Статья: Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России (Леонова Е.Д., Чухнина Г.Я.) ("Налоги и налогообложение", 2008, n 9)

"Налоги и налогообложение", 2008, N 9
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.
В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.
Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными <1>.
--------------------------------
<1> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 19.
По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.
В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. По мнению авторов, налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.
Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами, среди которых стоит отметить следующие:
- несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;
- недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
- неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;
- недоверие населения к налоговым органам;
- проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;
- непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
- процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.
Говоря о проблемах, с которыми сталкивается процесс формирования и развития налоговой культуры, нельзя не отметить одну из самых актуальных. Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Однако существующая налоговая система нарушает основные принципы налогообложения. Она нестабильна, сопряжена с высокими трансакционными издержками для государства и для налогоплательщиков. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона или толкование с пристрастием, избирательное применение неопределенных правовых понятий <2>. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе, на развитие налоговой культуры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры в области реформирования налогового института (упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования), ситуация с налоговой дисциплиной и налоговой культурой в стране все еще далека от идеальной.
--------------------------------
<2> Калинкин О.Г. Указ. работа. С. 18.
В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика. С обоснованием необходимой разработки и принятия такой программы в конце 1995 г. выступили налоговые и правоохранительные органы. В Правительстве РФ такую инициативу одобрили, и планировалось создание координационного совета по разработке федеральной программы по формированию высокой налоговой культуры у граждан <3>, но до реализации дело так и не дошло.
--------------------------------
<3> Таможенные преступления // http://www.ur-library.info/articles/23.html.
Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).
Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, одной из которых является парадигма "налоги - основа благосостояния государства и общества". Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию. Многие считают нынешнюю налоговую систему неэффективной, неконкурентоспособной и не ожидают улучшения налоговых условий для развития предпринимательства в ближайшей перспективе. В целом существует негативное отношение к переменам в налоговой системе, где, по мнению большинства ученых, в недостаточной мере учитываются мнения и интересы различных групп предпринимателей, в результате чего не ощущается снижение налогового бремени на экономику и налогоплательщики не верят в успехи реализации программы "Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг.".
По результатам социологического опроса налогоплательщиков, представленного на официальном сайте III Всероссийского налогового форума, а также Совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ, ни один респондент не ответили положительно на вопрос "Отвечает ли нынешняя налоговая система в целом потребностям стимулирования развития отечественного предпринимательства?". 73% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно, 22% признали, что не во всем, а остальные 5% затруднились ответить.
Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.
Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.
Сложно говорить о взаимной социальной ответственности государства, бизнеса и граждан, если основной субъект социальной политики - государство - не исполняет в должной мере взятые на себя обязательства. Так, по индексу качества государственного управления, ежегодно публикуемому исследовательским отделом Всемирного банка, на 2006 г. РФ из 209 стран находилась в последней трети рейтинга. По показателям эффективности работы системы государственного управления Россия находится на уровне развивающихся стран Восточной Европы, Африки и Латинской Америки <4>.
--------------------------------
<4> Лукьяненков М.В. Налоговая дисциплина как элемент социально ответственного поведения государства, бизнеса и граждан // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. N 3. С. 32 - 33.
Социальная мотивация в налоговых органах является одним из факторов роста эффективности деятельности как самих инспекций, так и налоговой системы в целом. В налоговых инспекциях сложилась социально-трудовая сфера и социально-психологический климат со следующими основными качественными характеристиками:
1) в своей профессиональной деятельности налоговые инспекторы ассоциируют себя преимущественно с финансистами (33%), юристами (30%) и специалистами по работе с вычислительной техникой (программисты, администраторы, технические специалисты - 24%);
2) в инспекциях определились два должностных слоя с идентичными половозрастными характеристиками: начальники отдела и их заместители, главные государственные налоговые инспектора (средний возраст - 41 год, стаж работы - 7,5 лет; старшие государственные налоговые инспектора и государственные налоговые инспектора (средний возраст составляет 37 - 38 лет, стаж работы - 6 лет);
3) в налоговых инспекциях можно выделить два направления работы: информационная работа с налогоплательщиками и информационно-аналитическая работа;
4) около 55% опрошенных ответили, что им нравится их работа. Только пятая часть опрошенных испытывает чувство гордости от того, что они работают в налоговых органах (19%), почти четверть респондентов (23%) высказалась, что они не испытывают чувства гордости от работы в налоговых органах;
5) налоговые работники имеют сравнительно низкий уровень жизни. Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи работников налоговых органов находится на уровне прожиточного минимума на душу населения (в Ростовской области около 3000 руб.). Среднемесячный доход на одного члена семьи мужчин ниже, чем на одного члена семьи у женщин <5>.
--------------------------------
<5> См.: Петренко М.Ю. Социальное управление в налоговых органах субъекта РФ: Автореф. дис. ...к. с. н. - М.: Современная гуманитарная академия, 2006.
Результаты проводимого опроса показали, что в целом существует проблема низкой социальной мотивации, большая текучесть кадров.
Последняя проблема - процесс глобализации, снижение или устранение протекционистских барьеров, которые ведут к росту конкуренции. На рынке остаются те, у кого минимальные издержки. Следовательно, чтобы выжить, компания должна минимизировать налоги. Компании под давлением конкуренции неизбежно будут становиться налоговыми резидентами стран с самыми низкими налогами. Экономя, данные организации перекладывают налоговое бремя на менее мобильных налогоплательщиков. В этом случае не помогут ни призывы к социальной ответственности, ни рассуждения о том, что "уплаченные налоги пойдут на образование, здравоохранение", ни социальная реклама. Если предприятие будет платить налоги, в мире глобальной конкуренции оно потеряет рыночную нишу быстрее, чем сумма уплаченных им налогов поступит на счета казначейства.
То, что будущее за компаниями, минимизирующими налоги, подтверждают и эмпирические факты. Темпы прироста инвестиций в офшорных зонах намного превышают соответствующие темпы для остального мира. В офшорах зарегистрировано подавляющее большинство крупнейших банков мира. Разумеется, налогоизбежание отнюдь не заканчивается использованием офшоров. Его вариантов (как относительно легальных, так и не очень) существует великое множество, в их числе:
- интернет-торговля;
- электронные деньги;
- межстрановые трансакции внутри фирмы и трансфертное ценообразование, особенно касающиеся оценки стоимости интеллектуальной собственности, затрат на НИОКР и займов;
- сложность или даже просто нежелание взимать налоги с частного финансового капитала, поскольку высокая ставка такого налога в отдельной стране приводит к выводу этого дохода в страны с более благоприятным налоговым режимом;
- производные финансовые инструменты;
- возросшая международная активность людей;
- практика покупки предметов роскоши или товаров, облагаемых внутри своей страны высокими акцизами, за границей, где цены на них ниже.
Интернет-торговля усложняет работу налоговых органов, поскольку электронные трансакции легче скрыть или фальсифицировать, и с развитием торговли цифровыми благами (музыкальными записями, образовательными услугами и т.д.) зачастую бывает сложно установить факт такой торговли по физическому наличию магазина или фискальную принадлежность налогоплательщика к конкретной стране. Возросшая международная активность людей является вариантом ухода от налогов, так как доходы, полученные от работы за границей, и счета в зарубежных банках, как правило, достаточно легко скрыть от внимания налоговых органов внутри страны.
Государство, усиливая налоговое давление, все чаще сталкивается с кризисом собираемости налогов. А он, в свою очередь, создает порочный круг, когда уход более мобильных компаний от налогообложения вынуждает государство усиливать налоговое давление на менее мобильных налоговых резидентов, что заставляет их искать пути минимизации налоговых платежей, что еще более усиливает давление на налоговую базу <6>.
--------------------------------
<6> Радченко В. Глобализация и налоги в XXI веке // http://www.cato.ru/pages/69?idcat=393&parent_id=392.
Таким образом, по мнению авторов, уровень налоговой культуры, который определяется в том числе ростом правонарушений и преступлений, в условиях рыночной экономики никогда не достигнет уровня 100%.
Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.
Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство; административное, технологическое, информационное обеспечение; в целом налоговую культуру. Оно должно органично вписаться в мероприятия проводимых в стране институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы <7>. Выстраивание отношений цивилизованного характера между государством и налогоплательщиками - сложнейшая задача, решение которой возможно в нескольких направлениях.
--------------------------------
<7> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф.
Статья: Актуальные разъяснения федеральных органов налоговой администрации и решения судебных инстанций ('Налоги и налогообложение', 2008, n 9)  »
Читайте также