Единовременное пособие при увольнении в связи с существенным и
С СУЩЕСТВЕННЫМ И (ИЛИ) СИСТЕМАТИЧЕСКИМ
НАРУШЕНИЕМ
УСЛОВИЙ КОНТРАКТА В
ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Е.Е. БАЙКОВ
С
момента вступления в силу Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе" произошли некоторые изменения в
правоприменительной практике. Так,
реализация права военнослужащих на
досрочное увольнение с военной службы в
связи с существенным и систематическим
нарушением условий контракта стала
возможной для каждого военнослужащего,
изъявившего желание расстаться с
Вооруженными Силами. Наверное, большинство
согласится, что приходится прибегать к
реализации данного права не от хорошей
жизни, поскольку уровень материального
обеспечения офицеров Российской армии
уменьшился приблизительно в 12 раз по
сравнению с началом XX века, а доходы
российских военных примерно в 10 - 15 раз ниже,
чем в армиях развитых государств (Н. Карпов.
Закон должен защищать армию // Красная
звезда. 16.01.99). Но в данном случае речь пойдет
конкретно о существенных условиях
реализации пп. "а" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе". Статья
подполковника юстиции Машина И.П. "Право
военнослужащего на досрочное увольнение с
военной службы в связи с существенным и
(или) систематическим нарушением условий
контракта" (журнал "Право в Вооруженных
Силах". 1998. N 9. С. 41) получила большой резонанс
в воинских коллективах, о чем
свидетельствует большое число писем в
редакцию. И действительно, следует
признать, что новая редакция ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" - большое
завоевание в вопросе реализации прав
военнослужащего на труд. Но вместе с тем
следует отметить, что на практике, к
сожалению, поставлены не все точки над "i", а
именно не все нормы законодательства
реализованы, особенно в части денежных
выплат.
Возникает вопрос: имеет ли право
военнослужащий при досрочном увольнении с
военной службы в связи с существенным и
систематическим нарушением в отношении его
условий контракта на получение
единовременного пособия?
Да, имеет!
В ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" сказано, что на военнослужащего,
уволенного с военной службы по такому
основанию, как досрочное увольнение в связи
с существенным и (или) систематическим
нарушением в отношении его условий
контракта, распространяются права и льготы,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации о статусе
военнослужащих для военнослужащих,
уволенных с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями, а
согласно п. 3 ст. 23 ФЗ "О статусе
военнослужащих" военнослужащим при
увольнении с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями
выплачивается единовременное пособие при
соответствующей общей продолжительности
военной службы, что и закреплено в
Постановлении Правительства РФ от 22.09.93 N 941,
Приказе Министра обороны РФ 1994 г. N 350. Так, в
частности, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ "О статусе
военнослужащих", п. "а" ст. 1 Инструкции о
размерах и порядке выплаты военнослужащим
единовременного пособия при увольнении с
военной службы, введенной Приказом
Министра обороны РФ 1994 г. N 350, установлено,
что увольняемым в связи с
организационно-штатными мероприятиями
выплачивается при общей продолжительности
службы:
- менее 10 лет - пять окладов
месячного содержания (далее - оклад
денежного содержания);
- от 10 до 15 лет -
десять окладов денежного содержания;
-
от 15 до 20 лет - пятнадцать окладов денежного
содержания;
- свыше 20 лет - двадцать
окладов денежного содержания.
Пособие
не выплачивается военнослужащим, уволенным
с военной службы:
а) за невыполнение
условий контракта;
б) за совершение
проступка, порочащего честь
военнослужащего;
в) в связи с
назначением уголовного наказания в виде
лишения свободы;
г) в связи с лишением
воинского звания;
д) в связи с переводом
на службу в органы внутренних дел.
В
выслугу лет военнослужащих для выплаты
пособия при увольнении с военной службы
засчитываются в календарном исчислении
периоды службы в соответствии с
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 г. N 941. При этом пособие подлежит
выплате за полные годы выслуги, без
округления их в сторону увеличения. В
случае повторного поступления на военную
службу военнослужащих пособие при
последующем их увольнении с военной службы
выплачивается исходя из общей выслуги лет
на день последнего увольнения с зачетом
пособий, выплаченных при предыдущих
увольнениях со службы, но не менее чем в
размере двух окладов денежного содержания.
При выплате пособия принимаются в расчет
оклады денежного содержания без повышения
их за службу в отдаленных и с тяжелыми
климатическими условиями местностях и
других повышений.
Единовременное
пособие исчисляется военнослужащим из
окладов, выплачиваемых по последней
должности и воинскому званию на день
увольнения с военной службы, а лицам
рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел - из окладов, выплачиваемых
по последней должности и специальному
званию на день увольнения со службы.
Но
на практике при увольнении по
вышеуказанному основанию (в связи с
существенным и систематическим нарушением
условий контракта) почему-то финансовые
органы по указанию Главного управления
военного бюджета и финансирования ВС РФ
выплачивают 40 процентов размеров пособия,
указанных в п. "а" ст. 1 вышеназванной
Инструкции в зависимости от общей
продолжительности службы. Ссылка на п. "а"
ст. 1 вышеназванной Инструкции о выплате 40
процентов размеров пособия в нашем случае
при досрочном увольнении с военной службы в
связи с существенным и (или)
систематическим нарушением условий
контракта необоснованна, так как данный
нормативный правовой акт, на который
ссылаются финансовые органы, противоречит
ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", а значит, по данному спорному
вопросу должна применяться норма Закона.
И даже если признать тот факт, что по
вопросу выплаты единовременного пособия
при увольнении с военной службы и
существует коллизия в правоприменительной
деятельности органов военного управления
(наличие разных нормативных правовых
актов), то согласно общепринятым правилам
применяется норма вышестоящего органа, т.е.
ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе". Так как ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" издан в соответствии с
требованиями, относящимися к вопросу
издания федеральных законов (официально
опубликован, зарегистрирован), то он
применяется с момента вступления в силу
(т.е. со 2 апреля 1998 г.) и влечет за собой
правовые последствия в виде
ответственности граждан, должностных лиц,
организаций, учреждений, органов
государственной власти, в том числе и
органов военного управления, за
невыполнение содержащихся в нем
предписаний. В ст. 15 Конституции РФ
записано: "Органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию и законы".
Отсюда можно сделать заключение, что
федеральные законы имеют верховенство на
всей территории. Несомненно, что требования
о равной обязанности соблюдения законов, в
том числе и актов военного
законодательства и ответственности,
относятся ко всем без исключения.
В
данном случае довольствующие финансовые
органы подменяют принцип законности на
принцип целесообразности, ссылаясь в
который раз на отсутствие механизма
реализации соответствующей нормы закона в
вопросе о необходимости выполнения ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе".
Очень важно помнить о том, что законность
является одним из важнейших принципов
государственной и общественной жизни,
заключающейся в точном, неуклонном и
единообразном исполнении (соблюдении)
законов и других норм всеми субъектами
правоотношений.
Общеизвестно, что ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе"
вступил в силу с 2 апреля 1998 г., и если
необходимо было ограничить кого-либо в
реализации каких-либо норм Закона, то
законодатель конкретно это установил бы в
данном Законе, как, например, это было
отмечено в п. 1 ст. 29 ФЗ "О статусе
военнослужащих", где прямо указано, что
абзац 3 п. 2 ст. 12 в части повышения оклада
денежного содержания вступает в силу в
течение 1998 г. по решению Правительства
РФ.
И даже если Правительство РФ,
Министерство обороны РФ не привели свои
нормативные правовые акты в соответствие с
ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе", а это необходимо выполнить (так как
это общепринятое правило и требование,
установленное в ст. 63 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе", п. 3 ст. 29 ФЗ "О
статусе военнослужащих"), то это никому не
дает права нарушать Закон. В соответствии с
ФЗ "О порядке опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания" федеральные законы,
а таковым является ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе", вступают в
силу сразу на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти дней после
дня их официального опубликования, если
самими законами или актами палат не
установлен другой порядок вступления их в
силу. В данном случае ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" вступил в
силу в день его официального опубликования,
т.е. 2 апреля 1998 г.
Рассматривая
правоотношения между Министерством
обороны РФ и военнослужащим как сторонами
при заключении контракта о прохождении
военной службы можно прийти к выводу, что
они в сущности опосредуют право граждан на
труд. Так, в частности, Министерство обороны
РФ или иной орган федеральной
исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба, являясь
стороной контракта о прохождении военной
службы, заключая его с гражданином, берет на
себя определенные обязательства. Прежде
всего, Министерство обороны обязано:
обеспечить соблюдение прав граждан и прав
членов семьи, включая получение льгот,
гарантий и компенсаций, установленных
законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
определяющими статус военнослужащих и
порядок прохождения военной службы. В
случае невыполнения (ненадлежащего
исполнения) обязательств по контракту
стороны несут ответственность в
соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Новизна законоположения заключается
прежде всего в вопросе принципиального
подхода законодателя к правовому
регулированию прохождения военной службы
по контракту (возможность досрочного
увольнения с военной службы по инициативе
военнослужащего в случае существенного или
систематического нарушения в отношении его
условий контракта). Несомненно, это
послужит в дальнейшем прогрессивным
достижениям с точки зрения обеспечения
приоритета прав и свобод личности,
реализации военнослужащими своих
конституционных прав при построении
правового государства в нашей стране.
Возвращаясь к затронутой проблеме права
военнослужащего на досрочное увольнение с
военной службы в связи с существенным и
систематическим нарушением условий
контракта, надо отметить, что в настоящее
время с целью получения единовременного
пособия следует обращаться в суд. Данное
обращение должно быть оформлено
соответствующей жалобой на неправомерные
действия командира с приложением копии
приказа по строевой части об исключении из
списков воинской части и другими
документами. В основу обоснования ваших
требований (выплаты единовременного
пособия при увольнении с военной службы в
размерах, недополученных при увольнении,
компенсации морального вреда) должны быть
поставлены прежде всего нормы ФЗ "О
воинской обязанности и военной
службе".
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД
ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N
53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ
СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ
06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1994 N 5-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В
СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ,
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ"
(принят ГД ФС РФ
25.05.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
22.09.1993 N 941
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ
ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ,
КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ,
ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В
КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И
СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ
СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ
Министра обороны РФ 1994 г. N 350
Закон и
армия, 2005, N 6