Статья: Налог на добычу полезных ископаемых (Соколов М.Н.) ("Налоговое планирование", 2008, n 1)

"Налоговое планирование", 2008, N 1
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является плодом налоговой реформы, осуществленной в период 2000 - 2002 гг. В связи с тем что в этом налоге весьма характерно проявились как положительные, так и отрицательные стороны новой налоговой реформы, на его примере можно рассмотреть влияние основных посылов самой реформы на развитие сырьевых отраслей экономики России.
С введением НДПИ с 1 января 2002 г. были отменены три других налога: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы, которые ранее в структуре ресурсных платежей занимали около 80%. Подобная замена одним налогом трех других имела свои плюсы и минусы.
Целью введения единого налога было максимальное упрощение для государства сбора налогов. Была выбрана наиболее простая схема учета налоговой базы: по нефти и природному газу в зависимости от физического объема добываемого ресурса, по другим природным ископаемым - на основе адвалорной ставки (процент от реализационной стоимости добытого природного ресурса).
По мнению законодателей, новый налог должен был прежде всего компенсировать недобор налогов из-за того, что нефтяные и ряд других компаний, применяя трансфертные цены, продавали свою продукцию дочерним структурам по заниженным ценам. С вводом НДПИ проблемы трансфертных цен частично устранялись, так как отныне ставка налога, например по нефти, одновременно жестко привязывалась к физическому объему добываемого ресурса и мировой цене на него.
По другим видам сырья налог стал взиматься с суммы выручки на внутреннем и внешних рынках. При этом выручка на внешних рынках пересчитывалась в рубли по официальному курсу с исключением из нее таможенных пошлин и расходов по доставке ресурса до получателя.
НДПИ по нефти складывается из базовой ставки в рублях за тонну, помноженной на коэффициент, который учитывает изменение мировых цен на нефть и валютного курса рубля к доллару. В 2002 - 2003 гг. базовая ставка составляла 340 руб/т при коэффициенте (Кц) в 1,8 в 2002 г. и 2,0 в 2003 г.; в 2004 г. - 347 руб/т при Кц в 2,6, в 2005 - 2007 гг. - 419 руб/т при Кц в 2005 г. - 3,9 и в 2006 г. - 5,1.
По природному газу в 2002 - 2004 гг. была установлена адвалорная ставка в размере 16,5%, с 2005 г. она была заменена на ставку в 147 руб/1000 куб. м, т.е. налог стал взиматься, как и по нефти, с физического объема добываемого природного газа, но без поправки на рост мировых цен и валютный курс рубля. Можно сказать, что природный газ по налогообложению находится в более привилегированном положении по отношению к нефти, потому что с поправкой на коэффициент базовая ставка по ней по состоянию на 2006 г. возросла в 5,1 раза - с 419 руб/т до 2137 руб/т.
По всем другим видам добываемого природного сырья НДПИ взимается в виде адвалорной ставки от 3,8 - 4% при добыче калийных солей, торфа, каменного угля, антрацита, горючих сланцев; до 8% - при добыче редких металлов и многокомпонентных руд.
Следует отметить, что после введения этого налога платежи по нему уже в 2002 г. по сравнению с 2001 г. в целом, например, по топливным отраслям, возросли в 2,7 раза - с 99,3 до 270 млрд руб., в том числе по нефтедобывающей отрасли соответственно в 3,3 раза - с 72,3 до 236,5 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации
по НДПИ в динамике по годам, млрд руб.
-----------------------T--------------------------------------------------¬
¦ Показатель ¦ Годы ¦
¦ +------T------T------T------T------T------T--------+
¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦Все поступления по ¦ 18,5 ¦ 133,4¦ 305,9¦ 354,0¦ 535,5¦ 928,7¦ - ¦
¦стране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦топливная ¦ 10,8 ¦ 99,3¦ 270,9¦ 315,5¦ 483,4¦ 867,0¦ 1090,7 ¦
¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦нефтедобыча ¦ 9,2 ¦ 72,3¦ 236,5¦ 292,6¦ 420,5¦ 758,2¦ 986,6 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦нефтепереработка ¦ 0,1 ¦ 0,5¦ 2,5¦ 0,8¦ 0,6¦ - ¦ 17,0 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦газовая ¦ 1,0 ¦ 18,1¦ 28,1¦ 18,7¦ 57,6¦ 79,2¦ 90,5 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+--------+
¦угольная ¦ 0,2 ¦ 3,6¦ 3,2¦ 3,3¦ 4,4¦ 5,0¦ 5,1 ¦
L----------------------+------+------+------+------+------+------+---------
Однако, заботясь о пополнении бюджета, государство создало и новые серьезные проблемы. Действительно, платежи в бюджет по налогу многократно возросли, но при этом в развитии особенно топливных отраслей стали возникать трудности.
Так, один из замененных НДПИ платежей - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - носил целевой характер и обязывал по закону государство и разработчиков природных ресурсов расходовать подобные отчисления строго на геолого-разведочные работы и пополнение промышленных запасов. С введением НДПИ таких отчислений не стало, государство перестало выделять средства на проведение данных работ, а разработчики резко сократили их финансирование.
С отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геолого-разведочных работ, например в основных нефтегазодобывающих регионах России, уменьшились в 1,5 - 1,8 раза, что постепенно привело к существенному падению промышленных запасов нефти и природного газа. Если в 2001 г. общий объем финансирования геолого-разведочных работ на нефть и газ составлял 46,2 млрд руб., то уже в 2002 г. он сократился до 31,8 млрд руб., или на 31,2%. Одновременно сократились и объемы разведочного бурения. Все это не могло не сказаться на пополнении запасов нефти и природного газа.
В частности, прирост промышленных запасов нефти, включая газовый конденсат, в 2002 г. составил 70% от добываемого количества, в 2004 г. - 52%, в 2005 г. - 61%. По природному газу ситуация более благоприятная, но в последние годы тоже наблюдается отставание по приросту промышленных запасов от добычи.
По оценкам специалистов, если такие соотношения в наращивании запасов добычи углеводородного сырья сохранятся в ближайшие годы, то уже к 2011 - 2012 гг. Россия может столкнуться с абсолютным падением добычи нефти и природного газа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Нефть России. 2006. N 7. С. 25.
Необходимо отметить, что в условиях Советского Союза отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы полностью поступали в бюджет государства и тратились строго по своему целевому назначению. С началом перестройки в России этот порядок был изменен - хозяйствующим субъектам было разрешено оставлять подобные отчисления на своем балансе.
По своей специфике платежи на воспроизводство природных ресурсов, особенно в отношении нефти, природного газа и некоторых других ископаемых, можно в значительной мере приравнять к своеобразным амортизационным отчислениям.
В обрабатывающей промышленности одним из предназначений амортизационных отчислений является восстановление основных фондов в процессе их износа. Аналогичную функцию, но только по восстановлению запасов полезных ископаемых, играют платежи на восстановление природных ресурсов. На их сходство с амортизационными отчислениями указывает еще и то, что они, как и амортизация, признаются средствами целевого назначения, включаются в состав издержек и не облагаются налогом на прибыль.
Можно сказать, что, отменив перечисления платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в централизованный фонд государства в связи с вводом НДПИ и разрешением оставлять эти средства на балансе разработчиков природных ресурсов с одновременной отменой контроля за их расходованием, Правительство РФ тем самым само санкционировало бесконтрольность в данной сфере и непроизвольно обострило положение с обеспеченностью запасами природных ресурсов.
Данная ситуация в значительной мере напоминает положение, сложившееся в целом по всей амортизационной политике, проводимой сегодня в нашей стране, где амортизационный фонд при запредельной изношенности основных фондов примерно в объеме 30 - 40% тратится не на их обновление, а идет на личные нужды руководителей предприятий.
Наряду с отменой платежей в централизованный фонд государства, с введением НДПИ была ликвидирована дифференциация налогов, игравшая важную стимулирующую роль. Налог стал единым для всех месторождений одного вида ресурса. Тогда как ранее, например, размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьервой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально.
Взимаемые платежи за пользование недрами вводились Правительством РФ тоже по каждому месторождению в отдельности. Окончательно размеры этих платежей фиксировались при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям обеспечивался достаточно широкий спектр льгот в зависимости от качества месторождений.
Ставки акцизов при добыче нефти также некоторое время были различными для разных месторождений - от 10 до 100 руб/т. Но с 1 января 2001 г. для всех нефтедобывающих организаций была установлена единая ставка в 55 руб/т, просуществовавшая всего один год.
В целом можно отметить, что для системы ресурсных платежей, действовавших до 2002 г., было характерно следующее.
Размер платежей за пользование недрами рассчитывался с учетом экономико-географических условий, размера участка полезного ископаемого, его количества и качества, продолжительности работ, степени изученности территорий, горнотехнических условий освоения месторождения и степени риска. Значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что в заметной степени стимулировало разработку природных ресурсов на относительно малорентабельных месторождениях. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы носили целевой характер и направлялись исключительно на ее расширение, в том числе и путем передачи части их добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологоразведке.
Подытоживая результаты введения единого налога по ресурсным платежам, можно утверждать, что государство, решив проблему пополнения бюджета, создало целый ряд других проблем, которые активно начнут проявлять себя уже в ближайшие годы, особенно в нефтегазовой отрасли.
В то время как рентабельность любого месторождения значительно варьируется в зависимости от сроков его разработки, геологических особенностей, размеров, удаленности от дорог и других естественных параметров, НДПИ является единым и не учитывает всех условий, а это - грубейшее нарушение экономических законов.
Следовательно, налог, не принимающий во внимание особенности месторождений полезных ископаемых, бьет прежде всего по тем из них, которые располагают худшими условиями их разработки, и многие из них автоматически стали переходить в разряд нерентабельных и закрываться. И, конечно, НДПИ подталкивает разработчиков природных ресурсов к расточительной отработке лучших месторождений и не стимулирует наращивание обеспеченности добычи промышленными запасами.
По мнению ведущего российского ученого по рентным отношениям Ю.В. Яковца, введение с 2002 г. единого налога на добычу полезных ископаемых не только экономически безграмотно, но и весьма опасно для будущего минерально-сырьевого комплекса страны - ликвидируется самостоятельный канал финансирования государством геолого-разведочных работ, прирост добычи обгоняет прирост запасов; фактически происходит скрытая и даровая приватизация недр в пользу нефтяных олигархов, разворовывающих лучшие месторождения <2>.
--------------------------------
<2> См.: Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально цивилизованном измерении. М., 2003. С. 67.
Наряду с негативным влиянием на развитие минерально-сырьевого комплекса введение НДПИ привело к еще одной серьезной проблеме - нарастанию относительного сокращения поставок сырья для внутреннего рынка страны.
Во-первых, это связано с тем, что ставки по НДПИ являются едиными безотносительно того, поставляется минеральное сырье на внутренний или внешние рынки.
Во-вторых, в нашей стране сохраняется довольно существенный разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами на сырьевые товары. Данный разрыв в последние годы в связи со всеобщим ростом мировых цен на большинство сырьевых товаров постоянно увеличивается. Так, например, по нефти в 2002 г. расхождение между средними внутренними и внешнеторговыми ценами составляло 2933 руб/т, а к 2007 г. оно возросло до 7096 руб/т (табл. 2).
Таблица 2
Влияние налога на добычу нефти (НДПИ) при поставках
ее на внутренний и внешний рынки
-----------------T--------------------------------------------------------¬
¦ Показатель ¦ Годы ¦
¦ +-------T-------T-------T-------T-------T-------T--------+
¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Общий объем ¦ 323,5¦ 348,1¦ 379,6¦ 421,3¦ 459,3¦ 459,1¦ 463,8¦
¦добываемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нефти, млн т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Доля нефти, ¦ 55,2¦ 53,5¦ 50,3¦ 46,9¦ 43,9¦ 45,0¦ 46,7¦
¦поставляемой на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внутренний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рынок, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Доля нефти, ¦ 44,8¦ 46,5¦ 49,7¦ 53,1¦ 56,1¦ 55,0¦ 53,3¦
¦поставляемой на ¦ ¦ ¦ ¦
Статья: Оценка эффективности налогового планирования в интегрированных структурах (Адамов Н.А., Козенкова Т.А.) ('Налоговое планирование', 2008, n 1)  »
Читайте также