Конституционно-правовой аспект функционирования средств массовой информации в германии

Устинович Е.С., кандидат политических наук, доцент Курского института государственной и муниципальной службы.
Правовая база СМИ начала складываться в Западной Германии сразу после окончания войны. Германия тогда не относилась к числу европейских стран с давними демократическими традициями, тем не менее следует учитывать демократические завоевания как раз непосредственно перед всевластием гитлеризма - в период Веймарской республики.
Был накоплен и привился опыт демократически вполне оптимальных взаимоотношений печатных изданий и власти. Во многом именно к этому национально освоенному опыту восходит зарождение законодательства о прессе в Германии после разгрома фашизма. Тем более, что "западногерманский законодатель после окончания второй мировой войны получил возможность строить правовой механизм страны в условиях меньшей связанности устоявшимися формами и традициями, чем другие крупные капиталистические государства, не пережившие таких потрясений в их истории, в особенности в истории политических структур и конституционных институтов" <*>.
--------------------------------
<*> Туманов В.А. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1991. С. 7.
Стремление строить отношения с прессой на строго правовой основе - верный признак демократической ориентации власти. Это подтвердилось: за послевоенный период в ФРГ принят целый ряд нормативных законодательных актов, создавших надежные условия для прессы и адекватного отношения к ней со стороны власти. Остановимся на некоторых актах.
До появления в 1949 г. Основного Закона страны были приняты конституции в федеральных землях. Общегерманская Конституция не была для них прототипом, даже и впоследствии конституции федеральных земель не приводились каким-либо образом в соответствие с Конституцией ФРГ. Тем не менее и в них краеугольными являются положения о свободе мысли и печатного (вообще публичного) выражения собственного мнения, о свободе печати.
К примеру, типичны и для других земель соответствующие статьи Конституции земли Гессен (принята 1 декабря 1946 г.).
Статья 11.1. Каждый имеет право свободно и публично выражать свое мнение. Это право не может быть ограничено служебными отношениями - никому не может быть нанесен ущерб в связи с использованием этого права. Служебные отношения могут быть расторгнуты лишь в случае, если какое-либо лицо уклоняется от предварительно согласованной деятельности, преследующей определенные политические, религиозные или мировоззренческие цели.
11.2. Цензура печати не допускается.
Статья 13. Каждый имеет право на свободное получение информации во всех областях знания и практического опыта; может беспрепятственно знакомиться с мнением других людей, приобретая для этого печатные издания или слушая радиопередачи или иным способом <*>.
--------------------------------
<*> См.: Туманов В.А. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1991. С. 94.
При создании Конституции ФРГ в 1949 г. законодатели исходили из того, что только информированный гражданин может быть подлинно гражданином демократического общества и государства, обоснованно формировать собственное мнение, взвешенно принимать то или иное политическое решение. Основополагающее право свободы прессы закреплено в статье 5 Конституции Федеративной Республики Германии:
1. Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется. Цензуры не существует.
2. Пределы этих прав устанавливаются предписаниями общих законов, законодательными постановлениями об охране молодежи, нормами права, обеспечивающими уважение к личности.
При всем том в немецком законодательстве, в том числе касательно средств массовой информации, предусмотрены некоторые ограничения гражданских прав и свобод. А именно - в законодательстве о чрезвычайных ситуациях, когда вступает в действие закон об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи, когда в этой сфере предоставляются широкие полномочия контроля ведомствам государства и земель по охране Конституции, включая федеральную разведывательную службу и военную контрразведку, а также ради предотвращения опасности, угрожающей основам демократического общественного строя, существованию или безопасности ФРГ либо одной из земель, а также безопасности размещенных на территории страны войск иностранных государств <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 23.

Статья 10 Основного Закона (п. 1) устанавливает, что тайна переписки, равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, неприкосновенна. Ограничения могут быть установлены (п. 2) только на основании закона. Если конкретное ограничение служит защите основ демократического строя, защите существования государства или одной из земель, служит обеспечению их безопасности, то согласно закону ограничение де-факто не обязательно сообщается заинтересованному лицу, которое это затрагивает, и тогда вместо судебной защиты такого лица в силу вступает контроль со стороны специальных и вспомогательных органов, формируемых народным представительством.. О демократическом, по сути, характере даже ограничений, предусмотренных в Конституции ФРГ, говорит статья 18, согласно которой тот, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати, для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением федерального Конституционного Суда <*>. Причем акцент сделан на уголовные обстоятельства или особые определения о государственных служащих либо военнослужащих, будь то оскорбления, клевета или дискредитация, с учетом того, что частные дела не могут обсуждаться публично, если к ним нет "убедительного общественного интереса".

Комментарии к законам »
Читайте также