Статья: Ликвидация объекта недвижимости: документальное оформление (Стуков Л.С.) ("Бухгалтерский учет", 2009, n 4)

"Бухгалтерский учет", 2009, N 4
ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ: ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Вопросы постановки на баланс объектов недвижимости, как вновь построенных, так и приобретенных, уже достаточно подробно и неоднократно рассмотрены. Что касается ликвидации объекта недвижимости, то подобная ситуация встречается не так часто.
Какими документами оформляется процесс ликвидации
объекта недвижимости?
Для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств и оформления документации при его выбытии в организации приказом руководителя должна быть создана комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
В компетенцию комиссии входит составление акта на списание объекта основных средств. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств по унифицированной ф. N ОС-4, который утверждается руководителем организации.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи нужно сделать и в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.
В случае принятия решения о ликвидации объекта недвижимости по причине невозможности его дальнейшего использования, необходимо представление документов в органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) для регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости. При этом необходимо соблюдать установленные требования к перечню представляемых документов.
Для проведения государственной регистрации прав заявителем представляются документы в соответствии с перечнем документов для государственной регистрации прав согласно п. 30 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
1) заявление о государственной регистрации прав;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
3) документ об уплате государственной пошлины (за исключением случаев, указанных в п. 4 Административного регламента, когда в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации государственная пошлина уплате не подлежит);
4) документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя, сторон сделок, к которым относятся:
- нотариально удостоверенная доверенность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени юридического лица без доверенности;
5) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права:
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе распоряжение (приказ) исполнительного органа собственника;
6) кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или план иного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Представитель юридического лица дополнительно представляет (предъявляет) учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а также документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
После регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости территориальный орган Росрегистрации аннулирует свидетельство о праве собственности на объект недвижимости (как правило, наложением соответствующего штампа).
Необходима ли государственная регистрация прекращения
права собственности?
Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривает государственную регистрацию возникновения права собственности, перехода права собственности и прекращения права собственности. Если проигнорировать требование Закона и не провести документальное оформление ликвидации объекта в полном объеме, налоговые органы вправе предположить, что ликвидация объекта недвижимости была фиктивной, а действия налогоплательщика были недобросовестными и направленными на создание искусственной ситуации, которая не имеет реальной деловой цели и направлена исключительно на необоснованное снижение налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Необходима ли государственная регистрация прекращения
права собственности на объект недвижимости перед снятием
объекта с учета и, следовательно, исключение его стоимости
из налогооблагаемой базы по налогу на имущество
организаций?
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При ликвидации объекта недвижимости действие всех вышеперечисленных условий прекращается и оснований для дальнейшего учета объекта в качестве основного средства не имеется. Никаких иных условий и оговорок, касающихся государственной регистрации прекращения права собственности, ПБУ 6/01 не содержит.
Когда процесс ликвидации объекта недвижимости
считается завершенным?
Процесс ликвидации объекта недвижимости может занять некоторое время. Согласно позиции Минфина России, приведенной в Письме от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24 и основывающейся на п. 84 Методических указаний по учету основных средств, процесс ликвидации объекта недвижимости следует считать законченным после списания остаточной стоимости на финансовый результат по окончании выбытия объекта.
Что представляет собой кадастровый план
объекта недвижимости?
Согласно ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- кадастровой справки.
Согласно примечанию 1 к Приложению N 3 Приказа Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" сведения из государственного кадастра недвижимости предоставляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
За предоставление в установленном порядке кадастровых сведений, а также за постановку на учет объекта недвижимости должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Но в действующей редакции гл. 25.3 НК РФ уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена. Поэтому в настоящее время за осуществление кадастрового учета недвижимости, за предоставление в установленном порядке кадастровых сведений государственная пошлина не взимается. Не взимается и плата за предоставление сведений из государственного земельного кадастра.
Л.С.Стуков
ООО "Независимые деловые консультации"
Подписано в печать
30.01.2009

Читайте также