Статья: Российский рынок процессинговых услуг (Воронин А.С.) ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, n 2)

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 2
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПРОЦЕССИНГОВЫХ УСЛУГ
Процессинг в рамках функционирования платежных карточных систем в России имеет довольно давнюю историю - она началась с появления первых банков, выпускающих для своих клиентов пластиковые карты. Рынок процессинговых услуг, на котором стали возможны появление и эффективная работа независимых процессоров, начал формироваться относительно недавно - с момента, когда передача процессинга на аутсорсинг стала всерьез рассматриваться банками как экономически целесообразная альтернатива создания собственного процессингового центра. Но процессинговые услуги сегодня востребованы уже не только карточными платежными системами. Новым сегментом платежей на российском рынке, активно нуждающимся в процессинге, стали платежи населения за различные услуги, отнесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" к банковским операциям. Дополнительным подтверждением развития рынка российского рынка процессинговых услуг стала конференция с характерным названием "Рынок процессинговых услуг в России", организованная Агентством социально-экономического партнерства (АСЭП) <1>.
--------------------------------
<1> www.a-sep.ru.
Услуги процессинга в рамках любой платежной системы (ПС) подразумевают авторизацию транзакций, проведение расчетов и клиринга транзакций для участников платежной системы и фирм-акцептантов. Процессинговые услуги могут оказываться (и оказываются) как процессинговыми подразделениями банков - принципиальных участников ПС, так и независимыми процессинговыми компаниями, имеющими соответствующие соглашения с данной ПС, ее эмитентами или эквайрерами (так называемые процессоры третьей стороны, или просто третьи процессоры <2>).
--------------------------------
<2> Third-Party proccessor (TPP) - сторонний центр обработки транзакций; термин, используемый в документах Visa Int. для обозначения сертифицированных процессоров третьей стороны. В терминологии MasterCard - Member Service Provider (MSP).
Немного истории
Процессинг операций по картам международных платежных систем начал осуществляться еще в Советском Союзе в 1969 г. Прием платежей по кредитным (банковским) картам был начат Государственным комитетом СССР по иностранному туризму через его коммерческую организацию ВАО "Интурист", при этом обслуживание по кредитным картам было возможно только в гостиницах "Интурист" и магазинах "Березка". В 1987 г. в соответствии с новым законодательством и с целью дальнейшего увеличения поступлений иностранной валюты была создана фирма "Интуркредиткард" (на базе которой, кстати говоря, и возник впоследствии один из крупнейших игроков на российском рынке процессинговых услуг - "Компания объединенных кредитных карточек", или UCS).
Точкой отсчета новейшей истории российского карточного рынка можно считать 1989 г. - год вступления первого российского банка (это был Сбербанк) в международную платежную систему Visa. В 1990 г. произошло еще более эпохальное с точки зрения современных российских банков событие - был принят Закон "О банках и банковской деятельности", с которого началось формирование в России системы коммерческих банков. Так или иначе, возраст постсоветского российского карточного рынка в текущем 2007 г. приблизился к совершеннолетию. Несмотря на это отрадное обстоятельство, рынка процессинговых услуг до начала XXI века в России практически не было. Одна из причин такой ситуации - то, что до конца 1990-х годов лидирующая по многим показателям на российском рынке (и, к слову сказать, самая агрессивная в плане маркетинга) международная платежная система Visa Int. ставила условием принципиального членства российских банков наличие собственного процессингового центра (ПЦ). Таким образом, экономику процессинга как такового российские банки, решавшие вступить в данную МПС, не рассчитывали, просто потому что у них не было выбора. Все банки - принципиальные члены МПС имели собственный процессинговый центр (ПЦ), банки же, выпускавшие платежные карты как ассоциированные члены или по агентской схеме, обслуживались через ПЦ банка-спонсора.
Современное состояние рынка процессинговых услуг
Последние несколько лет ситуация на карточном рынке стала меняться. С одной стороны, Visa Int. сняла свое требование с банков - принципиальных членов об обязательности наличия собственного процессинга, с другой - сами российские банки в условиях возросшей конкуренции и дефицита дешевых финансовых ресурсов стали внимательнее считать деньги. У процессоров третьей стороны появилась реальная возможность привлекать в качестве своих клиентов банки - принципиальные члены МПС, предлагая им выгодные условия обслуживания. Кроме того, на рынке появились новые сегменты платежей, нуждающихся в процессинговом сопровождении, - мобильные платежи (плата за разговоры с использованием мобильной связи), системы электронных денег (WebMoney и др.), микроплатежи (плата за коммунальные услуги, за Интернет и др.). В результате в России стал формироваться рынок третьих процессоров, наиболее активные из которых - UCS <1> (ЗАО "Компания объединенных кредитных карточек"), "РУКАРД" <2> и "Общая карта" <3>.
--------------------------------
<1> www.ucscard.ru.
<2> www.rucard.net.
<3> www.okprocessing.com.
Присутствующие на рынке независимые процессинговые компании прошли сертификацию международных платежных систем на право предоставления спектра услуг по операциям с пластиковыми картами, получив соответствующие статусы (Member Service Provider в MasterCard International и Third Party Processor в Visa International). ЗАО "КОКК" (UCS) и компания "РУКАРД", кроме того, имеют право обслуживать (и обслуживают) карты AmEx, Diners Club и JCB. Так, компания "РУКАРД" в августе прошлого года была сертифицирована на предмет соответствия международным нормам и стандартам AmEx по обслуживанию торгово-сервисных предприятий через самостоятельный технологический шлюз. Сертификация гарантировала совместимость форматов обработки информации между терминальным оборудованием "РУКАРД" и программными системами AmEx, в результате компания получила возможность самостоятельно программировать и обслуживать терминалы, установленные в торгово-сервисных предприятиях - клиентах компании, и самостоятельно процессировать карты American Express.
Одним из косвенных доказательств перспективности российского рынка процессинговых услуг стала конференция с символичным названием "Рынок процессинговых услуг в России", организованная и проведенная Агентством социально-экономического партнерства (АСЭП). К заявленной теме был проявлен интерес как со стороны процессинговых компаний, так и со стороны других участников рынка (в частности, производителей терминалов, ПО, банков).
Преимущества и недостатки аутсорсинга процессинговых услуг
Сергей Лебедев, начальник управления эмиссии ЗАО "КОКК", как представитель процессора третьей стороны вполне логично посвятил свое выступление на конференции преимуществам и недостаткам аутсорсинга, то есть передаче сторонним специализированным компаниям функций процессирования транзакций по различного рода платежам, а также составу услуг, предлагаемых компанией банкам. Прежде чем рассказать о выступлении Сергея Лебедева, отметим, что компания "КОКК" к настоящему времени является самым крупным игроком на этом рынке. Ее доля, по оценкам экспертов, составляет порядка 50%, по итогам 2006 г. оборот по картам систем Visa, MasterCard, Diners Club, JCB и AmEx превысил 2,5 млрд долл., компания обслуживает около 45 000 торговых и сервисных предприятий, в 32 000 из которых установлены POS-терминалы и электронные кассы для приема в оплату банковских карт <1>.
--------------------------------
<1> Данные взяты с сайта компании UCS.
Сегодня в UCS, по словам представителя компании, на обслуживании находятся более 60 банков, из которых семь являются принципиальными членами МПС (остальные - ассоциированными). Спонсируемые банки, как особо отметил докладчик, заключают практически такие же договоры, как и их банки-спонсоры, получая порядка 90% сервисов. Большинство банков, находящихся на обслуживании в "КОКК", - российские, однако есть и "дочки" иностранных банков. Таким образом, следует признать, что за последние несколько лет ситуация в плане отношения российских банков к передаче процессинга внешним независимым процессинговым компаниям изменилась в лучшую сторону. Коснувшись отношения к "процессингу на стороне" иностранных банков, работающих на российском финансовом рынке, Сергей Лебедев разделил инобанки, работающие на российском рынке, на две категории:
1) инобанки с корпоративной политикой, в рамках которой содержится жесткое требование осуществлять процессинг исключительно через собственный ПЦ (пример - Ситибанк);
2) инобанки, корпоративная политика которых допускает использование для процессинга транзакций процессора локального рынка, на котором работает "дочка" (к данному разряду можно отнести скандинавские банки, приобретшие российские банки).
Далее докладчик остановился на основных услугах, предлагаемых компанией банкам:
- собственно процессинг операций по картам в рамках эмиссионных и эквайринговых программ;
- многофункциональная система удаленного доступа (удаленный терминал, размещаемый в банке, позволяет, в частности, самостоятельно менять лимиты по картам, управлять сетью банкоматов, линковать дополнительные карты);
- автоматизированная система изменения лимитов (особенно востребована дальневосточными банками, поскольку позволяет менять лимиты в любое время, а не только в то время, когда ПЦ принимает рейсы с измененными лимитами);
- рассылки клиентам банков СМС (так называемые SMS Allert's) (в частности, отправка СМС по факту авторизации транзакции по карте с указанием баланса, СМС с информацией об изменении лимита, различные СМС-рассылки по заказам банков);
- различные функции на основе сети банкоматов (в частности, переводы с карты на карту, смена ПИН-кода);
- различные функции на основе терминальной сети.
В числе преимуществ аутсорсинга процессинговых услуг были названы следующие:
- за приемлемую плату банки могут получать качественные сервисы, причем не только стандартные, традиционные, но и новые (прием безналичных платежей, осуществляемых с использованием платежных карт посредством банкоматов, - за коммунальные услуги, пользование Интернетом и др.);
- проще осуществить переход на стандарт EMV (меньше расходы, не требуется специальный персонал);
- возможность разумной настройки сервисов под клиента (то, что сейчас принято называть термином "кастомизация").
К возможным недостаткам аутсорсинга с точки зрения банка докладчик отнес:
- невозможность плотно контролировать процессинг, особенно в случае "падения" системы (хотя, как иронично отметил представитель независимого процессора, зачастую весь контроль банка над собственным процессингом сводится к возможности безнаказанно и в неограниченном количестве "пинать" сотрудников собственного ПЦ);
- не всегда сторонний процессор способен полностью удовлетворить потребности банка в сервисах (в случае собственного процессинга, признал г-н Лебедев, потенциальные возможности реализации новых сервисов все-таки больше).
На сессии вопросов и ответов был задан вопрос о гарантиях, которые готова предоставить процессинговая компания банку на случай, если ее сотрудник захочет положить себе в карман миллион долларов и поехать отдыхать на Багамы. В ответ прозвучало, что, конечно, у UCS нет такой капитализации, как у западных процессоров третьей стороны, но определенные и достаточно серьезные гарантии существуют, например многочисленные аудиторские проверки, осуществляемые специальными комиссиями МПС.
О рынке услуг по приему платежей населения
Растущий рынок услуг по приему платежей населения нуждается в процессинге не меньше, чем операции по банковским платежным картам. До принятия Федерального закона N 140-ФЗ и банки, и любые другие коммерческие организации, работающие с платежами населения, действовали в рамках агентских взаимоотношений на основе прямых договорных отношений с поставщиками услуг, при этом банковским структурам отводилась роль финансового института, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание. В случае прямого участия банков в приеме платежей на основании заключенных договоров с провайдерами услуг банки наравне с коммерческими организациями выступали агентами по приему платежей в пользу получателей денежных средств. Федеральный закон N 140-ФЗ отнес операции по приему платежей населения за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги к банковской сфере, предоставив банкам право делегировать банковские функции коммерческим организациям, не являющимся кредитными.
Доклад Федора Панферова, генерального директора компании "Ю-Пэй" (U-Pay), назывался "Российский процессинговый рынок: использование платежных терминалов при расчете с населением" и был посвящен не только и не столько использованию платежных терминалов, сколько анализу рынка платежей населения за услуги как таковому - его проблемам, задачам, тенденциям развития.
Формирование рынка услуг по приему платежей от населения, по мнению докладчика, стало следствием изменения экономического курса государства, что привело к появлению большого числа поставщиков услуг (операторы сотовой связи, интернет-провайдеры, кабельное и спутниковое телевидение и многие другие). Возможность быстро и удобно провести платеж в пользу этих поставщиков была сильно востребована рынком и обусловила его динамичное развитие, которое г-н Панферов проиллюстрировал следующими показателями:
- совокупный годовой оборот в 2006 г. - 10 - 13 млрд долл. (рост показателя на 250% выше по сравнению с 2005 г.);
- рост рынка - 175% в год;
- количество терминалов самообслуживания выросло с 40 000 до 100 000 точек приема платежей;
- количество транзакций в день - 9 млн;
- значительный рост оборотов, тенденция снижения доходности;
- рост сопутствующих компаний, предлагающих услуги и сервисы.
Структура рынка услуг по приему платежей населения очень сложна, включает много участников, состав которых очень разноплановый, в их числе:
- законодательные органы;
- регуляторы рынка (Банк России, осуществляющий контроль за оборотом наличных средств, Минфин - за повышением доступности и снижением стоимости услуг, МЭРТ - за повышением доступности средств оплаты государственных услуг и ЖКХ, Федеральная служба по финансовым рынкам - за ростом капитализации фондового рынка, повышением доступности биржевых продуктов, пенсионной реформой и долевыми инвестициями, Федеральная налоговая служба - за повышением собираемости налогов);
- системы платежей и расчетов (ОСМП, Cyber Plat,
Статья: Денежные расчеты при строительстве (Гурьянова А.В.) ('Бухгалтер и закон', 2007, n 4)  »
Читайте также