Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
А. БЕССОНОВ
А. Бессонов, начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания и ОРД следственного управления прокуратуры Астраханской области, кандидат юридических наук.
Из года в год на территорию Астраханской области въезжает все больше граждан из стран Азии. В основном из Узбекистана и Таджикистана, а также Афганистана и Ирана. Не все из них соблюдают установленный порядок въезда, регистрации и пребывания на территории Российской Федерации.
Основная цель въезда граждан азиатских стран на территорию России - трудоустройство, как правило, на сезонные полевые работы либо в строительные бригады. Если в 2002 г. на территорию России через Астраханскую область въехало 264356 иностранцев, то к началу 2005 г. их число возросло до 354499, т.е. миграционный поток увеличился на 25%. За 1-е полугодие с.г. через Астраханскую область в Россию въехал уже 222721 иностранец.
Вместе с тем из более 200 тыс. въехавших на территорию области иностранцев сотрудниками поста иммиграционного контроля УВД области проверено только 19 тыс. человек, что составляет лишь 8,5%.
Неконтролируемый миграционный поток вносит серьезный дисбаланс в безопасность нашего государства. Увеличение числа мигрантов обуславливает рост контрабанды, прежде всего, наркотиков и товаров китайского производства, а также насильственных преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации. К примеру, в текущем году иностранными гражданами на территории Астраханской области в два раза больше совершено преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилований и разбоев, в полтора раза больше грабежей.
За 6 месяцев с.г. пограничной службой к административной ответственности за нарушение порядка въезда на территорию России в Астраханской области привлечено 656 иностранцев, органами внутренних дел за нарушение порядка пребывания и регистрации к административной ответственности привлечено 4790 человек.
В то же время привлечение незаконно прибывших в Россию иностранных граждан к административной ответственности в виде штрафа зачастую неэффективно, так как большинство из них не имеет возможности для оплаты административного взыскания.
Одна из основных причин, побуждающих иностранных граждан нарушать иммиграционное законодательство России, - отсутствие консульских учреждений республик Узбекистан и Таджикистан на территории Астраханской области. Оформление необходимых документов гражданами этих государств возможно только в Москве.
Организация незаконной миграции зачастую носит характер хорошо организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов. В этой связи сложно переоценить важность деятельности правоохранительных органов в борьбе с незаконной миграцией и ее организаторами. Огромная роль в проведении такой работы принадлежит органам прокуратуры, как координатору деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Введенная в действие с 30 января 2005 г. ст. 322.1 УК РФ "Организация незаконной миграции" позволила привлекать к уголовной ответственности лиц, организующих незаконную миграцию. За первое полугодие текущего года органами расследования Астраханской области по этой статье возбуждено 29 уголовных дел, 6 из которых направлено в суд.
Складывающаяся на территории области практика применения ст. 322.1 УК позволяет проанализировать особенности этого состава преступления.
Ее ч. 1 предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации.
Объективная сторона выражается в форме действий, направленных на организацию въезда, пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в нарушение установленного порядка.
Таким образом, признаками данного преступления являются:
1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;
2) организация незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
Часть 2 анализируемой статьи предусматривает совершение указанного преступления: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что диспозиция ст. 322.1 бланкетная, для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, какие нормы закона в сфере миграционных правоотношений, регламентирующих порядок въезда, выезда и нахождения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушены.
Порядок въезда, выезда и нахождения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации, ее международными договорами, Федеральными законами "О гражданстве Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства РФ.
Таким образом, организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства либо их транзитного проезда через территорию России состоит в совершении действий, непосредственно направленных на оказание помощи в пересечении Государственной границы России указанными лицами в целях проживания, временного нахождения либо проезда через территорию Российской Федерации.
Въезд в Российскую Федерацию заключается в пересечении ее Государственной границы по суше путем международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ.
Незаконный въезд состоит в пересечении Государственной границы России с нарушением установленного порядка въезда либо в неустановленном для этого месте.
При этом действия по организации незаконного въезда на территорию России и транзитного проезда через нее могут состоять в оказании содействия в пересечении границы, перевозе через нее, провозе через территорию России, предоставлении необходимых документов, в том числе поддельных, и т.д.
Что касается организации незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, то она состоит в совершении действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и т.д.
Представляется, что состав данного преступления окончен с момента совершения хотя бы одного из перечисленных действий. К примеру, приговором мирового судьи Советского района Астрахани признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1, С., который в период с 1 февраля по 3 марта 2005 г., являясь частным предпринимателем, заведомо зная, что граждане Республики Узбекистан Т. и Д. пребывают на территории Российской Федерации незаконно, в целях оказания содействия в дальнейшем нахождении на территории России, предоставил им для проживания подвальное помещение дома по ул. Богдана Хмельницкого, где он вел строительно-монтажные работы, а также трудоустроил их в качестве строителей без оформления документов.
Для привлечения к уголовной ответственности за совершение действий, перечисленных в ч. 1 рассматриваемой статьи УК, организованной преступной группой необходимо установить, что эти действия совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких таких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом оно может быть как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином либо лицом без гражданства.
Преступление, предусмотренное ст. 322.1 УК, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. При этом лицо, совершающее действия, перечисленные в ч. 1 статьи, должно осознавать, что иностранный гражданин либо лицо без гражданства въезжает в Россию, пребывает на ее территории или осуществляет транзитный проезд незаконно, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
Чтобы квалифицировать действия виновного по п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК, необходимо установить, что лицо осознавало, что действует в составе организованной преступной группы. Для квалификации действий лица по п. "б" ч. 2 ст. 322.1 имеет значение установление цели въезда - совершение лицом, чей въезд, пребывание либо транзитный проезд организуется, преступления на территории Российской Федерации.
Наряду с другими предоставленными законом методами борьбы с незаконной миграцией привлечение лиц, организующих незаконную миграцию, к уголовной ответственности - эффективное средство предупреждения как этого вида преступлений, так и самой незаконной миграции.
Законность, 2005, N 12

Комментарии к законам »
Читайте также