Статья: Регулирование игорного бизнеса за рубежом (Юдин Е.) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, n 4)

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 4
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ
В настоящее время деятельность по организации и проведению азартных игр и пари в том или ином виде разрешена практически во всех странах Европы, Северной, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании, в ряде государств Азии и Африки.
Имеющаяся в России информация, отражающая правовое регулирование игорного бизнеса за рубежом, крайне недостаточна. Лишь отдельные материалы содержат весьма детальный анализ опыта в данной сфере (Ковтун Е., Ковалев С. Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах. - М., 2006).
Наблюдаются как позитивные, так и негативные стороны игорного бизнеса, влияющие на социально-экономическое развитие тех или иных государств.
Как показала практика, помимо законодательной базы в обязательном порядке должны действовать специализированные органы, обеспечивающие системный подход к контролю и надзору за игорным бизнесом. При наличии обоих из названных компонентов удается в полной мере учесть проблемы и национальную специфику этого бизнеса и создать достаточно эффективную систему его регулирования.
Существуют различные подходы к статусу органов, наделенных полномочиями по регулированию игорного бизнеса. В странах Европы, имеющих, пожалуй, наиболее продолжительную историю его развития, сформировались разнообразные варианты структуры соответствующих органов с точки зрения их ведомственной самостоятельности (в зависимости от того, является ли такой орган самостоятельным или же он входит в состав конкретного министерства). В данном контексте показатель "самостоятельность" складывается на основе оценки данных, характеризующих, с одной стороны, полномочия регулирующих органов, а с другой - степень их независимости от конкретного министерства.
Общая оценка свидетельствует о сохраняющемся в государствах Европы относительно невысоком уровне независимости и полномочий органов, регулирующих игорный бизнес, что повышает требования к статусу указанных органов. В качестве перспективного направления выбрана линия на унификацию мер по регулированию игорного бизнеса. В этих целях в Европейском союзе разрабатывается единый закон об азартных играх для всех участников союза.
Рассмотрим формирование органов, регулирующих игорный бизнес, в отдельных странах мира.
В штате Нью-Джерси США в сфере регулирования игорного бизнеса действуют два самостоятельных органа: комиссия по контролю за казино как независимое подразделение Финансового департамента штата и отдел по реализации игорного законодательства Департамента юстиции и общественной безопасности штата. Разделение разрешительных и контрольных функций между этими двумя не зависящими друг от друга органами повышает объективность их деятельности. Аналогичный подход применяется и при регулировании игорного бизнеса в штате Невада. Однако в целях большей эффективности управления игорным бизнесом сформированы три органа: комитет, определяющий политику штата в области азартных игр, и подведомственные непосредственно губернатору штата комиссия по азартным играм и совет штата по контролю за азартными играми. В целом опыт США свидетельствует о разделении полномочий по выдаче разрешений на ведение игорного бизнеса и контролю за ним между разными структурами. В некоторых странах эти функции совмещены в одном органе.
Примером единого государственного органа, выполняющего весь спектр регулирующих функций в сфере игорного бизнеса, является комиссия по азартным играм Великобритании - независимое подразделение министерства по делам культуры, средств массовой информации и спорта.
В Швейцарии таковым является подразделение министерства юстиции страны - Федеральный совет по азартным играм. Вместе с тем формирование совета перенесено на более высокий уровень, его члены выбираются и (или) назначаются правительством.
В Бельгии комиссия по азартным играм так же, как и в Швейцарии, является подразделением министерства юстиции, однако в состав комиссии входят представители других министерств. Таким образом, комиссия во многом носит межведомственный характер. При этом председатель комиссии, его заместитель и члены этого органа назначаются королем.
В Словении регулирующие функции возложены на отдел по наблюдению за азартными играми министерства финансов, состав и порядок формирования которого определяются министерством.
Совет по контролю за азартными играми Нидерландов представляет независимое подразделение министерства юстиции, члены которого назначаются руководителем государства (фактически с его ведома правительством).
Государственная комиссия по азартным играм Болгарии входит в состав министерства финансов. Председатель и члены комиссии назначаются министром финансов.
Деятельность Государственной комиссии по надзору за азартными играми Литвы подчиняется непосредственно правительству, что свидетельствует о большей независимости этого органа.
Комиссия по азартным играм Новой Зеландии также находится в непосредственном подчинении правительства.
Практика Южно-Африканской Республики в части множественности регулирующих игорный бизнес органов отчасти сходна с опытом США. Здесь действуют совет, определяющий политику в области азартных игр, и национальный комитет по азартным играм.
Таким образом, анализ структуры органов, регулирующих игорный бизнес, свидетельствует о различных вариантах самостоятельности этих органов (от подразделения в составе министерства до независимого образования), количества и порядка их формирования (от ведомственных решений до государственных актов первых лиц и органов власти страны). Однако данные органы имеют относительно сходный перечень задач. К сотрудникам органов, регулирующих игорный бизнес, предъявляются различные требования социального и профессионального характера. Кроме того, в практике зарубежных стран отмечается широкий перечень запретительных мер на совмещение работы в этих органах с другими видами деятельности и наличием финансового интереса в игорном бизнесе.
Е.Юдин
К.э.н.,
ведущий научный сотрудник
отдела налогов НИФИ АБиК
Минфина России
Подписано в печать
21.01.2009

Статья: Подтверждение отдельных периодов трудового стажа на основе свидетельских показаний (Шевчук Д.) ('Финансовая газета. Региональный выпуск', 2009, n 4)  »
Читайте также