Статья: Целевые рейтинги эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений (Волчков В.Н., Свиридова Н.В., Циндин Н.С.) ("Финансы", 2009, n 3)

"Финансы", 2009, N 3
ЦЕЛЕВЫЕ РЕЙТИНГИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОХОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные учреждения финансируются за счет бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и могут получать доход от внебюджетной деятельности, т.е. приносящей доход деятельности, или "доходной деятельности". Применение термина "доходная деятельность" можно обосновать следующим образом.
В бюджетных учреждениях осуществляется только безубыточная деятельность и работа с минимальными рисками, т.е. экономический смысл внебюджетной деятельности - получение дохода.
В ст. 161 "Особенности правового положения бюджетных учреждений" Бюджетного кодекса РФ указано, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Порядок составления, утверждения и ведения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности подведомственных учреждений утверждается главным распорядителем бюджетных средств, где определено, что доходы не должны превышать расходы по результатам внебюджетной деятельности, так как бюджетным законодательством РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет внебюджетных средств. Применение данного пункта не позволяет бюджетным учреждениям образовывать убыток. В этом заключается существенное отличие деятельности бюджетных учреждений от коммерческих организаций - финансовый результат от внебюджетной деятельности в бюджетных учреждениях всегда положительный. Экономический смысл образующейся разницы превышения доходов от рыночных продаж услуг над расходами соответствует прибыли.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что финансовый результат от внебюджетной деятельности в бюджетных учреждениях всегда положительный (отсутствие убытка).
Кроме этого в пользу применения термина "доходная деятельность" говорит и общепринятое толкование термина "доходная", т.е. приносящая доход, прибыльная деятельность.
Одним из принципов бюджетной системы РФ является результативность и эффективность использования бюджетных средств, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ означает, что "при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств".
Эффективность - распространенный экономический термин, в переводе с латинского языка означает действенный, производительный, дающий результат.
Эффективность деятельности коммерческих организаций принято рассматривать как соотношение эффекта и использованных ресурсов.
Можно сказать, что эффективность доходной деятельности бюджетных учреждений - это достижение положительной или стабильной динамики добавленной стоимости и доходов от рыночных продаж, лучшего финансового результата, но ниже пороговых значений критериальных показателей, с использованием достаточной для развития величины расходов, утвержденных в сметах доходов и расходов.
На протяжении продолжительного времени основной доход бюджетных учреждений формируется в основном от оказания платных услуг в следующих крупных сферах деятельности: здравоохранении, образовании, культуры, научно-исследовательской и др.
Это позволило, например, высшим учебным заведениям за счет средств, полученных преимущественно от предоставления платных образовательных услуг, повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу, развивать материально-техническую базу (в том числе вести строительство новых объектов), проводить капитальные ремонты зданий, помещений и т.д.
Доход от внебюджетной деятельности является в основном дополнительным источником формирования средств бюджетных учреждений. Но в случае задержки бюджетного финансирования или для модернизации оборудования, улучшения условий труда и отдыха персонала этот доход может направляться на расходы по бюджетным статьям, что обеспечивает стабильную платежеспособность бюджетных организаций.
В связи с этим возникает необходимость проведения сравнительного анализа эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений.
В настоящее время наиболее популярным направлением сравнительного экономического анализа является определение рейтинга. Построенные рейтинги могут быть не только основой для сравнительной оценки отдельных сфер деятельности с целью выбора программ развития бюджетных учреждений, формирования бюджета, но и для руководства бюджетных учреждений - составления прогнозов собственного развития, повышения конкурентоспособности.
Эффективность коммерческих организаций традиционно определяется рентабельностью - относительным показателем, характеризующимся размером прибыли, приходящейся на рубль потребляемых ресурсов, что применимо и в бюджетных учреждениях.
Не менее важными относительными показателями, отражающими эффективность доходной деятельности бюджетных учреждений, могут быть коэффициенты или темпы роста добавленной стоимости и объемов доходов от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ.
Основной проблемой является выбор обобщающей системы показателей, применяемой в сравнительном анализе эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений. Предлагается использовать в методиках рейтингового анализа относительные показатели, характеризующие темп роста дохода от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ, долю добавленной стоимости в общем объеме дохода и уровень рентабельности доходной деятельности.
Использование показателя добавленной стоимости в сравнительном анализе эффективности доходной деятельности связано с тем, что поступающие средства от приносящей доход деятельности в бюджетных учреждениях в основном направляются на выплату заработной платы работникам, занятым оказанием платных услуг, и начисления на оплату труда (единого социального налога и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев). Начисленная заработная плата, единый социальный налог, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев, а также амортизация, прибыль, суточные за время нахождения сотрудников в командировках являются элементами добавленной стоимости на микроуровне.
В сравнительном анализе эффективности доходной деятельности рекомендуется применять целевые рейтинги. Термин "целевой" в бюджетных учреждениях является основополагающим в финансировании и направлениях использования бюджетных и внебюджетных средств.
В аналитическую практику проведения анализа эффективности деятельности федеральных государственных учреждений введен перечень целевых показателей для реализации Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
По нашему мнению, ошибочность названия показателей "целевые" заключается в следующем:
- они уже определены в экономическом анализе как экономические стоимостные или натуральные показатели;
- термин "целевой" рекомендован для применения в исследовании конкретных направлений деятельности в зависимости от целей заинтересованных пользователей.
Поэтому целесообразно называть вид или раздел анализа, а не отдельный экономический показатель.
Предлагаемые методики расчета целевых рейтингов базируются на сравнении одного, самого главного относительного показателя - коэффициента, характеризующего отдельные составляющие эффективности, с пороговым значением критериальных показателей. Такие показатели могут быть общими для определенных сфер деятельности, но и должны разрабатываться по различным сферам деятельности. Полученное соотношение показателей выражается индексом.
Расчеты целевых индексов для построения рейтингов должны основываться на следующих относительных показателях:
- целевой индекс добавленной стоимости - доля добавленной стоимости в общем объеме дохода от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ;
- целевой индекс дохода - темп роста доходов;
- целевой индекс рентабельности - уровень рентабельности доходной деятельности.
Пример целевого рейтинга бюджетных учреждений по уровню рентабельности доходной деятельности приведен в таблице.
Таблица
Целевой рейтинг бюджетных учреждений по уровням
рентабельности доходной деятельности
----------------T---------------T--------------T--------------------T---------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Место бюджетного ¦ ¦
¦ Сфера ¦ Наименование ¦ Значение ¦ учреждения ¦ Уровень ¦
¦ деятельности ¦ бюджетного ¦ индекса +------------T-------+ и оценка ¦
¦ ¦ учреждения ¦рентабельности¦ в сфере ¦ в ¦ рентабельности¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности¦регионе¦ ¦
+---------------+---------------+--------------+------------+-------+---------------+
¦Сфера ¦ФГОУ ВПО ¦ 1,10 ¦ 1 ¦ 1 ¦ I ¦
¦образования ¦Государственный¦ ¦ ¦ ¦ Отличная ¦
¦ ¦университет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------+------------+-------+---------------+
¦ ¦ФГОУ ВПО ¦ 0,92 ¦ 2 ¦ 2 ¦ II ¦
¦ ¦Медицинский ¦ ¦ ¦ ¦ Недостаточно ¦
¦ ¦университет ¦ ¦ ¦ ¦ высокая ¦
¦ +---------------+--------------+------------+-------+---------------+
¦ ¦ФГОУ ВПО ¦ 0,78 ¦ 3 ¦ 3 ¦ IV ¦
¦ ¦Педагогический ¦ ¦ ¦ ¦ Не достигающая¦
¦ ¦университет ¦ ¦ ¦ ¦хорошего уровня¦
+---------------+---------------+--------------+------------+-------+---------------+
¦Сфера ¦Областная ¦ 0,56 ¦ 1 ¦ 4 ¦ ¦
¦здравоохранения¦клиническая ¦ ¦ ¦ ¦ VI ¦
¦ ¦больница N 1 ¦ ¦ ¦ ¦ Не достигающая¦
¦ +---------------+--------------+------------+-------+среднего уровня¦
¦ ¦МУЗ Родильный ¦ 0,53 ¦ 2 ¦ 5 ¦ ¦
¦ ¦дом N 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------+------------+-------+---------------+
¦ ¦Областной ¦ 0,47 ¦ 3 ¦ 6 ¦ VII ¦
¦ ¦онкологический ¦ ¦ ¦ ¦ Низкая ¦
¦ ¦диспансер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---------------+--------------+------------+-------+----------------
Отобранные показатели обладают окончательными характеристиками доходной деятельности бюджетных учреждений.
Важными для теории и практики сравнительного анализа эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений являются сравнения в динамике за ряд лет и правильность формирования и использования соответствующей информационной базы. В настоящее время информационной базой формирования доходов и расходов бюджетных учреждений является бюджетная отчетность. С 1 января 2008 г. бюджетная отчетность включает (ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ): отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
В расчете темпа роста доходов должен использоваться абсолютный показатель "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ", который содержится в аналогичной строке 040 отчета о финансовых результатах деятельности (форма бюджетной отчетности). Но при этом особое значение имеет учет фактора инфляции. Установлено, что некорректно применять средний индекс инфляции по стране для всех организаций. В сравнительном анализе должен учитываться не средний по России индекс цен, а рассчитанный индекс на уровне конкретных организаций. Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ должны корректироваться на данный показатель, т.е. определяться как частное от соотношения суммы доходов отчетного года и среднего индекса цен на микроуровне, и отражаться в приложении к пояснительной записке бюджетной отчетности. Средний индекс цен должен рассчитываться как отношение доходов в фактических ценах к доходам в ценах прошлого периода. Показатели, скорректированные на индекс инфляции, будут основой для вычисления сопоставимого объема доходов в динамике. Другие показатели, характеризующие эффективность доходной деятельности бюджетных учреждений, должны корректироваться и отражаться в приложении к пояснительной записке.
В целях использования показателя прибыли в расчетах добавленной стоимости и рентабельности логично предложить введение строки "Прибыль от продаж" в отчете о финансовых результатах, в которой будет отражена сумма разницы доходов (за минусом сумм налога на добавленную стоимость, если данная деятельность облагается НДС) и расходов от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ.
Важность получаемой аналитической информации может определяться следующими ключевыми принципами:
- взаимосвязанное исследование добавленной стоимости и динамики доходов от рыночных продаж услуг;
- определение общих методических приемов расчетов и использования относительных показателей;
- обязательное применение не менее двух группировок учреждений (первичной и вторичной) в целях определения их мест при построении целевых рейтингов, достижения сопоставимости исходных данных и окончательных характеристик эффективности доходной деятельности;
- обеспечение достоверности основной информационной базы - отчетности;
- представление готовых аналитических продуктов в виде таблиц с построенными целевыми рейтингами сгруппированных организаций и иной аналитической информации разным пользователям - на региональном и российском уровнях;
- регулярность проведения сравнительного анализа и мониторинга результатов сравнительного анализа на разных уровнях с опубликованием аналитических продуктов в специальных источниках.
Таким образом, результатом сравнительного анализа эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений должны стать качественно новые аналитические продукты - построенные целевые рейтинги, а их публикация в каждой области может быть полезна не только для целей удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей, но и мониторинга развития бюджетных учреждений за счет средств, полученных от доходной деятельности.
В.Н.Волчков
Руководитель УФК
по Пензенской области
Н.В.Свиридова
К. э. н.
Пензенский государственный университет
Н.С.Циндин
К. э. н.
Пензенский государственный университет
Подписано в печать
13.03.2009

Вопрос: Какие периоды включаются в стаж для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности? ('Финансы', 2009, n 3)  »
Читайте также