Статья: Инструменты управления прибылью: анализ прибыли по данным отчетности (Станиславчик Е.) ("Финансовая газета", 2010, n 49)

"Финансовая газета", 2010, N 49
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ:
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПО ДАННЫМ ОТЧЕТНОСТИ
Главным инструментом управления прибылью служит анализ - процесс исследования условий и результатов ее формирования, распределения и использования с целью выявления резервов повышения доходности. Анализ предоставляет информацию как о внешнем окружении - о развитии в прошлом и будущих перспективах отрасли в целом и конкурентах, о ситуации на рынках сбыта и закупок, так и о внутренних возможностях предприятия, служит инструментом принятия решений в каждом блоке управления (планирование, организация, координирование, учет и контроль, мотивация).
Анализ необходим для:
повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
оценки достоверности учета и оперативности контроля;
мотивации работников к достижению поставленных целей.
Для обеспечения основных принципов анализа - системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем - перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают минимально необходимое и достаточное количество взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:
натуральные и стоимостные;
абсолютные и относительные;
средние и удельные;
конечные и частные;
количественные и качественные характеристики.
Приемы и методы анализа подробно описаны в специальной литературе. В рамках управления прибылью целесообразно использовать приемы следующих видов анализа:
горизонтальный анализ (динамика прибыли);
вертикальный анализ (структура доходов и расходов);
анализ коэффициентов (рентабельность);
факторный анализ (модели Дюпон).
При этом распространенный в учебной практике факторный анализ прибыли в форме оценки влияния на прибыль изменения отпускных цен, цен на материалы и тарифов на услуги, изменений в объеме товаров, экономии от снижения себестоимости (структурные сдвиги) и прочего характеризуется громоздкостью расчетов, поэтому следует самостоятельно оценивать целесообразность таких расчетов для принятия управленческих решений.
Цель проведения анализа - не техническое совершенство, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами-экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений.
Анализ осуществляется в следующей последовательности:
определение целей анализа;
сбор информации;
обработка информации с целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных;
формирование системы аналитических показателей;
разработка алгоритма проведения анализа;
расчет показателей, составление аналитических таблиц, схем, диаграмм;
сравнение рассчитанных показателей с плановыми величинами, с нормативами, со среднеотраслевыми данными;
определение факторов, влияющих на показатели;
построение факторных моделей, анализ взаимосвязи и взаимозависимости показателей, факторов;
постановка проблемы - обобщение результатов анализа, выводы, рекомендации для принятия управленческих решений.
Пример. По отчетности российского предприятия, выпускающего химическую продукцию (см. пример в предыдущей статье ("Финансовая газета" от 21 октября 2010 г., N 43, с. 13)), проанализируем динамику прибыли и структуру доходов и расходов. Результаты расчета аналитических показателей представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика показателей, %
------------------------------T----------------------T--------------------¬
¦ Показатели ¦ Второй год ¦ Первый год ¦
¦ ¦ к первому году ¦ ко второму ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Темп роста: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+ ¦ ¦
¦Выручки ¦ 122,3 ¦ 165,2 ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Валовой прибыли ¦ 137,7 ¦ 157,8 ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Прибыли от продаж ¦ 153,4 ¦ 181,9 ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Операционной прибыли ¦ 151,8 ¦ 184,8 ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Прибыли до налогообложения ¦ 151,9 ¦ 208,2 ¦
+-----------------------------+----------------------+--------------------+
¦Прибыли после налогообложения¦ 136,3 ¦ 222,9 ¦
L-----------------------------+----------------------+---------------------
Во втором году валовая прибыль возросла на 37,7% по сравнению с предыдущим периодом, опередив рост выручки (22,3%), что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов. Об экономии коммерческих и управленческих расходов говорит рост прибыли от продаж на 53,4%, превышающий увеличение валовой прибыли. Незначительно отличается динамика прибыли от продаж, операционной и прибыли до налогообложения. А более низкий темп роста чистой прибыли (прибыли после налогообложения) говорит об увеличении налогового бремени и требует анализа учетной политики компании.
Тенденция изменения показателей сохраняется и в следующем периоде (табл.2).
Таблица 2
Состав и структура доходов и расходов в третьем году
------------------------------T---------------------T---------------------¬
¦ Показатели ¦ Доходы ¦ Расходы ¦
¦ +--------T------------+---------T-----------+
¦ ¦млн руб.¦ удельный ¦ млн руб.¦ удельный ¦
¦ ¦ ¦ вес, % ¦ ¦ вес, % ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Выручка от продаж ¦11 787,8¦ 80,92 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Себестоимость ¦ ¦ ¦ 7 337,2 ¦ 58,3 ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Коммерческие расходы ¦ ¦ ¦ 438,7 ¦ 3,49 ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Управленческие расходы ¦ ¦ ¦ 967,9 ¦ 7,69 ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Доходы от участия в других ¦ 10,5¦ 0,07 ¦ ¦ ¦
¦организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Прочие операционные доходы ¦ 2 665,2¦ 18,3 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Прочие операционные расходы ¦ ¦ ¦ 2 624,3 ¦ 20,85 ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Прочие внереализационные ¦ 99,8¦ 0,69 ¦ ¦ ¦
¦доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Прочие внереализационные ¦ ¦ ¦ 530,9 ¦ 4,22 ¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Отложенные налоговые активы ¦ 4,5¦ 0,03 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Отложенные налоговые ¦ ¦ ¦ 28,96¦ 0,23 ¦
¦обязательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Налог на прибыль (позиция ¦ ¦ ¦ 658,3 ¦ 5,23 ¦
¦условно отнесена к расходам) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Всего, доходы и расходы ¦14 567,8¦ 100,00 ¦12 586,26¦ 100,00 ¦
+-----------------------------+--------+------------+---------+-----------+
¦Прибыль после налогов (сальдо¦ 1 981,54 ¦
¦доходов и расходов), млн руб.¦ ¦
L-----------------------------+--------------------------------------------
 Расходы составляют 86% доходов, в составе доходов выручка превышает 80%, а на долю себестоимости приходится 58,3% общей суммы расходов.
Финансовые менеджеры в процессе принятия решений используют данные  финансового анализа - анализа данных, представленных в бухгалтерской отчетности. К сожалению, отчетность российских организаций используется для различных непрофильных целей: расчета налогов, контроля за хозяйственной деятельностью, определения имущественных прав и обязательств юридических лиц и т.п. Вплоть до настоящего времени она не может быть использована по своему прямому назначению - для принятия экономических решений, так как не показывает реального финансового положения и реальных итогов деятельности организаций.
Возрастание роли финансовых менеджеров в управлении фирмой не означает самодостаточности финансового анализа - интерпретация его результатов, принятие результативных управленческих решений возможны лишь в тесном сотрудничестве с менеджерами-производственниками. Для выработки действенных управленческих решений необходимо результаты финансового анализа рассматривать во взаимосвязи с анализом рынка, управленческим учетом и управленческим анализом. В свою очередь, руководители и ведущие специалисты должны иметь представление о том, как деятельность их подразделений влияет на финансовые параметры, и быть, соответственно, мотивированными в улучшении этих параметров.
Сравним динамику выручки, чистой прибыли и прибыли до налогообложения "энергетических дочек" Газпрома (табл.3).
------------------------------------T-----------T-----------T-------------¬
¦ Мосэнерго ¦ 2008 г. ¦ 2009 г. ¦Темп роста, %¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦Производство электроэнергии, млрд ¦ 64,3 ¦ 62,4 ¦ 97,0 ¦
¦кВт x ч ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦Производство теплоэнергии, млн Гкал¦ 61,7 ¦ 65,4 ¦ 106,0 ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦Выручка, млн долл. ¦ 3227 ¦ 3685 ¦ 114,2 ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦EBITDA, млн долл. ¦ 284 ¦ 531 ¦ 187,0 ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦Чистая прибыль (убыток), млн долл. ¦ 70 ¦ 17 ¦ 24,3 ¦
+-----------------------------------+-----------+-----------+-------------+
¦ИСТОЧНИК: "Ведомости", 8 февраля 2010 г., N 21 ¦
L--------
Сравнение темпа роста выручки Мосэнерго (114,2%) с динамикой производства тепловой и электроэнергии (106,0 и 97,0% соответственно) показывает, что в значительной степени рост выручки обеспечен ростом цен и тарифов, а не какими-то особыми усилиями менеджмента. При этом то обстоятельство, что чистая прибыль снизилась в 4,1 раза при увеличении EBITDA на 87%, явно свидетельствует о просчетах в учетной политике и финансовой деятельности.
Е.Станиславчик
К. э. н.,
доцент
Московская бизнес-школа
Подписано в печать
01.12.2010

Читайте также