Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел в раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАСКРЫТИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ,
СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Г.А. ДЫМОВ
Дымов Г.А., кандидат юридических наук, профессор.
В соответствии с Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел переименованы в подразделения по делам несовершеннолетних.
Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Изменились ее качественные характеристики, повысилась степень ее организованности, активизировалось участие подростков в совершении грабежей, разбоев и преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотиков, валютных ценностей, проституцией, получили распространение заведомо ложные сообщения об актах терроризма и т.д. Удельный вес преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности составляет в среднем 9,8%.
Отмечается тенденция роста групповых преступлений данной категории лиц, их доля примерно в 1,5 - 2 раза превышает аналогичный показатель взрослой преступности. Все большее распространение получили факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, деятельность религиозных организаций. Вызывает тревогу вовлечение в преступную деятельность детей младшего школьного возраста. В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и так называемых неблагополучных семей.
В этой связи можно отметить, что профилактическое направление работы с данной категорией преступлений оказалось в значительной степени свернутым. В частности, в структуре ГУУР СКМ МВД России было ликвидировано самостоятельное подразделение по делам несовершеннолетних, и лишь в июле 2002 г. оно было вновь создано по этой линии работы (см. Приказ МВД России от 11 июля 2002 г. N 662 "Об изменении штатного расписания центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделений, ему подчиненных").
Указанные обстоятельства диктуют необходимость поиска новых путей усиления противодействия преступным проявлениям в среде несовершеннолетних, одним из важнейших аспектов которого является совершенствование организации взаимодействия между аппаратами уголовного розыска и подразделениями по делам несовершеннолетних. Указанные субъекты взаимодействия являются составными элементами единой системы органов внутренних дел, призванными решать общую задачу борьбы с преступностью. Необходимость взаимодействия между ними определяется потребностью использования имеющихся в распоряжении оперативных подразделений специфических, присущих только им сил, средств и методов.
Организация взаимодействия предполагает согласованность действий по целям, месту и времени в рамках своей компетенции как самостоятельно, так и совместно с другими службами органов внутренних дел. Эту деятельность подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних можно рассматривать в двух аспектах.
В широком смысле это организация постоянных деловых контактов между подразделениями УР и ПДН ОВД в борьбе с преступностью несовершеннолетних, обеспечивающих:
- совместную деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью подростков;
- проведение совместных совещаний на разных уровнях, направленных на повышение оперативности взаимного информирования, использование сил субъектов взаимодействия в мероприятиях по оперативной проверке материалов и разработке несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступлений, проведение оперативно-профилактических операций;
- регулярный обмен опытом борьбы с преступностью несовершеннолетних;
- использование в борьбе с преступностью несовершеннолетних возможностей иных государственных органов и негосударственных учреждений и организаций;
- совместное принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, способствующих преступности несовершеннолетних.
В узком смысле это отношения оперативных работников и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, возникающие в связи с проведением конкретных мероприятий от получения и оценки исходной информации до материального и оперативно-технического обеспечения реализации собранных данных.
Организацию взаимодействия указанных подразделений можно классифицировать по следующим основаниям:
по характеру связей может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых связей между аппаратами уголовного розыска и подразделениями по делам несовершеннолетних. Такое взаимодействие включает в себя, например, деятельность в составе следственно-оперативной группы или при раскрытии преступлений по горячим следам, где есть веские основания полагать, что они совершены несовершеннолетними. При опосредованном взаимодействии совместная деятельность осуществляется, как правило, по поручению вышестоящего органа;
по времени может быть постоянным и временным. Постоянное взаимодействие осуществляется, например, в процессе раскрытия конкретного преступления. Временное взаимодействие направлено, как правило, на решение небольших по объему задач;
по содержанию может быть внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие осуществляется со службами, входящими в структуру органа внутренних дел, внешнее - с иными службами системы МВД и другими правоохранительными органами.
В процессе взаимодействия его субъекты в пределах своей компетенции осуществляют следующие мероприятия (см: Федеральный закон РФ "Об основах профилактики безнадзорности и грабежей несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г.):
а) подразделения уголовного розыска:
- выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
- осуществляют меры по противодействию участия несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
б) подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
- при обнаружении признаков подготовки преступления несовершеннолетними или при их участии осуществляют совместно с УР оперативно-розыскные мероприятия по документированию этих противоправных действий;
- совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления;
- обеспечивают повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществляют на этой основе целенаправленные мероприятия по выявлению и разоблачению преступных групп подростков;
- информируют работников уголовного розыска о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, а также лиц, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством;
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных действующим законодательством;
- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или иные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях подростков, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;
- участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Основные цели и задачи взаимодействия в целях предупреждения и раскрытия преступлений несовершеннолетних, в том числе грабежей и разбоев, определены:
- в Законах "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- в Указах Президента Российской Федерации "О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав";
- в ведомственных нормативных актах МВД России: Приказе МВД России от 20 апреля 1993 г. N 186 "О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних", Приказе МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", Приказе МВД России от 27 апреля 2002 г. N 391 "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних".
В то же время провести жесткое разграничение компетенции субъектов взаимодействия на данном направлении довольно сложно, поскольку работа по предупреждению и раскрытию грабежей, разбоев и преступлений, совершенных несовершеннолетними, по своему объему, содержанию, направлению представляет собой многогранный процесс. В этой связи организацию взаимодействия подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних можно разделить на три основные формы: организационно-управленческая, оперативно-тактическая и профилактическая.
I. Организационно-управленческая форма взаимодействия включает:
а) совместную деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе с грабежами и разбоями. Такое взаимодействие должно строиться на основе совместной информационно-аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних.
Непосредственный смысл совместной информационно-аналитической работы заключается в том, что взаимодействующие субъекты по своей инициативе определяют ценность информации и круг заинтересованных в ней подразделений, исходя из единства служебных интересов, задач борьбы с преступностью несовершеннолетних. Поэтому такое взаимодействие включает в себя знание и оценку конкретными подразделениями оперативной обстановки на обслуживаемой территории, анализ поступающей информации, разработку соответствующих программ по получению и использованию необходимой информации, разработку запросов, по которым другие подразделения ОВД должны собирать информацию для инициаторов (в них следует указывать источники, которые могут содержать необходимые сведения, а также тактические приемы ее получения), создание банков данных общего пользования и их систематическое пополнение, инициативное распространение имеющейся информации и положительного опыта ее получения.
Своевременное получение и систематизация необходимой информации позволяет разрабатывать комплексные оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с грабежами и разбоями, совершаемые несовершеннолетними. В их основе лежит выявление криминогенных факторов, которые способствуют совершению данных преступлений. Располагая соответствующей информацией, субъекты взаимодействия могут разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации таких факторов в среде несовершеннолетних;
б) рабочие встречи сотрудников оперативных подразделений СКМ ОВД и подразделений по делам несовершеннолетних, имеющие целью повышение оперативности взаимного информирования и реагирования по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Такие встречи могут осуществляться как в форме проведения семинаров-совещаний и т.п., так и в рабочем порядке, то есть путем регулярных контактов. При этом должна обеспечиваться конфиденциальность оперативно-розыскной информации и источников ее получения, которые могут расшифровываться перед сотрудниками ПДН и иных служб лишь в крайних случаях, например, в случае определения механизма внедрения конфидента в среду разрабатываемых. В остальных случаях, как правило, оперативная информация фигурирует "обезличенно", т.е. используются только уже проверенные сведения без указания источников ее поступлений.
II. Оперативно-тактическая форма взаимодействия включает:
а) организацию и проведение совместных комплексных целевых операций по борьбе с преступностью, в том числе по грабежам и разбоям, совершаемым несовершеннолетними.
Изучение практики показывает, что в деятельности подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних совместные операции различаются по времени их проведения на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные операции рассчитаны на достаточно длительный период времени (год-два) с последовательным накоплением оперативно-розыскной информации, ее обменом и поэтапным введением необходимых сил и средств органов внутренних

Комментарии к законам »
Читайте также