Статья: Предложения ТПП России по возможностям сближения налогового и бухгалтерского учета ("Налоги и налогообложение", 2008, n 11)

"Налоги и налогообложение", 2008, N 11
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТПП РОССИИ ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ СБЛИЖЕНИЯ
НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ТПП России отмечает, что анализ результатов анкетирования бухгалтеров организаций-налогоплательщиков позволил получить следующие выводы:
- по организации налогового учета. Большинство организаций имеет специализированные регистры налогового учета либо в полном объеме, либо по отдельным участкам учета. Для большинства налогоплательщиков налоговый учет не является системой, имеющей свои индивидуальные цели и задачи.
Налоговый учет не существует как стабильная самостоятельная система учета и принимает различные формы соединения с системой бухгалтерского учета (вплоть до полного совпадения) в зависимости от индивидуальных предпочтений участников экономической деятельности.
При этом трудозатраты налогоплательщика возрастают в связи:
а) с необходимостью разработки налоговых регистров;
б) выполнением дополнительных процедур по вводу и обработке информации о фактах хозяйственной деятельности;
в) дополнительной проверкой информации о доходах и расходах по данным налогового учета, поскольку налоговый учет не предполагает наличия системы двойной записи и учетные работники лишены возможности проверки внутри учетной системы;
г) затратами дополнительного времени во время налоговой проверки для ознакомления проверяющих с организацией системы налогового учета. Практически 90% налогоплательщиков сталкивается с этими проблемами, причем почти треть налогоплательщиков выделяет данную ситуацию как значительную и, следовательно, повышающую трудозатраты учетных работников;
- по информационному значению налоговых регистров. Дополнительные затраты времени на введение данных для целей налогового учета и наличие программного обеспечения, предполагающего автоматизацию учетных процедур, не приводит у большей части налогоплательщиков к автоматическому формированию результатов и не устраняет дополнительные затраты времени на обработку получаемой информации у большинства организаций.
Налогоплательщики должны выполнять дополнительную работу по формированию налоговых деклараций, причем значительная часть из них (35% от общего числа налогоплательщиков) предпочитает полностью формировать налоговую отчетность по данным бухгалтерского учета;
- по учетной политике. Опрашиваемые дали ответы, которые показали, что ими используются такие приемы учета, утверждаемые в учетной политике, которые позволяют унифицировать правила налогового и бухгалтерского учета. Практически искусственным образом два различных учета сводятся к единому учету. Причем налогоплательщики однозначно отдают предпочтение тем приемам, которые регламентированы налоговым законодательством.
Отмечаем, что по всем значимым методам учетной политики, по которым у участников рынка имеется возможность использовать различные методы, ею пользуется не более 10% налогоплательщиков. При этом чем меньше размер организации, тем меньше среди них доля субъектов, использующих различные методы учета.
Правила, предписываемые налоговым законодательством, начинают довлеть над учетными бухгалтерскими процедурами организации. Налогоплательщики унифицируют учетные процедуры для бухгалтерского и налогового учета.
Для налогоплательщика ведущей отчетностью является налоговая, именно поэтому он стремится использовать унифицированные учетные методы, чтобы приблизить налоговую отчетность к бухгалтерской и формировать доходы и расходы для целей налогового учета непосредственно в бухгалтерских регистрах. При этом налогоплательщик пренебрегает принципами экономической достоверности представления финансовой отчетности в угоду рационализации учетного процесса;
- по применению ПБУ 18/02. Ответы налогоплательщиков говорят о том, что они в полном объеме не используют возможности ПБУ, а предпочитают определить суммы отложенных налоговых активов и обязательств расчетным путем. ПБУ 18/02 применяется участниками экономических отношений формально;
- по оценке налогового законодательства. Уровень сложности законодательства в целом оценивается опрашиваемыми как "приемлемой сложности". Как совершено несложные рассматриваются "Доходы от реализации", "Материальные расходы", "Расходы на оплату труда", "умеренно сложными" являются участки: "Амортизируемое имущество" и "Ценные бумаги". К числу "более сложных" отнесены участки учета "Прочие расходы" и "Незавершенное производство и готовая продукция". Участок "Прочие расходы" позиционируется опрашиваемыми как "умеренно сложный", а "Незавершенное производство и готовая продукция" - как "сложный".
Данные участки учета включают расходы, по которым наиболее часто возникают разногласия между налогоплательщиками и представителями налоговых органов. Основной причиной является открытый перечень расходов, когда налогоплательщик может включить в их состав любые расходы, если они являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, и отсутствие точной интерпретации в налоговом законодательстве таких понятий, как "прямые расходы", "косвенные расходы", "экономически обоснованные расходы";
- по налоговой отчетности. Сложность способа представления информации в налоговой отчетности (налоговой декларации) приводит к большому количеству ошибок, не связанных с определением налоговой базы организации. В первую очередь это касается организаций малого и среднего бизнеса. В итоге возникает значительное количество нарушений различных масштабов от "незначительных" до "значительных".
"Средний" налогоплательщик из-за сложности существующей налоговой декларации и методических рекомендаций по ее заполнению допускает значительное количество ошибок, которые приводят к налоговым санкциям со стороны проверяющих органов.
Общий вывод по результатам опроса налогоплательщиков состоит в следующем: обособление методов налогового и бухгалтерского учета, отсутствие единой системы регистрации и обработки информации, неиспользование в налоговом учете принципа двойной записи приводит к повышению трудозатрат по ведению учета.
Увеличение трудозатрат не способствует повышению эффективности учетных процедур для оценки финансового результата организации. Поскольку в большинстве случаев налогоплательщик уточняет или проверяет результаты, полученные в налоговых регистрах, по данным бухгалтерского учета. Исключение составляют крупные предприятия, для которых дополнительные затраты по ведению налогового учета компенсируются снижением величины налоговых платежей в бюджет.
Мультипликативный эффект от сложности налогового законодательства, обособленности методов налогового и бухгалтерского учета, отсутствие единой системы регистрации и обработки информации, согласованной с задачами исчисления налоговой базы, приводят к повышению трудозатрат в целом по налоговой проверке при одновременном увеличении сомнений в достоверности ее итогов.
В качестве основных направлений сближения бухгалтерского и налогового учета ТПП России предлагает:
- совершенствование методологии бухгалтерского учета по направлению классификации расходов (прямых и косвенных, основных и накладных, переменных и постоянных) по отраслям экономики.
В настоящее время в нормативных документах по бухгалтерскому учету отсутствует четкое определение прямых и косвенных расходов. Однако из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета можно сделать вывод, что прямыми называются расходы, связанные с производством отдельных конкретных видов продукции (работ, услуг), например, затраты сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, основная заработная плата производственных рабочих и пр., которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость, т.е. списаны на дебет счета 20 "Основное производство".
Косвенные расходы относятся, как правило, к нескольким видам продукции (работ, услуг), например расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общехозяйственные расходы.
В группировке затрат по статьям прямые расходы, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи, т.е. состоят из затрат, включающих несколько элементов. Косвенные расходы в течение месяца собираются на дебете счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". По окончании месяца путем соответствующего расчета они, как правило, распределяются между объектами учета затрат и списываются с кредита счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" на дебет счета 20 "Основное производство".
В зависимости от учетной политики общехозяйственные расходы могут не распределяться между отдельными видами продукции (работ, услуг), а сразу включаться в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. списываться с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" на дебет счета 90 "Продажи".
Таким образом, выбор варианта списания косвенных расходов существенно влияет на финансовый результат организации. Налогоплательщик (на основе права, предоставленного ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации) может использовать бухгалтерскую классификацию для целей налогообложения, что дает возможность манипулировать величиной налогооблагаемой прибыли.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете перечень прямых расходов не должен произвольно выбираться организацией, а должен зависеть от условий ее хозяйственной деятельности и отраслевой принадлежности;
- совершенствование налогового законодательства. Разработка процедуры расчета налогооблагаемой прибыли путем корректировки бухгалтерской прибыли;
- совершенствование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В частности, изменение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" в направлении его большей информативности и возможности использования для расчетов налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
- изменение техники ведения налогового учета, отказ от системы налоговых регистров;
- координация деятельности органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского и налогового законодательства, по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Следует также внести изменения в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволят отказаться от отдельной системы налогового учета хозяйственных операций для исчисления налога на прибыль и сделают возможным использование для этого только данных бухгалтерского учета.
Кроме того, на наш взгляд, предлагаемые изменения позволят:
- увеличить эффективность налоговых проверок по налогу на прибыль со стороны налоговых органов и сократить их сроки;
- упростить расчет налоговой базы по налогу на прибыль для всех налогоплательщиков и тем самым сократить затраты, не связанные с повышением рентабельности бизнеса (трудозатраты бухгалтерий, аудиторские услуги);
- в конечном итоге повысить собираемость налога на прибыль.
Предлагаемая система учета хозяйственных операций для целей налогообложения прибыли по правилам нормативных документов по бухгалтерскому учету не приведет к тому, что налогооблагаемая и бухгалтерская прибыль будут идентичными величинами. В большинстве случаев разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью будет обусловливаться наличием постоянных разниц (по терминологии ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"), т.е. таких доходов и расходов, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но никогда не будут учитываться при налогообложении прибыли.
Предлагается отражать данную разницу на отдельных субсчетах к счетам по учету доходов и расходов (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы" и др.), а при расчете налоговой базы корректировать (увеличивать или уменьшать) бухгалтерскую прибыль.
Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль также могут отличаться друг от друга на величину временных разниц (по терминологии ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"), т.е. доходов и расходов, которые влияют как на бухгалтерскую, так и на налогооблагаемую прибыль, но в разные отчетные (налоговые) периоды. Временная разница отражается в бухгалтерском учете по правилам ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" и при расчете налоговой базы также корректируют (увеличивают или уменьшают) бухгалтерскую прибыль.
В ряде случаев организация имеет право выбора:
а) учитывать те или иные операции одинаково для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, не используя возможности, предоставленные налоговым законодательством для увеличения в данном отчетном (налоговом) периоде расходов, уменьшающих налоговую базу, или
б) учитывать эти операции по-разному, используя вышеуказанные возможности.
Для реализации предложений по сближению бухгалтерского и налогового учета необходима систематическая работа представителей ФНС, Минфина России, ТПП России, научных и общественных профессиональных организаций, прежде всего в области методологии учета.
В рамках ФНС России, на наш взгляд, следует создать специальный департамент, занятый методологией налогового учета, по аналогии с департаментом, действующим в Министерстве финансов РФ. Такой департамент мог бы осуществлять методологическое руководство налоговым учетом, уже получившим массовое развитие в стране. Более важной задачей для ФНС России была бы разработка документов, регламентирующих налоговый учет. В этом случае он получит необходимый юридический статус и можно будет говорить о путях его сближения с бухгалтерским учетом.
В настоящее время для обсуждения проблемы сближения бухгалтерского и налогового учета необходимо создать рабочую группу, которая будет осуществлять координацию работ по сближению налогового и бухгалтерского учета. ТПП России выражает готовность активно участвовать в такой работе.
В рамках Министерства финансов РФ, на наш взгляд, необходимо возобновить работу Методического совета. В настоящее время готовится проект его реформирования, в котором следует предусмотреть необходимость обсуждения методологических вопросов налогового и бухгалтерского учета, выявления их взаимосвязи и в дальнейшем регулярно разбирать проблему реализации концепции по сближению бухгалтерского и налогового учета.
ТПП России также отмечает, что основными факторами, обусловливающими расхождение величин финансовых результатов, демонстрируемых в отчетности хозяйствующих субъектов, составляемой по правилам, устанавливаемым гл. 25 НК РФ и МСФО, являются следующие:
- принятие МСФО за основу формирования методологии учета фактов хозяйственной жизни, формирующих прибыль организации, профессионального мнения бухгалтера, что обусловливает большую вариативность методов исчисления прибыли и создает большие по сравнению с действующими нормами гл. 25
Статья: Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности ('Налоги и налогообложение', 2008, n 11)  »
Читайте также