большей части имеет дело с гуманитарными и социальными составляющими международного трудового права, хотя экономические соображения при принятии актов МОТ также играют свою роль, то ВТО связана с международными трудовыми стандартами исключительно в плоскости их влияния на открытость национальных рынков и наличие торговых барьеров.
Международные трудовые стандарты и торговые барьеры. Международная экономика труда исходит из того, что принятие или отказ от принятия международно установленных трудовых стандартов влияет на каждую национальную экономику с двух сторон: экспортной и импортной. В том случае, если государство ослабляет трудовые стандарты в отраслях экономики, конкурирующих с иностранным импортом, оно предоставляет большие возможности по снижению стоимости продукции собственных производителей, делая их более конкурентоспособными. Тем самым осуществляется косвенное субсидирование национальных производителей, что наносит ущерб другим государствам, экспортирующим товары в эту страну. Если же государство, наоборот, размывает трудовые стандарты в экспортных отраслях экономики, оно косвенно субсидирует своих собственных экспортеров, нанося ущерб национальным производителям из других стран. И те и другие действия считаются установлением торговых барьеров, с которыми призвана бороться Всемирная торговая организация.
Таким образом, в экономической плоскости цели Международной организации труда и ВТО в некоторой степени совпадают: МОТ стремится к установлению достойных международных трудовых стандартов в целом, а ВТО борется с ограничениями свободы международной торговли, одним из видов которых является отказ от международных трудовых стандартов. Поэтому МОТ и ВТО осуществляют техническое сотрудничество в вопросе соблюдения странами основополагающих стандартов и прав в сфере труда. Всемирная торговая организация исходит из позиции, что каждое государство - член ВТО должно неукоснительно соблюдать по крайней мере четыре основополагающих права и принципа в сфере труда, закрепленные Декларацией МОТ 1998 г. <7>, т.е. обеспечивать свободу объединения и право на ведение коллективных переговоров, действенный отказ от принудительного труда, запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий.
--------------------------------
<7> Декларация Международной организации труда 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" // РГ. 16.12.1998.
Однако между свободой международной торговли и установлением международных трудовых стандартов есть и определенные противоречия. Как уже было сказано, политика ВТО заключается в максимальной либерализации международной торговли и устранении торговых барьеров. Собственно, превращение всех стран мира в единый экономический рынок - это и есть экономическая глобализация, которая пугает многих защитников трудовых прав. Благодаря "размытию" экономических границ между странами повышается мобильность капитала. При этом национальные границы и интересы отдельных государств никуда не пропадают, поэтому, конкурируя между собой за привлечение инвестиций, государства начинают отказываться от трудовых стандартов, вступая в так называемую "гонку на дно".
"Гонка на дно" (англ. "race to the bottom") - термин, обозначающий в современном международном трудовом праве и экономике труда "соревнование", ведущееся между государствами для привлечения иностранных инвестиций за счет низких социальных расходов инвестора. Для привлечения в страну иностранных инвестиций и создания новых рабочих мест государства, в особенности развивающиеся, стремятся обеспечить иностранным инвесторам, чаще всего транснациональным корпорациям, режим наибольшего благоприятствования. Одно из важнейших направлений такого режима - установление "гибкого" трудового законодательства, т.е. такого законодательства, которое бы в наименьшей степени связывало работодателя и сокращало его расходы на рабочую силу. Это, очевидно, приводит к снижению социальных стандартов для работников. В результате государства оказываются в ловушке собственной политики: в условиях международной конкуренции за привлечение капитала они уже не могут позволить себе вводить защищающее работников законодательство: это сразу же приведет к "бегству" работодателей в страны, где расходы на рабочую силу остаются низкими. Происходит так называемая "заморозка регулирования"
Статья: Особенности заключения и прекращения трудового договора с преподавателями высших учебных заведений (Репринцев Д.Д.) ('Трудовое право', 2009, n 7)  »
Читайте также