Статья: О процессуальном принуждении в сфере публичных финансов (Кузовков В.В.) ("Финансовое право", 2007, n 9)

"Финансовое право", 2007, N 9
О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРИНУЖДЕНИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ
Понятия "принуждение", "государственное принуждение", "правовое принуждение", "процессуальное принуждение", широко используемые в юридической литературе, в настоящее время вызывают немалый интерес исследователей.
Принуждение сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей. В объем государственного принуждения включаются различные по своей природе меры и формы принуждения, отличающиеся друг от друга основаниями, целями, процессуальными особенностями применения. Это обстоятельство, как справедливо полагает Р.О. Халфина, необходимо учитывать при анализе проблем принуждения и юридической ответственности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 318.
Применение мер принуждения осуществляется в определенной, законом предусмотренной процессуальной форме. По мнению В.В. Серегиной, порядок применения различных мер государственного принуждения неодинаков, но во всех случаях он строго регламентирован, так как искажение процессуальной формы на практике может полностью изменить сущность самого принуждения, что будет означать нарушение законности <2>.
--------------------------------
<2> См.: Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. С. 46.
Особенности как самих отраслей права, так и присущих им принудительных мер предопределяются регулируемыми отношениями, т.е. предметом регулирования. Сами же отрасли права отличаются друг от друга характером и содержанием образующих их предписаний, т.е. юридическим содержанием. Юридическое содержание каждой отрасли права находит свое концентрированное выражение в принципах, функциях и методах регулирования, свойственных каждой из отраслей права. Принудительные меры каждой отрасли являются составной частью присущего ей механизма регулирования, и они всецело подчинены свойственному отрасли правовому режиму. Можно утверждать, что принудительные меры отрасли права определяются предметом ее регулирования, отражают функции и принципы отрасли и заключают в себе черты, свойственные ее методу правового регулирования.
Как и право в целом, финансовое право воздействует на общественные отношения путем установления прав и обязанностей между их участниками, обеспечивая реализацию прав и обязанностей возможным государственным принуждением. Под финансово-правовым принуждением следует понимать воздействие уполномоченными на то органами государства, должностными лицами на поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства.
Вместе с тем следует отметить, что нормативно-правовой акт как основной источник финансового права в Российской Федерации представляет собой результат правотворчества органов государственной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
При этом следует отметить, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.
Государство как субъект финансовой деятельности представлено государственными органами на уровне Федерации и ее субъектов. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относится государство в лице компетентных органов на уровне как Федерации, так и ее субъектов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции.
В число этих органов, во-первых, входят представительные органы государственной власти. Финансовая деятельность составляет часть их компетенции (ст. ст. 104, 106 Конституции РФ). Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.
Во-вторых, к этим органам относятся исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть их общей компетенции, а также специальной. Финансовая деятельность является частью компетенции Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Федеральных служб, министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями.
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся: Министерство финансов РФ (Минфин России) и финансовые органы субъектов Федерации; Федеральное казначейство РФ; Федеральная налоговая служба России (ФНС России); Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ и др.
Кроме того, финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти.
Финансовую деятельность государства также осуществляют Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.
В рамках исследования данного вопроса представляется необходимым исходить из того, что "не существует ни одной "чисто" государственной проблемы, то есть проблемы, относящейся только к государству, которую можно было бы исследовать, познать независимо от права... Деятельность государства регламентируется правом, компетенция органов государства устанавливается правом, формы государства закреплены в праве и т.д." <3>.
--------------------------------
<3> Каск Л.И. К вопросу о соотношении государства и права // Проблемы теории социалистического государства и права. М., 1977. С. 113.
В юридической литературе получило достаточно широкое распространенное мнение о том, что система правового регулирования общественных отношений представляет собой триаду, включающую следующие элементы: дозволения, запреты, позитивные обязывания <4>. Подмеченные на эмпирическом уровне еще юристами Древнего Рима, в трудах современных ученых они предстают в качестве определяющих элементов регулятивной системы - способов правового регулирования <5>. С.С. Алексеев справедливо отмечает, что "трем указанным способам правового регулирования точно соответствуют три разновидности регулятивных норм, различаемых по характеру прав и обязанностей, - запрещающие, управомочивающие, обязывающие" <6>.
--------------------------------
<4> См.: Гражданское право России. Часть первая: Учебник / Под ред. З.И. Цыбуленко. М.: Юрист, 1998. С. 464.
<5> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 109.
<6> Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 46.
Вместе с тем в литературе высказывалась мысль о том, что наряду с общепринятой "триадой" элементов правового регулирования есть и четвертый элемент - "правовое ограничение". Автор этого взгляда А.Г. Братко утверждает, что "запреты и ограничения - два различных способа правового регулирования общественных отношений" <7>. Основное различие между запретами и ограничениями, по его мнению, заключается в том, что "запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения" <8>.
--------------------------------
<7> Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.
<8> Там же. С. 23.
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.
По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т.е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус субъектов финансового права, принципы финансового права, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством (муниципальным образованием), источники формирования кредитных ресурсов банков, ставки налогов и т.д. Кроме того, материальные нормы имеют денежное содержание.
Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют порядок осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки и т.д.
Отметим, что в настоящее время усилилась тенденция обособления отдельных групп процессуальных норм и выделение их за рамки административного процесса в земельном, экологическом, финансовом, налоговом и других отраслях права. Стремление вывести данные процессы за рамки административного процесса предопределяется желанием ученых, изучающих отраслевые процессуальные явления, обосновать необходимость и целесообразность реализации материально-правовых норм при помощи процессуальных норм, зарождающихся в соответствующих материальных отраслях, а не только уголовного, гражданского и административного процесса <9>.
--------------------------------
<9.> См.: Панова И.В. Юридический процесс. Саратов, 1998. С. 22.
В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства число процессуальных финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности материальных финансовых норм <10>. Н.И. Химичева отмечает, что в процессуальных финансовых отношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование <11>. Отмечается также, что материальные финансовые правоотношения являются формой проявления конкретных прав и обязанностей субъектов, а процессуальные - формой проявления порядка реализации этих прав и обязанностей <12>.
--------------------------------
<10> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999. С. 75.
<11> См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1995. С. 36 - 37.
<12> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 263.
Следовательно, система государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства включает такие правовые средства, как меры процессуального принуждения, предусмотренные финансовым (бюджетным, налоговым, валютным), административным и уголовно-процессуальным законодательством. Меры процессуального принуждения в сфере публичных финансов, как уже было отмечено, применяются уполномоченными органами государственной власти в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальным порядком в отношении обязанных лиц с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания финансовой дисциплины. В отличие от иных процессуальных мер, применяемых в сфере публичных финансов, их применение сопровождается дополнительными обременениями исключительно организационного и имущественного характера.
Наряду с мерами процессуального принуждения система государственного принуждения в финансовой сфере включает также меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Финансово-правовая ответственность - применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя обременения имущественного характера. По мнению Д.А. Липинского, являясь разновидностью юридической ответственности, финансовая ответственность выполняет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную и воспитательную функции <13>. Система функций финансового права включает в себя регулятивную, охранительную и стимулирующую <14>.
--------------------------------
<13> См.: Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2004. С. 293.
<14> См.: Емельянов А.С. Реализация охранительной функции финансового права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 15.
Вместе с тем, соглашаясь с Н.А. Саттаровой, отметим, что меры процессуального принуждения в сфере публичных финансов и меры финансовой ответственности следует различать. В основании финансовой ответственности лежит факт совершения финансового правонарушения. Применение мер процессуального принуждения не всегда связывается с противоправным поведением обязанного лица <15>. Так, например, анализ действующего законодательства в сфере валютных отношений позволяет определить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения.
--------------------------------
<15> См.: Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 74.
Противоправное поведение в бюджетной сфере влечет определенные лишения имущественного или личного характера в результате применения к нарушителю соответствующих мер. Следует отметить, что в бюджетном законодательстве определены меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 282 БК РФ к таковым относятся:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- начисление пени;
- наложение штрафа.
Вопрос: Наша компания запланировала конференцию, которая займет несколько дней. В течение данного времени участники будут обеспечиваться завтраками, обедами и ужинами. Можно ли отнести эти расходы к представительским и на основании каких документов? ('Нормативные акты для бухгалтера', 2007, n 14)  »
Читайте также