Статья: Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики (Соколов М.М.) ("Все о налогах", 2008, n 3)

"Все о налогах", 2008, N 3
ИЗМЕНЕНИЯ В АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА
НАЛОГОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Ускоренную амортизацию, распространение которой началось со второй половины XX в., необходимо причислить к особой форме налогового воздействия на экономическое развитие стран, активно использующих эту форму.
Среди многих российских экономистов и руководителей, определяющих экономическую стратегию развития России, все еще распространен взгляд на амортизацию как на метод простого учета физического и морального износа основных фондов, как на процесс возмещения утраченной данными фондами своей стоимости в процессе их использования и эксплуатации. Однако это устарелый и архаичный взгляд на амортизацию, весьма далекий от ее действительного содержания.
В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста.
Амортизационные отчисления - это двуликий Янус в экономике. С одной стороны, для государства они являются элементом издержек производства и поэтому не подлежат налогообложению. С другой стороны, для хозяйствующих субъектов амортизация, по сути, не элемент издержек, а часть прибыли целевого назначения, не облагаемая налогом на прибыль и другими налогами.
И как у прибыли целевого назначения, у амортизационных отчислений, наряду с функцией по возмещению износа основных фондов, сформировалась и вторая, не менее важная функция - они стали основным источником инвестиций в большинстве развитых стран.
Если в середине XX в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25 - 30%, то сегодня она стабильно держится на уровне 70 - 80%, и наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50 до 5 - 10%, а заемных средств соответственно с 25 - 30 до 12 - 15%. По своему функциональному влиянию такие структурные изменения в финансировании инвестиций можно назвать революционными, ибо они дали мощный импульс экономическому развитию.
Преобладающая роль амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованием политики ускоренной амортизации.
Впервые методы ускоренной амортизации были применены в США в ходе Второй мировой войны. Применение этих методов позволило в сжатые сроки переналадить и повысить техническую оснащенность производства вооружений и быстро нарастить объемы их выпуска. В послевоенный период, осознав действенность методов ускоренной амортизации в промышленном развитии, США и другие развитые страны активно стали использовать их на постоянной основе, превратив в важнейший инструмент инвестиционной политики.
Амортизационная политика США в послевоенный период характеризуется отказом от жесткого административного регулирования и контроля за обновлением основных фондов и переходом к более гибкой системе, позволяющей хозяйствующему субъекту самому выбирать оптимальный для себя в пределах установленной вилки срок службы основных фондов. При этом предпринимателям уже с 1954 г. разрешалось отчислять амортизационные начисления по их выбору прямолинейным методом либо ускоренными методами уменьшаемого остатка или суммы чисел лет. Одновременно в целях еще большего стимулирования обновления основных фондов были введены жесткие ограничения по их восстановлению за счет капитального ремонта.
СССР в 1957 г. запустил в космос первый спутник, а в 1961 г. отправил первого космонавта. Это был своего рода технологический вызов США, и они приняли его. Одним из ответов на него было принятие нового налогового законодательства, в котором предусматривалось дальнейшее сокращение сроков по амортизационным списаниям. Так, по машинам и оборудованию они были сокращены примерно на 30 - 40% по сравнению с нормами, действовавшими ранее <1>.
--------------------------------
<1> Цигичко А.Н. Возмещение основного капитала как фактор экономического роста. М., 1977. С. 62, 65, 79.
В 1971 - 1973 гг. амортизационная политика в США получила свое дальнейшее развитие. В частности, уменьшились еще на 20% сроки списания основных фондов и было разрешено в случае продажи ликвидируемых активов увеличивать амортизационный фонд на сумму реализации актива без обложения ее налогом.
Кроме того, была введена так называемая система амортизационного диапазона, смысл которой состоял в том, что предприниматели, наряду с использованием начисления амортизации ускоренными методами, дополнительно получали право списывать стоимость вновь введенных основных фондов независимо от сроков их действительного функционирования. По существу, данная система представляет собой завуалированное и законодательно закрепленное косвенное субсидирование инвестиционной деятельности за счет государственного бюджета.
В чем же состоит привлекательность амортизационных отчислений для государства и для хозяйствующих субъектов, если их доля в общих инвестициях развитых стран за последние полвека выросла в 3 раза, а доли прибыли и заемных средств уменьшились соответственно в 5 раз, в 2 раза? Дело в том, что с точки зрения государства амортизационные отчисления, превращенные в инвестиции, являются особой и, пожалуй, самой эффективной формой развития экономики.
Как уже было отмечено, амортизационные отчисления включаются в состав издержек и не подлежат налогообложению. Но если для государства амортизационные отчисления - издержки, то для предприятий это свободные денежные средства с одним отягчающим условием. И данное условие является ключевым моментом всей амортизационной политики - это денежные средства целевого назначения и потрачены они могут быть только на инвестиции. В противном случае по ним придется заплатить налог на прибыль.
Таким образом, государство, проводя активную политику ускоренной амортизации и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд, что позволит без уплаты налога расширить, модернизировать, обновить свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках и т.д. И все это вместе взятое с лихвой компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль в бюджет.
Важно отметить, что поскольку государство, вводя ускоренную амортизацию, идет сознательно на сокращение поступлений по налогу на прибыль, то компенсация этих потерь для бюджета может быть достигнута только в том случае, если предприятия, получив дополнительные денежные средства, будут их использовать по прямому назначению - на расширение или обновление основных фондов, иначе для государства теряется всякий смысл ускоренной амортизации. Поэтому все государства, проводя политику ускоренной амортизации, осуществляют соответствующий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений <2>.
--------------------------------
<2> Грибкова Н.Б. Налоги в системе государственного регулирования экономики России. М., 2004. С. 285; Лыкова Л.Н. Налоговая система федеративного государства: опыт Канады. М., 2002. С. 102.
Чем же привлекательна ускоренная амортизация для хозяйствующих субъектов?
Во-первых, у предприятий появляются дополнительные денежные средства, которые, в отличие от свободного остатка прибыли, не отягощены налогом.
Во-вторых, амортизационные отчисления, в отличие от прибыли и заемных средств, - наиболее стабильный источник поступления денежных средств, так как на них гораздо меньшее влияние оказывают спады производства, повышение ставок по кредитам, изменение цен и т.д.
В-третьих, амортизационные средства - это собственные денежные средства предприятий, и в случае отказа от заемных средств они позволяют экономить на выплате процентов по данным заемным средствам, что в целом повышает эффективность производства.
В-четвертых, наличие амортизационного фонда и необходимость его использования строго по целевому назначению само по себе дисциплинирует предпринимателя, заставляет его расходовать эти денежные средства на расширение и модернизацию производства. Контроль со стороны государства за целевым использованием амортизационного фонда лишает его соблазна потратить деньги на личные нужды.
В-пятых, в условиях резко ускорившихся темпов технического прогресса в мире серьезную роль стал играть фактор времени. Деньги, полученные сегодня, стали гораздо "дороже" денег, полученных спустя два-три года. Ускоренная амортизация позволяет предпринимателям "передвигать" получение денежных средств, освобожденных от налога на прибыль, на первые годы после ввода основных фондов и таким образом получать ощутимую фору по времени по отношению к своим конкурентам.
О масштабности такой форы свидетельствует статистика США по статье "Накопленные федеральные подоходные налоги", отражающие не что иное, как субсидирование инвестиций со стороны государства. Так, на стадии еще только активного внедрения ускоренной амортизации в 1960 г. эти "накопленные налоги" только по обрабатывающей промышленности достигали 9,4 млрд долл. при общих капитальных вложениях в 10 млрд долл., в 1970 г. соответственно 10,8 и 32 млрд долл. и в 1973 г. - 17,0 и 38,0 млрд долл. <3>.
--------------------------------
<3> Цигичко А.Н. Указ. соч.
Анализ воздействия прогрессивной амортизационной политики на экономику развитых стран показывает, что она не только явилась мощным стимулятором повышения ее эффективности и ускорения темпов развития, но и способствовала в заметной степени росту благосостояния этих стран. Так как расширенное воспроизводство стало осуществляться не за счет фонда накопления, а за счет фонда возмещения, т.е. амортизационных отчислений, то появилась возможность, особенно в условиях роста эффективности экономики, увеличить норму потребления в национальном доходе не только без ущерба темпам экономического роста, но и при существенном их ускорении.
Данное обстоятельство позволило этим странам заметно повысить оплату труда, что, в свою очередь, способствовало переносу центра тяжести налоговой нагрузки с юридических лиц (предприятий) на физические лица, повышению платежеспособного спроса населения и активизации внедрения научно-технических достижений в целях экономии высокооплачиваемой рабочей силы.
В конечном счете экономика развитых стран на очередном витке своего развития получила новые дополнительные импульсы для дальнейшего повышения своей эффективности, а основной исходной точкой изменений явилась политика ускоренной амортизации, позволившая данным странам легально осуществлять финансирование инвестиций в экономику за счет государственного бюджета. Из пассивного налогового инструмента, призванного отделять издержки производства от прибыли, развитые страны превратили амортизационные отчисления в один из основных инструментов регулирования расширенного воспроизводства, в решающий фактор экономического роста.
Советский Союз остался в стороне от революционных изменений в амортизационной и инвестиционной политике.
Амортизационную политику, действовавшую в СССР, можно квалифицировать как архаичную, застывшую в своем развитии с момента ее введения в 1923 г. В отличие от развитых стран в СССР амортизационные отчисления преимущественно тратились не на модернизацию и обновление основных фондов, а на новое строительство и ремонт уже действующих фондов.
Нормы амортизационных отчислений в СССР были сильно занижены по отношению к развитым странам и соответствовали нормам, действовавшим в мире в середине прошлого столетия. По этим Нормам, действовавшим вплоть до 1992 г., годовые отчисления составляли, например, по металлургическому оборудованию 5 - 7% (обновление за 14 - 20 лет), по машинам и оборудованию для химической промышленности - в среднем 7 - 8% (12 - 15 лет), по грузовым и легковым автомобилям - 10% (10 лет) <4>.
--------------------------------
<4> Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072).
Для сравнения, в большинстве развитых стран к началу 1990-х гг. вложения в основные фонды уже разрешалось списывать за три года: в первый год - 50%, во второй - 30%, в третий год - 20%. В отдельных случаях в США и других странах разрешалось уже в первый год эксплуатации оборудования амортизировать до 100% его стоимости.
В СССР амортизационные отчисления начислялись одновременно по двум нормам - на капитальный ремонт и на замену основных фондов (реновацию) и делились в следующих пропорциях. В 1950 г. на капитальный ремонт предназначалось 70%, на реновацию - 30%, с 1963 г. соответственно 54 и 46%, с 1975 г. - 61 и 39%, с 1980 г. - 62 и 38%. Отчисления на капитальный ремонт оставались на предприятиях в размере 85%, и только оставшиеся 15% через объединения могли тратиться на обновление основных фондов. Отчисления на реновацию шли в централизованные фонды государства (Стройбанк СССР) и главным образом использовались на новое строительство <5>.
--------------------------------
<5> Сенчагов В.К. и др. Амортизационный фонд в условиях интенсификации производства. М.: Финансы, 1975.
Как видно из приведенной статистики, доля капитального ремонта с 1963 г. была сокращена с 70 до 54%, однако в дальнейшем в связи с замедлением обновления основных фондов с начала 1970-х гг. этот показатель снова стал расти и преобладал в общих амортизационных отчислениях вплоть до начала 1990-х гг. Применение такой практики на протяжении почти 60 лет, особенно когда темпы нового строительства заметно сократились, способствовало накоплению в эксплуатации огромного количества морально и физически устаревших основных фондов.
Одним из отрицательных последствий этого стал быстрый рост затрат на ремонт основных фондов. К началу 1990-х гг. в данной сфере было занято более 25% всего станочного парка страны и более 7 млн работников <6>. Ремонт и постоянное нарастание износа основных фондов требовали огромных людских и денежных средств и, как тяжелые гири, тянули экономику в прошлое, серьезно задерживая развитие научно-технического прогресса в стране.
--------------------------------
<6> Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика. М., 2004. С. 59.
Никакой ускоренной амортизационной политики в СССР не существовало, и все отчисления по амортизации производились с помощью единственного метода - линейно-равномерного.
В отличие от развитых капиталистических стран, где основные фонды были разбиты всего на несколько групп, в СССР насчитывалось более 1000 наименований основных фондов. Все это усложняло учет, отчетность и контроль и приводило опять к лишней растрате людских и денежных ресурсов.
С распадом Советского Союза Россия стала проводить более прогрессивную амортизационную политику. Были заметно сокращены сроки обновления основных фондов, предприятиям разрешено было проводить
Статья: Можно ли выдать заем своему сотруднику? (Муликова Т., Бухарина С.) ('Все о налогах', 2008, n 3)  »
Читайте также