Статья: Структура рынка кредитования населения (Абдрахманов Р.А., Поляченко И.А.) ("Банковское кредитование", 2005, n 3)

"Банковское кредитование", 2005, N 3
СТРУКТУРА РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
До настоящего времени в России не ведется официальная статистика по объемам сегментов рынка потребительского кредитования. Определить цели получения населением кредитов можно только условно, опираясь на разрозненные данные, публикуемые в различных источниках. В настоящей статье мы предлагаем подходы к определению целевого использования населением кредитов, основанные на расчете структуры оборота розничной торговли и объемов основных товарных рынков в Российской Федерации.
В последние годы в России наблюдается бурный рост рынка кредитования физических лиц. Едва страна оправилась от последствий кризиса 1998 г., характеризовавшегося, прежде всего, снижением доходов подавляющего большинства граждан, стал активно развиваться сегмент потребительского кредитования. За период с 2000 г. по 2004 г. рынок кредитов физическим лицам в рублевом эквиваленте увеличился более чем в 13 раз.
Наряду с ростом объема кредитования происходило увеличение относительных рыночных показателей, по которым можно судить о зрелости развития данного сегмента рынка. Так, с 2000 г. доля кредитов населению в ВВП возросла с 0,6 до 3,7%.
Другим показателем, характеризующим динамику развития рынка, является доля кредитов в активах банковской системы. И здесь рынок потребительских кредитов продемонстрировал внушительный рост, увеличившись за последние 4 года с 1,9 до 9%. Таким образом, всего за несколько лет рынок потребительского кредитования превратился из потенциально перспективного в быстрорастущий, объем его в долларовом эквиваленте на начало 2005 г. превысил отметку в 22,3 млрд долл. США или 618,9 млрд руб. (рис. 1).
-----------------------------------------------------------------¬
¦ 618,9 ¦
¦ ------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 299,7 ¦ ¦ ¦
¦ ------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 142,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 94,6 ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 44,8 ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+--T--+-----+--T--+-----+--T--+-----+--T--+-----+---+
2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 1. Динамика ссудной задолженности
в Российской Федерации на конец периода
с учетом предпринимателей, млрд руб.
Источник: Банк России
Бурное развитие рынка потребительских кредитов стало следствием улучшения макроэкономической ситуации в стране. Высокие темпы роста ВВП, увеличение объема положительного сальдо внешней торговли, всплеск инвестиционной активности привели к тому, что за несколько последних лет доходы населения значительно выросли.
Если по итогам 2000 г. среднедушевой годовой доход в России составлял 26 тыс. руб., то уже в 2004 г. он вырос до 75 тыс. руб. Среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов населения за последние 5 лет превысили 10% (рис. 2).
-----------------------------------------------------------------¬
¦ 114,9 ¦
¦ х ¦
¦ 112,0 ¦
¦ х ¦
¦ ¦
¦ х 108,2¦
¦ х 109,9 х ¦
¦ 108,7 ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
+----------------T-----------T-----------T-----------T-----------+
2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 2. Темпы роста реальных располагаемых доходов
населения, в процентах к предыдущему году
Источник: Росстат
Повышение уровня жизни вселило в людей определенную уверенность в завтрашнем дне и позволило планировать свои доходы и расходы на будущее. Рост благосостояния наряду с постоянно увеличивающимся объемом предложения все новых и новых модификаций товаров, которые активно продвигаются на потребительский рынок, зачастую с помощью маркетинговых и рекламных технологий привел к существенному повышению уровня потребления. В результате такого "товарного наступления" за период 2000 - 2004 гг. по официальным данным оборот розничной торговли в стране увеличился с 85,6 млрд долл. США до 192,4 млрд долл. США или в 2,25 раза (в рублевых ценах оборот потребительской торговли увеличился за тот же период времени на 3,26 трлн руб.).
Оборот розничной торговли (рис. 3) формируется за счет оборота продовольственных товаров, доля которых по итогам 2004 г. составила 46%, и оборота непродовольственных товаров, на долю которых пришлось 54%, что в абсолютном выражении составило чуть более 3 трлн руб., или 104,5 млрд долл. США. Естественно, что оборот розничной торговли, сопровождавшийся появлением в стране крупнейших торговых сетей мира, не в последнюю очередь рос за счет активного развития потребительского кредитования. Потребительское кредитование, начав завоевывать позиции в стране с выдачи кредитов на покупку электробытовой техники, плавно распространилось и на другие сегменты розничного рынка.
Продовольственные
товары - 87,9 (46)
-----------------¬Прочие
¦ ¦непродовольственные
¦ ¦товары - 69,1 (36)
¦ +-----------------¬
¦ ¦ ¦ Автотехника
¦ ¦ ¦Другие - <*> - Электробытовая
¦ ¦ ¦35,4 (18) 17,9 (9) техника -
¦ ¦ +-------¬------------------¬11,7 (6)------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Мебель -
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5,8 (3) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-----------------+------------------L-------+-----------+---------
--------------------------------
<*> Включая мотоциклы и мотороллеры.
Рис. 3. Структура и объемные характеристики оборота
розничной торговли в 2004 г., млрд долл. США (%)
Источник: собственные расчеты УСП, Росстат
Исходя из опыта развития потребительского кредитования в России, сложившейся в стране товарной структуры розничной торговли непродовольственными товарами, структуры розничных цен на непродовольственные товары, можно предположить, что наибольшей популярностью у граждан среди непродовольственных товаров для покупки в кредит пользовалась уже ранее упомянутая электробытовая техника, а также мебель и автомобили. При этом столь пристальное внимание со стороны населения к покупкам в кредит практически не было обращено на сегмент продовольственных товаров и лишь незначительно коснулось сегмента рынка прочих непродовольственных товаров - одежды и обуви, тканей, косметических изделий, продукции бытовой химии, медикаментов, детских игрушек и т.д., относящихся в большинстве своем к относительно низкостоимостным товарам, доля которых в обороте розничной торговли составляет 36%. Тем не менее мы не исключаем возможности, что какая-то часть ссуд, особенно по кредитным картам, была потрачена на приобретение прочих непродовольственных товаров и даже продуктов питания, однако очевидно, что доля эта невелика и ее остаток в целом ограничивается задолженностью по кредитным картам.
Наиболее емким товарным рынком в России является рынок автомобильной техники, объем которого в денежном выражении в 2004 г. составил порядка 17,9 млрд долл. США <1>. Примерно в 1,5 раза уступает ему объем продаж электробытовых изделий - около 11,7 млрд долл. США в год <1>, в то же время по количеству заемщиков, использовавших кредит на покупку этих изделий, данный сегмент является абсолютным лидером. Таким образом, по итогам 2004 г. суммарный объем продаж по каналам розничной торговли товаров, которые наиболее часто покупаются гражданами в кредит, - автотехника, электробытовая техника и мебель - составил 35,4 млрд долл. США (рис. 3).
--------------------------------
<1> По оценкам авторов.
По нашим оценкам, в 2004 г. около 30% автомобилей в стоимостном выражении было приобретено за счет кредитных ресурсов. Магазины бытовой техники предоставляют данные по доле товаров, купленных в кредит, на уровне 35%. Покупки мебели в кредит менее распространены, их можно приблизительно оценить в 25% от общего объема мебельного рынка, достигшего в 2004 г. отметки 5,8 млрд долл. США.
Объем покупок в кредит прочих непродовольственных товаров, на долю которых в обороте розничной торговли приходится 36%, оценочно не превышает 7%.
Итак, в течение всего 2004 г. в кредит по каналам розничной торговли могло быть продано потребительских товаров на сумму около 15,6 млрд долл. США (рис. 4).
Автотехника - 5,4
Прочие товары ------------------¬
4,7 ¦ ¦Электробытовая
---------------+ ¦техника - 4,1
¦ ¦ +--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
Мебель - 1,4¦ ¦ ¦ ¦
------------+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+--------------+----------------+--------------+
Рис. 4. Объем товаров, реализованных в кредит по каналам
розничной торговли в течение 2004 г., млрд долл. США
Источник: собственные расчеты авторов
Вместе с тем суммарный объем выданных в течение 2004 г. кредитов физическим лицам всеми банками РФ составил около 36,9 млрд долл. США. Таким образом, объем кредитных ресурсов, полученных населением в 2004 г. и использованных на иные цели, составил 21,3 млрд долл. США. По нашим расчетам, примерно 15% кредитных ресурсов (около 5,5 млрд долл. США) использовалось для погашения ранее взятых обязательств, например с целью изменения валюты, в которой взята ссуда, или срока кредита. Исходя из этого, объем кредитных средств, использованных на покупку товаров и услуг вне рамок розничной торговли, составил 15,8 млрд долл. США.
Безусловно, нельзя не сказать и о рынке потребительских услуг - связи, туристических, медицинских, образовательных, которые также могут приобретаться за счет кредитных ресурсов. Однако организации, специализирующиеся на этом рынке, стали развивать кредитное направление, связанное с реализацией данных услуг, относительно недавно и еще не успели занять на нем сколько-нибудь значительную нишу. По приблизительным оценкам, объем рынка услуг, реализованных в 2004 г. в кредит, составил около 0,5 млрд долл. США.
Исходя из сделанных предположений, можно утверждать, что единственным рынком, который мог поглотить оставшийся объем выданных кредитных ресурсов, является рынок недвижимости, включающий в себя, помимо покупки квартир на первичном и вторичном рынках, рынки загородных домов, дач, гаражей и услуг по ремонту квартир.
Таким образом, объем кредитов, полученных населением с целью приобретения недвижимости и строительства, включая услуги по ремонту, составил в 2004 г. ориентировочно 15,3 млрд долл. США. Аналогичные расчеты за 2003 г. показывают, что рынок недвижимости также был наиболее емким по объему направленных на него кредитных ресурсов: на его долю пришлось примерно 11,1 млрд долл. США выданных кредитов, что составило 48,1% от общего объема всех ссуд (см. табл.).
Таблица
Наименование ¦ 2004 г. ¦ 2003 г.
рынка +------------T------------+------------T------------
¦ Объем рынка¦ Доля ¦ Объем рынка¦ Доля
¦ покупки ¦ в объеме ¦ покупки ¦ в объеме
¦ товаров и ¦ выданных ¦ товаров и ¦ выданных
¦ услуг в ¦ кредитов, %¦ услуг в ¦ кредитов, %
¦ кредит, ¦ ¦ кредит, ¦
¦ млрд долл. ¦ ¦ млрд долл. ¦
--------------+------------+------------+------------+------------
Недвижимость ¦ 15,3 ¦ 48,7 ¦ 11,1 ¦ 48,1
--------------+------------+------------+------------+------------
Автотехника ¦ 5,4 ¦ 17,2 ¦ 4,0 ¦ 17,3
--------------+------------+------------+------------+------------
Электробытовая¦ 4,1 ¦ 12,1 ¦ 2,8 ¦ 12,1
техника ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+------------+------------+------------+------------
Мебель ¦ 1,4 ¦ 4,5 ¦ 1,1 ¦ 4,8
--------------+------------+------------+------------+------------
Прочие товары ¦ 4,7 ¦ 15,0 ¦ 3,7 ¦ 16,0
--------------+------------+------------+------------+------------
Услуги ¦ 0,5 ¦ 1,6 ¦ 0,4 ¦ 1,7
--------------+------------+------------+------------+------------
Итого ¦ 31,4 ¦ 100,0 ¦ 23,1 ¦ 100,0
Для определения окончательной структуры ссудной задолженности, сложившейся на конец 2004 г.,
Статья: Автокредит: кому это выгодно (Гусева И.Л., Гусева А.Л.) ('Банковское кредитование', 2005, n 3)  »
Читайте также