Расчеты наличными в тсж(о.м. кабанов)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 5 мая 2005 года
О.М. КАБАНОВ
Кабанов О.М., заместитель генерального директора ЗАО "Финансовые консультации, аудит" по правовым вопросам.
Расчеты наличными деньгами в товариществах собственников жилья неизбежны. Практически каждый день принимаются платежи, членские взносы, выдается зарплата, оплачиваются работы, услуги, материалы. В связи с появлением крупных товариществ, удорожанием коммунальных услуг и ростом затрат на содержание кондоминиума растут и наличные расчеты, осуществляемые через кассы товариществ.
Недооценивать риски, возникающие при работе с большими суммами наличных денег, могут только отчаянные или недальновидные люди. Простой расчет показывает, что в товариществе собственников жилья с количеством 100 членов и ежемесячной платой 4000 рублей при расчетах наличными каждый месяц с 1 по 10 число проходит 400000 рублей. При этом, как правило, основные расчеты приходятся на 3 - 4 дня. Это означает, что суммы операций с наличностью в пиковые дни превышает 100000 рублей. Это, не считая арендных платежей, платы за оказанные сторонним организациям услуги и за другие поступления.
Кто платит товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) наличными? В первую очередь - члены, во вторую - юридические лица - контрагенты по сделкам, сумма которых не превышает 60 тыс. рублей.
Поступление денежных средств от членов ТСЖ в зависимости от выбранного режима оформляется или как внесение членских взносов, или как сбор денег для оплаты коммунальных платежей.
При приеме членских взносов наличными деньгами, согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России N 40 от 22 сентября 1993 г., оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. В случае получения членских взносов, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется <*>.
--------------------------------
<*> Разъяснения в отношении оформления операций по внесению членских взносов в гаражно-стояночных кооперативах приведены письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 29-12/40633. В частности говорится, что уплата вступительных и ежемесячных взносов, уплачиваемых членами кооператива, не является операцией по реализации товара (работ, услуг) и, следовательно, не подпадает под действие ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Указанные расчеты оформляются составлением приходных кассовых ордеров. Для ТСЖ применяется по аналогии.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что у юридических лиц - плательщиков членских взносов к зачету могут быть приняты только наличные расходы, подтверждаемые кассовым чеком или его оттиском на корешке квитанции приходного кассового ордера.
Иная ситуация при сборе наличных денег от членов ТСЖ для оплаты коммунальных услуг и иных расходов, связанных с содержанием кондоминиума, за исключением ремонта. При приеме наличных в этом случае оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру с чеком контрольно-кассовой машины. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. Так как сбор денег для централизованной оплаты коммунальных расходов не является членскими взносами, то прием денег должен оформляться с применением контрольно-кассовой техники. В этом случае одновременно с приходно-кассовым ордером выдается чек.
Для приема наличных денег в оплату ремонта жилищного фонда на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35 и подпункта 9 пункта 1 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н оформляются три экземпляра квитанции БО-4, заверенные печатью (штампом) кассира, а также два экземпляра договора об оказании услуг, указанных в кодах 016100 - 016300 Общероссийского классификатора услуг населению <*>.
--------------------------------
<*> Согласно письму Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 до утверждения новых бланков строгой отчетности разрешается применять прежние формы. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждение новых бланков строгой отчетности должно быть завершено до 1 января 2007 г. Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16, санкции за использование бланков, принятых Минфином, не применяются.
От внешних контрагентов - юридических лиц в наличной форме могут поступать арендные платежи, плата за работы, услуги, проданные материалы и т.п. При оплате наличными должны оформляться приходно-кассовый ордер и чек.
Собранные наличные деньги сдаются в банк в порядке, установленном Центральным Банком России.
Наличные валютные операции в ТСЖ могут возникать, когда принадлежащее ему недвижимое имущество арендуется нерезидентом или отчуждается ему, а также в случае импортирования материалов и оборудования. Возможны валютные займы под залог недвижимости ТСЖ и другие экзотические операции. Но за редким исключением такие операции совершаются в безналичном порядке или в рублях. Поэтому рассматривать их в рамках данной статьи не имеет смысла.
Кто может получать наличные деньги от ТСЖ? Во-первых, наемный персонал в виде вознаграждения за выполненные работы (услуги) и прочие выплаты в их пользу. Во-вторых, контрагенты - физические лица за выполненные разовые работы (ремонтные, строительно-монтажные работы). В-третьих, контрагенты - юридические лица за материалы, услуги, работы стоимостью до 60 тыс. рублей. Денежные средства выдаются через кассу. В обмен ТСЖ получает документы, подтверждающие выполнение работ, услуг, поступление ценностей и чек контрольно-кассового аппарата. При отсутствии чека правомерность затрат ТСЖ может быть поставлена под сомнение.
При работе с наличностью необходимо учитывать следующие ограничения по размеру сумм. С юридическими лицами - сумма одной сделки не должна превышать 60 тысяч рублей <*>. С физическими лицами - сумма не ограничена.
--------------------------------
<*> Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 60 тысяч рублей.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что при наличии в ТСЖ контрольно-кассовой техники гораздо проще выбить чек при любой операции при приеме наличных, чем долго, и, возможно, в суде объяснять, какой платеж безусловно является членским взносом, а какой - с определенной долей вероятности. Иначе обстоит дело при отсутствии такой техники. Выход один - все операции по приему наличных денег должны отвечать требованиям, предъявляемым к внесению членских взносов.
При небрежном оформлении степень риска определяется в соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц это 30 - 40 минимальных размеров оплаты труда, для юридических - 300 - 400 <*>. При этом необходимо учитывать, что цена контрольно-кассовой техники составляет не более 3 тысяч рублей.
--------------------------------
<*> В соответствии со статьей 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 5 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда для исчисления штрафов составляет 100 рублей.
Общие требования к организации наличных расчетов в ТСЖ такие же, как и ко всем юридическим лицам. Требования к оформлению операций по кассе ТСЖ установлены в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок). Порядок работы с наличными деньгами в организациях установлен Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее - Правила). Пунктом 21 Порядка установлено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи. При этом регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров", составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
В соответствии с пунктами 3 и 29 Порядка руководители ТСЖ обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут полную материальную ответственность. При этом кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Оборудование помещения кассы, отвечающей всем требованиям безопасности, дело не дешевое. Запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, исключает вариант, когда несколько близко расположенных ТСЖ оборудуют и используют одну кассу.
Хранение в кассе ТСЖ наличных денег допускается в пределах лимита кассы, который каждый год устанавливается банком, в котором у организации открыт счет. Установленный лимит может быть превышен в течение трех дней только за счет денег, предназначенных для выплаты зарплаты и пособий работникам.
Суммы, превышающие лимит кассы ТСЖ, ежедневно сдаются в банк кассиром ТСЖ в кассу банка или инкассаторам. Передача наличных денег инкассаторам оформляется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ". Как правило, большинству членов ТСЖ удобно платить взносы и иные платежи после работы. Для ТСЖ это вызывает необходимость сдачи денег в вечерние кассы. Это дополнительные расходы и дополнительные меры по предотвращению разных видов риска. Крупные ТСЖ в периоды получения больших сумм вынуждены привлекать инкассаторов.
Работать или не работать с инкассаторами, как правило, решает правление. Затраты на инкассацию должны быть предусмотрены в смете доходов и расходов, которая утверждается общим собранием членов ТСЖ. В случае принятия положительного решения заключается договор с банком, где открыт счет, или с организацией, оказывающей такие услуги.
Учитывая сложности, возникающие при работе с наличными денежными суммами в ТСЖ, есть смысл использовать все доступные варианты уменьшения таких сумм. Как показывает практика, самыми распространенными являются следующие:
- выставление членам ТСЖ и другим плательщикам счетов для совершения платежей через расчетный счет ТСЖ в банке;
- принятие платежей в дни выдачи заработной платы и проведения других наличных расчетов.
Перечисление денежных средств на счет ТСЖ внутри одного и того же банка производится практически бесплатно. При перечислении из других банков взимается комиссия от 0,1 до 1,2 процента перечисляемой суммы. Примерно такая же стоимость оплаты с банковской карточки.
Наиболее дешевый способ - принимать платежи наличными в дни плановых наличных расходов. При этом не должно быть ограничений по назначению использования наличных денежных средств, находящихся в кассе.
Подводя итоги, можно сказать, что наличные расчеты в ТСЖ всегда были и будут. Но при разумном планировании операций риски, связанные с проведением и оформлением наличных расчетов, сводятся к минимуму.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ
"О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"
(принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.06.2000 N 82-ФЗ
"О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА"
(принят ГД ФС РФ 02.06.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.2005 N 171
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ"
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 14.07.2003 N 16-00-12/24
<ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ>
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПО ОДНОЙ СДЕЛКЕ"
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.01.1998 N 14-П
(утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47)
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ЮУ-4-14/29н
"О ФОРМАХ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ УЧЕТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН"
(вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ФОРМ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ")
ПИСЬМО Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-35
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
ПИСЬМО ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ...", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40)
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ" ОК 002-93 (ОКУН)
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163)
<ПИСЬМО> Управления МНС РФ по г. Москве от 22.07.2003 N 29-12/40633
<О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ГАРАЖНО-СТОЯНОЧНЫМ КООПЕРАТИВОМ>

Комментарии к законам »
Читайте также