Статья: Инновационная экономика и стандартизация (Филин С.А., Якушев А.Ж.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, n 14)

"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 14
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Еще в середине XX в. Йозеф Шумпетер описал развитие современной экономики при помощи теории инновационных волн [1]. Каждая новая волна приносит с собой начало очередной "новой экономической эпохи", характеризуемой резким ростом инвестиций, вслед за которой идет новый спад.
Первая инновационная волна, инспирированная появлением паровых двигателей и развитием текстильной промышленности и металлургии, продолжалась с 1780 по 1840-е гг. Вторая волна, связанная с появлением железных дорог и развитием сталелитейной промышленности, продолжалась 50 лет и завершилась около 1900 г. Третья волна, также длившаяся около 50 лет, была связана с распространением электричества и развитием двигателя внутреннего сгорания. Однако следующая волна, начавшаяся в начале 1950-х и завершившаяся в конце 1980-х гг., продолжалась чуть более 35 лет. На этот раз ее движущей силой стали достижения в химической промышленности, электронике и аэрокосмической промышленности <1>.
--------------------------------
<1> К сожалению, Й. Шумпетер не рассмотрел "нулевую" инновационную волну, инспирированную рядом изобретений, давших толчок развитию техники мореплавания и эпохе Великих географических открытий, на исходе которой и был изобретен паровой двигатель. А до "нулевой" волны по цивилизации наверняка прокатывались инновационные волны, связанные с развитием технологий обработки металлов и изобретением колеса. Всю историю цивилизации можно описать, опираясь на теорию инновационных волн. В этом описании будет немало грустных страниц, посвященных погибшим цивилизациям и государствам, не решившим инновационных задач, которые ставила история.
После каждой новой волны экономика в целом становится все более мощной и богатой. Ускорение волн можно объяснить тем, что компании перестали надеяться на инициативу независимых изобретателей и сами активно включились в поиск и разработку новых технологий. Возник системный спрос на научно-техническую продукцию и инновации и, как следствие этого - рынок инноваций.
Как известно, "парадокс Леонтьева" - это уточнение теории размещения факторов производства, объясняющей международный обмен, на основе теоремы Хекшера - Олина - Самуэльсона: "При однородности факторов производства, идентичности техники, "чистой конкуренции" и абсолютной мобильности факторов производства международный обмен приводит к выравниванию цен этих факторов между странами". Иными словами, каждая страна специализируется в масштабе мирового разделения труда на производстве тех товаров, по которым она имеет благоприятное сочетание факторов. Если у государства имеются интеллектуальные ресурсы, оно будет продавать высокие технологии и соответствующие продукты; если сырье, то на мировых рынках появятся эти ресурсы или продукция их переработки.
В реальности факторы немобильны, конкуренция несовершенна, техника неидентична и сами факторы неоднородны. Возьмем, например, материальный и человеческий капиталы. Их действие зависит от внутреннего потенциала развития и экономической политики в большей степени, чем собственно от факторов, но также определяется и институтами, включая и международные. Поэтому условия теоремы во многом не соблюдаются.
"Парадокс Леонтьева" это подтверждает, поскольку отмечает тенденцию продажи трудоемкой продукции страной, обладающей избыточным капиталом. Причина состоит в высоком качестве рабочей силы. Оно поддерживается высокими доходами и стандартами жизни.
Во-первых, для преодоления сырьевой зависимости необходимо увеличение стоимости трудового капитала. Как известно, во всех странах происходит обособление групп людей, работающих с инфокоммуникационными технологиями (ИКТ), что неизбежно ведет к постепенной концентрации "информационных сообществ" <2> именно в наиболее экономически развитых странах. Главный барьер - образование и благосостояние: необразованный человек не сможет использовать ИКТ, даже если ему их предоставят, а бедное общество не может удержать достаточное количество образованных людей. Это создает объективный технологический разрыв между экономически развитыми и развивающимися странами, который крайне трудно преодолеть в современных условиях.
--------------------------------
<2> В силу материальных (в том числе потому, что интеллект, хотя и выживает, не воспроизводится в бедности и опасности) и интеллектуальных факторов.
Во-вторых, необходима организация механизма перелива кадров в наукоемкие виды деятельности с ориентацией последних на обеспечение потребностей внутреннего рынка в производственном и исследовательском оборудовании и потребительских благах, а также на их экспорт. Этот механизм строится в соответствии с господствующей идеологией.
В-третьих, формирование базовых институтов, обеспечивающих создание условий для восприятия инноваций всеми элементами системы. Эти три направления должны составить основу модели технологического развития России инновационного типа, которая предполагает использование новейших технологий (безотходных, ресурсо- и энергосберегающих, наукоемких и т.д.), воспроизводство технологий на более высоком уровне, их тиражирование, создание новых знаний.
Эти базовые институты также должны соответствовать друг другу. Допустим, в начальной точке экономика <3> не располагает технологически развитым производством, но обладает большим объемом неосвоенных природных ресурсов. При этом экономика взаимодействует с другими экономиками, имеющими тенденцию продажи трудоемкой продукции и обладающими избыточным капиталом. Этот случай демонстрирует пример моноэкспортной страны, использующей во внешнеэкономической деятельности исключительно экспорт своего природного сырья и продуктов его переработки низких переделов и выполняющей роль сырьевого придатка.
--------------------------------
<3> Под словом "экономика" здесь и далее подразумевается социально-экономическая система государства.
Социально-политические аспекты существования экономики могут не соответствовать ее фактическому состоянию исторически недолгий срок. Проблемы преодоления отсталости решались в рамках концепции, получившей наименование "мобилизационная стратегия", когда уровень культуры и образования населения повышается с опорой на авторитарную идеологию и соответствующие методы управления <4> [4]. Применение мобилизационной стратегии должно опираться на институциональную структуру экономики, особенно факторы инновационного развития, готовность экономики воспринять инновации, эффекты замещения материального и финансового капитала, физического труда, природных и интеллектуальных ресурсов как самостоятельного фактора производства. В противном случае происходит ускоренное имитационное развитие, которое дает кратковременные эффекты, сконцентрированные в лучшем случае в отдельных отраслях и видах деятельности.
--------------------------------
<4> Примером может служить развитие СССР или Южной Кореи.
Если готовность экономики воспринять инновации в институциональном плане выходит на необходимый и достаточный уровень, дальнейший рост в государстве обеспечивается в основном за счет инновационной и интеллектуальной сфер. Эта ситуация означает стратегию технологического рывка, когда преодолевается бедность и государство может выйти в число экономически развитых. Для этого необходимо преодоление дисфункционального состояния всех экономических подсистем и структур управления. Эта задача относится к сфере институционального планирования и проектирования экономической системы, обучения и опережающего развития инновационной и интеллектуальной сфер.
В силу своей особой значимости для общественного развития готовность экономики воспринять инновации и усваивать различные их виды, формируя на них платежеспособный спрос, особенно при мобилизационном развитии, становится для России все более неизбежным и нуждается в государственном регулировании. Рассмотрим механизмы, определяющие готовность экономики к формированию спроса на инновации.
Спрос на инновационную продукцию (коммерциализированные интеллектуальные продукты) возникает только в случае, если до субъектов, действующих в промышленности, науке и финансово-экономической и социально-политической сферах, доходят вызовы, выдвигаемые изменениями условий их деятельности. Иначе говоря, возникает понимание того, что без изменений они уже не смогут продолжать эффективно выполнять свои задачи, более того - существовать <5>.
--------------------------------
<5> Самая давняя история и отработанные механизмы доведения вызовов сложились в военном деле. В любой мифологии легенды о подготовке инновационного ответа на усовершенствованные вероятным противником лук или меч стоят на особом месте. Действие этого механизма в настоящее время - одна из интереснейших тем.
Отставание в ключевых технологиях ставит под угрозу независимое существование любой страны со всеми вытекающими последствиями. Преимущества объективного процесса становления трансграничных экономических регионов и международного разделения труда в первую очередь сможет использовать тот, кто научится прогнозировать вызовы, создавать и реализовывать стратегии адекватного ответа и опережения. Для этого необходимо спрогнозировать, идентифицировать уже возникшие аспекты, а лучше - спрогнозировать будущие вызовы, разработать и реализовать с учетом этого стратегии развития.
Стимулирование развития технологий, как показывает мировой опыт, невозможно без государственного вмешательства. Охват и глубина такого вмешательства могут быть различными в зависимости от традиций развития экономики, которые в данном случае проявляются в способности субъектов экономики самостоятельно осуществлять стратегическое управление <6>.
--------------------------------
<6> В СССР государство решало эти задачи, причем, как показала практика, неэффективно.
В России практика стратегического управления субъектами рыночной экономики, без которой немыслимо инновационное развитие, только складывается, и ответственность за эти процессы во многом лежит на государстве. На настоящем этапе это прежде всего процесс формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию. Это ответственный и затратный процесс, требующий значительных инвестиций, однако без него эффективная инвестиционно-инновационная деятельность невозможна.
Одним из механизмов стимулирования государством спроса на инновационную продукцию является стандартизация <7>. Техническое регулирование <8>, основой которого является стандартизация, - один из важнейших государственных инструментов развития техники и технологий, формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию и, как следствие, стимулирования инновационного развития экономики. Когда повышение стандартов и качества жизни на основе перманентного количественного увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) при качественном изменении факторов, обусловливающих его рост (а именно многократное повышение в структуре ВВП доли продукта, полученного от инновационной деятельности), стало одной из важнейших задач социально-экономического развития России, возможности технического регулирования при решении этой задачи трудно переоценить. В условиях монополизации экономики только государство при помощи средств технического регулирования в сочетании с другими косвенными средствами управления экономикой может стимулировать монополии <9> из традиционных сфер деятельности к повышению качества не только продукции или услуг, но и своей деятельности, эффективности управления в целом.
--------------------------------
<7> Другим механизмом стимулирования спроса на инновационную продукцию в России является реализация национальных проектов.
<8> Техническое регулирование - это нетарифное регулирование, состоящее из технического нормирования (установление обязательных и добровольных норм, в первую очередь для продукции) и системы контроля за исполнением обязательных норм. Последние обеспечивают безопасность продукции, добровольные нормы касаются разных характеристик продукции, в том числе качества, конкурентоспособности. В добровольной сфере государство в данном случае берет на себя ответственность контролировать исполнение обязательных норм, которые обеспечивают безопасность продукции.
<9> Это справедливо также в отношении естественных монополий и особенно актуально для России, где высокий уровень монополизации экономики сложился исторически.
Развитие национальных и международных (региональных) систем стандартов, с одной стороны, служит повышению конкурентоспособности товаров и услуг, с другой - позволяет избежать ненужной дорогостоящей конкуренции. Распространение той или иной системы национальных стандартов на соответствующие страны и территории в значительной мере предопределяет экономическую интеграцию стран на территориях и выступает как разновидность внешнеэкономической экспансии, является одним из факторов глобализации.
Уровень требований международных (региональных) стандартов используется на национальном уровне как базисный. Национальные стандарты экономически развитых стран обычно жестче базисного уровня. Широко используются также стандарты научно-технических и профессиональных объединений (ассоциаций), которые содержат еще более жесткие требования. Многие из них (особенно в ЕС) приобретают де-факто статус международных. Такая многоступенчатая система усложняет гармонизацию национальных систем стандартов.
Общемировые стандарты регламентируются Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по стандартам (CEN), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Международной организацией по стандартизации (ИСО <10>). Например, ИСО уделяет большое внимание развитию политики стандартизации в области инновационной экономики (как в сфере разработок, так и в сфере производства). Так, согласно международному стандарту ИСО-9004 жизненный цикл инновации включает: 1) маркетинг, поиск и изучение рынка; 2) проектирование и (или) разработку технологических требований; 3) разработку продукции; 4) материально-техническое снабжение; 5) подготовку и разработку производственных процессов; 6) производство; 7) контроль, проведение испытаний и обследований; 8) упаковку и хранение; 9) реализацию и распределение продукции; 10) монтаж и эксплуатацию; 11) техническую помощь и обслуживание; 12) утилизацию продукции после использования.
--------------------------------
<10> ISO (International Organization for Standartization).
Во Всемирной торговой организации также существует специфическая система стандартов, прежде всего Соглашение по техническим барьерам и торговле (ТБТ), включающая нормативы по санэпиднадзору, строительству, пожнадзору, гортехнадзору, регистрам и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СиФМ).
Представляется интересным опыт США. Национальная стратегия стандартизации США ориентирована на расширение применения добровольных
Статья: Организация аудита медицинских учреждений (Суглобов А.Е., Шибеков Д.В.) ('Экономический анализ: теория и практика', 2009, n 14)  »
Читайте также