Статья: Новости от 17.03.2009 ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 4)

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 4
Бюджетный учет
Определение ВС РФ от 13.01.2009 N КАС08-679
Администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд с заявлением о признании недействующим п. 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция), в части, предусматривающей возложение на муниципальное образование обязанности по учету на балансе органов, осуществляющих управление муниципальным имуществом, имущества казны муниципального образования. По мнению администрации, Инструкция принята Минфином с нарушением предоставленных ему полномочий. Так, установленное п. 10 Инструкции требование учитывать имущество казны муниципального образования на балансе органов, осуществляющих управление муниципальным имуществом, противоречит положениям ст. ст. 214, 215 ГК РФ, нарушает права муниципального образования, возлагая на исполнительный орган местного самоуправления обязанность по бюджетному учету имущества казны муниципального образования на балансе такого органа, что приводит к образованию объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Кроме того, администрация просила Суд признать недействующим п. 1 Инструкции, указав, что содержащееся в нем понятие "бухгалтерский учет" отождествляется с понятием "бюджетный учет", что противоречит БК РФ, расширяет определение бюджетного учета, данное в этом Кодексе. Объектом бюджетного учета в соответствии с БК РФ является имущество публичных образований, в то время как согласно Инструкции бюджетному учету подлежат финансовые и нефинансовые активы, а также обязательства публичных образований.
Верховный Суд отказал администрации в удовлетворении иска. Администрация полагает, что Суд неправильно применил нормы материального права, пришел к ошибочному выводу о наличии у Минфина права на принятие Инструкции.
Кассационная коллегия Верховного Суда не нашла оснований для отмены решения Суда. По ее мнению, Верховный Суд пришел к правильному выводу, что Инструкция принята Минфином в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые положения Инструкции не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 165 БК РФ Минфин устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета, осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минфин разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и Инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Инструкция по бюджетному учету была разработана и утверждена Минфином в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета активов, обязательств в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также формирования ими бюджетной отчетности.
На основании приведенных выше норм законодательства Верховный Суд пришел к правильному выводу, что Инструкция принята уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере - Минфином.
Абзац 1 п. 1 Инструкции предусматривает, что Инструкция по бюджетному учету устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Согласно абз. 3 п. 1 Инструкции бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Верховный Суд, проанализировав положения абз. 1 и 3 п. 1 Инструкции, сделал обоснованный вывод, что они носят декларативный характер, не устанавливают прав и обязанностей и, следовательно, не нарушают прав заявителей.
Довод заявителя, что в п. 1 Инструкции в нарушение БК РФ незаконно отождествлены понятия "бухгалтерский учет" и "бюджетный учет", Суд правильно признал несостоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет, как система сбора, регистрации и обобщения информации, является частью бухгалтерского учета, который в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. БК РФ закреплена обязанность публично-правовых образований обеспечить ведение бюджетного учета всех принадлежащих им нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств.
Одним из основных источников правового регулирования бюджетного учета является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", поэтому Суд обоснованно признал законной ссылку на этот Федеральный закон в абз. 1 и 3 п. 1 Инструкции.
У Суда не было оснований для признания недействующим п. 10 Инструкции, предусматривающего, что счет 0 101 00 000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Обязанность отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципальных образований, а также операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, предусмотрена ст. 264.1 БК РФ.
Баланс исполнения бюджета должен содержать данные о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета (п. 4 ст. 264.1 БК РФ).
На основании вышеприведенных законоположений Суд сделал правильный вывод, что бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовому образованию, независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот, как находящиеся в оперативном управлении, так и учитываемые в казне. Отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны противоречит требованиям БК РФ и приводит к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключает возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе при передаче в аренду, в доверительное управление).
Обоснован и вывод Суда, что п. 10 Инструкции не противоречит ГК РФ, так как не регулирует гражданско-правовые отношения. Отражение или применение на балансе объектов имущества казны не ведет к изменению их правового режима и не ограничивает право собственности муниципальных образований.
Довод кассационной жалобы администрации, что оспариваемые положения Инструкции противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несостоятелен, поскольку названный Закон не регулирует вопросы бюджетного учета.
Оспариваемые заявителем положения Инструкции не регулируют вопросы налогообложения, поэтому несостоятелен довод кассационной жалобы, что эти положения возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.
Утверждения в кассационной жалобе, что Суд неправильно применил нормы материального права, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения Суда. Верховный Суд правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения.
Изменения законодательства
Приказ Федерального казначейства от 26.12.2008 N 13н "О признании утратившими силу Приказов Федерального казначейства"
В связи с введением в действие с 01.01.2009 Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" признаны утратившими силу Приказы Федерального казначейства от 22.03.2005 N 1н, от 07.11.2005 N 18н, от 09.11.2007 N 6н, от 24.06.2008 N 4н, от 07.09.2005 N 17н, от 31.07.2008 N 5н, от 30.12.2005 N 19н.
Внебюджетная деятельность
Приказ Минфина России от 27.02.2009 N 17н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 88н"
Согласно Приказу до 1 июля 2009 г. продлен срок, в течение которого действуют генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выданные в соответствии с Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н.
Оплата труда
Письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 42-8.2-05/27-1798
Районные коэффициенты и процентные надбавки имеют особый порядок начисления к заработной плате в отличие от других видов компенсационных выплат, которые устанавливаются к окладам и ставкам заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений (п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583). Районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника. Вопросы начисления районных коэффициентов к заработной плате разъяснены также в Единых рекомендациях по установлению на федеральном региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год, разработанных Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений.
Амортизация
Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 165 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"
Ряд позиций Классификации основных средств переведены из одной амортизационной группы в другую. Так, буровое нефтепромысловое и геолого-разведочное оборудование переведено из третьей амортизационной группы во вторую. Оборудование для контроля технологических процессов перемещено из четвертой группы во вторую, а сооружения для поддержания пластового давления и нефтегазосборные сети - из четвертой группы в третью. Скважины газовые для эксплуатационного бурения и станки-качалки исключены из пятой группы и включены в третью. Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 кВт и выше (кроме специальных силовых и крупногабаритных) и электродвигатели специальные силовые переведены из шестой группы в пятую. Металлические вертикальные цилиндрические резервуары для хранения нефтепродуктов переведены из девятой группы в пятую.
Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Размер пособия по нетрудоспособности
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.02.2009 N 03-03-06/1/60
Статьей 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 18 720 руб., в 2010 г. - 20 030 руб., в 2011 г. - 21 390 руб. Вместе с тем размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности может превышать эти суммы. Если такая выплата, превышающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрена локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, то суммы этих доплат до фактического заработка работника могут быть отнесены организацией-работодателем к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль (ст. 255 НК РФ). Поскольку сумма указанной доплаты отнесена к расходам, уменьшающим доходы при налогообложении прибыли, такая сумма доплаты облагается ЕСН. Также сумма доплаты в части превышения максимального пособия облагается НДФЛ.
Подписано в печать
17.03.2009

Читайте также