Интервью: Кто и как становится социальным работником ("Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2008, n 9)

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2008, N 9
КТО И КАК СТАНОВИТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ
Татьяна Соколова - директор ГУ ЦСО "Лосиноостровский".
В государственной системе социальной защиты населения есть уважаемая, очень нужная категория работников - это люди, которые приходят на помощь престарелым гражданам, инвалидам, многодетным семьям, другим нетрудоспособным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Так, под эгидой Департамента социальной защиты населения г. Москвы, как органа исполнительной власти, подведомственного Правительству Москвы, действуют окружные и районные управления социальной защиты, центры социального обслуживания, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, центры помощи семье и детям и другие учреждения. И эта сфера деятельности, конечно, требует своего кадрового обеспечения. На тему кадрового рекрутинга в сфере соцзащиты - наша беседа с директором Государственного учреждения Центра социального обслуживания (ГУ ЦСО) "Лосиноостровский" при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы - управлении социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы Татьяной Соколовой.
- Татьяна Юрьевна, расскажите, кто и как становится социальным работником?
- Наверное, следовало сказать, что им становятся по зову сердца. Ведь понятно, что работа эта не очень доходная, а самоотверженности и самоотдачи требует огромной. Но если без громких слов, то в основе действительно должно быть желание и умение работать с людьми. И у нас также есть свои карьерные возможности и перспективы профессионального роста. Скажу о себе. Начинала я медсестрой, потом решила сменить сферу деятельности, по направлению службы занятости пришла сюда в Центр социального обслуживания "Лосиноостровский" и стала социальным работником. Работать мне было интересно, и я решила продолжить образование уже по своей новой специальности, пошла учиться в Российский государственный социальный университет. Получила диплом специалиста по социальной работе. После окончания университета была назначена на должность заведующей отделением социально-медицинского обслуживания. Через три года меня повысили в должности до заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ), а потом стала директором центра.
Словарь рекрутинга. Социальное обслуживание - совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности).
Такой путь проходят многие наши сотрудники. Став руководителем, я непосредственно столкнулась с задачей набора работников. Первоначально обращалась в службу занятости и сейчас нередко обращаюсь, когда нужны временные сотрудники - например, на период отпусков основных работников. Текучки как таковой у нас практически нет - порядка 3 - 5%. Нужных работников можно искать на стороне, а можно растить своих. Я сторонник второго подхода. Стараюсь поощрять желание учиться, повышать квалификацию. На данный момент у нас около 15 человек учатся, в том числе и в Российском государственном социальном университете, четыре человека в этом году защищают дипломы. Сотрудникам выгодно повышать свою квалификацию, ведь она напрямую влияет на разряд и, соответственно, на зарплату. И, конечно, все понимают, что образование - это хороший шанс для новой, более интересной работы. Со своей стороны, для меня как руководителя - это возможность обеспечить кадрами какие-то новые проекты. Например, сейчас мы открываем новое отделение - реабилитации инвалидов, так вот мне сотрудников сюда искать не надо, на вновь созданные рабочие места уже есть свой кадровый резерв.
- Какие специалисты наиболее востребованы? Какими навыками они должны обладать? И по каким критериями вы отбираете сотрудников?
- Приветствуем мы у себя педагогов, медиков, юристов, психологов и, конечно, людей с образованием по специальности "социальный работник". Для социального работника средне-специальное образование обязательно, для заведующих отделениями обязательно высшее образование. Желательно, чтобы кандидаты владели компьютером. Но в первую очередь наши сотрудники должны обладать терпимостью, умением общаться с людьми и разрешать конфликты. Принимая человека на работу, важно сделать правильный вывод и об отсутствии у кандидата корысти при работе с пожилыми людьми. Поэтому очень важно осуществлять грамотный подход при подборе персонала.
При приеме на работу мы активно применяем тестирование. Грамотно составленные тесты помогают выявить позитивное и негативное в человеке, ведь даже то, что будущий сотрудник готов или не готов пройти тестирование, говорит о его характере. В отделе кадров у нас работают опытные и грамотные сотрудники, они проводят беседы с претендентами, смотрят, как те отвечают на вопросы, обращают внимание даже на их внешний вид.
- А какие преимущества этой работы являются привлекательными в глазах претендентов?
- Для многих претендентов, особенно женщин, родителей детей-инвалидов, привлекателен свободный график, они могут работать и приглядывать за своими детьми. Стабильная зарплата, пусть и не очень высокая (порядка 10 000 - 15 000 руб.), тоже немаловажный фактор.
Особенно хотелось бы отметить тот факт, что одной из задач центра является помощь в трудоустройстве отдельным категориям граждан. Например, мы принимаем на работу инвалидов. Этой категории граждан, даже когда они заканчивают учебные заведения, бывает крайне сложно получить хорошее место работы без предшествующего опыта, у нас же они могут приобрести необходимый опыт. У них появляется запись в трудовой книжке, и потом уже легче найти работу. Например, мы взяли на работу инвалида детства с диагнозом ДЦП, а сейчас он уже системный администратор в коммерческой фирме. Девушку-инвалида детства мы взяли на работу юристом, потом она тоже нашла хорошую работу по своей специальности.
Еще одна категория людей, которых мы с удовольствием принимаем на временную работу, - студенты. Нам нужны люди с новым мышлением, с новыми идеями и творческим потенциалом. Ведь наши пенсионеры, которых мы обслуживаем, весьма активны - поют, рисуют, активно занимаются спортом.
- А с организациями-работодателями вы как-то сотрудничаете?
- К нам действительно обращаются организации, в основном ищущие работников на разовые мероприятия. Мы предлагаем такую работу инвалидам. Например, недавно требовались уборщики, несколько групп по два-три человека, предлагается и надомная работа - для склеивания, изготовления поделок из бисера. Наши инвалиды очень рады таким предложениям.
Мы также активно сотрудничаем с различными организациями, расположенными на территории района, в рамках договора о социальном партнерстве - библиотеками, ОВД, поликлиниками, общественными организациями (обществом слепых, слабослышащих и др.), с муниципалитетом и управой района. В любую из этих организаций мы можем обратиться и получить помощь.
Беседу вела
Р.Шлычкова
Подписано в печать
25.08.2008

Статья: Компьютерные методы в оценке персонала (Шмелев А.) ('Кадровик. Рекрутинг для кадровика', 2008, n 9)  »
Читайте также