Понятие производства по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах(адвокатская практика, 2005, n 3)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
О.В.
ЕРЕМИН
Еремин О.В., старший преподаватель
кафедры финансового права Академии
экономической безопасности МВД
России.
Рассматривая новый Налоговый
кодекс Российской Федерации, вступивший в
действие с 1 января 1999 г. <*>, а также
процессуальное российское
законодательство и практику его
применения, определяющие процедуру
производства по материалам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах, можно
судить о его монолитности, стройности,
четкости построения правовых норм в части,
касающейся таких важных отношений, как
проведение налогового контроля и
дальнейшее связанное с ним привлечение
налогоплательщика (плательщика сбора или
налогового агента) к налоговой,
административной либо уголовной
ответственности. Именно порядок
привлечения налогоплательщика
(плательщика сбора или налогового агента) к
ответственности является крайне важным для
анализа правоотношений с точки зрения
устранения произвола в действиях налоговых
органов, органов внутренних дел, а также
иных правоохранительных органов при
осуществлении производства по материалам о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах, с одной стороны, и эффективной
борьбы с нарушениями законодательства о
налогах и сборах - с другой.
--------------------------------
<*> См.: Российская
газета. 1998. N 148 - 149. 6 августа.
Порядок
привлечения к ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах или
устранения причиненного ущерба в
дальнейшем и будет определять, по какому
пути в рамках государственного
строительства идет развитие правового
государства. От этого будет зависеть
"налоговая судьба" тех, кто добросовестно
уплачивает налоги.
Для того чтобы
понять сущность производства по материалам
о нарушениях законодательства о налогах и
сборах, целесообразно обратиться к понятию
института производства различными
отраслями российского права и
законодательства.
Административное
право занимает одно из ведущих мест в
системе российских отраслей права. В связи
с этим целесообразно рассмотреть правовой
институт производства по материалам
правонарушений в рамках данной отрасли
права. В частности, комментируя КоАП РФ,
профессор И.В. Панов <*> определяет
производство по делам об административных
правонарушениях как часть
административно-юрисдикционного процесса,
которая обладает всеми признаками
последнего и несет в себе различную
смысловую и правовую нагрузку. При этом
следует отметить, что
административно-юрисдикционный процесс
следует понимать как совокупность
последовательных действий, обеспечивающих
применение соответствующих мер
принуждения. Меры государственно-властного
принуждения в большей мере применяются в
правоохранительной сфере.
Правоохранительная сущность
административно-юрисдикционного процесса
накладывает соответствующий отпечаток и на
понимание производства по делам об
административных правонарушениях.
Производство по делам об административных
правонарушениях рассматривается в теории в
двух аспектах: во-первых, это наложение и
исполнение административных взысканий;
во-вторых, это применение принудительных
мер в виде процесса обеспечения и взыскания
причиненного государству ущерба <**>. И в
том и в другом случае речь идет о некой
деятельности уполномоченных субъектов,
реализующих свои полномочия. Существует и
другое понимание производства по делам об
административных правонарушениях как
совокупности процессуально оформленных
стадий привлечения к административной
ответственности <***>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об
административных правонарушениях / Под
общей ред. проф. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2004. С.
879.
<**> См.: Бахрах Д.Н.
Административное право: Учебник. Общая
часть. М.: БЕК, 1993. С. 234 - 238.
<***> См.: Там
же. С. 250 - 251.
При этом, анализируя ст. 24.1
КоАП РФ, можно перечислить следующие задачи
производства по делам об административных
правонарушениях: всестороннее, полное,
объективное и своевременное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение его
в соответствии с законом, обеспечение
исполнения вынесенного постановления, а
также выяснение причин и условий,
способствующих совершению правонарушений.
В свою очередь, профессор Панов И.В.
указывает на то, что в задачах производства
по делам производства об административных
правонарушениях охранительная функция
остается, а профилактическая
(предупредительно-воспитательная) -
отсутствует, так как исследуемое
производство - это прежде всего
деятельность по разбирательству споров
<*>. Следует отметить то, что производство
по делам об административных
правонарушениях может быть рассмотрено с
позиций его организационной структуры, под
которой понимается совокупность
конкретных процессуальных стадий, каждая
из которых имеет свое процессуальное
назначение и закреплена в процессуальных
нормах. Данный подход, вероятно, справедлив
для производства по материалам нарушений
законодательства о налогах и сборах.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об
административных правонарушениях / Под
общей ред. проф. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2004. С.
879.
В уголовном процессе производство
рассматривается в рамках судебного
процесса и понимается как осуществляемая в
установленном законом порядке
деятельность по возбуждению, рассмотрению
и разрешению уголовных дел <*>.
--------------------------------
<*> См.:
Уголовно-процессуальное право Российской
Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская.
М.: Юристъ, 2003. С. 19.
В ст. 2 Гражданский
процессуальный кодекс Российской
Федерации определяет следующие задачи
гражданского судопроизводства - правильное
и своевременное рассмотрение и разрешение
гражданских дел в целях защиты нарушенных
или оспариваемых прав, свобод и законных
интересов граждан, организаций, прав и
интересов Российской Федерации,
муниципальных образований, других лиц,
являющихся субъектами гражданских,
трудовых или иных правоотношений <*>.
Публичными целями являются укрепление
законности и правопорядка, предупреждение
правонарушений, формирование
уважительного отношения к закону и суду.
--------------------------------
<*> См.: Российская
газета. 2002. 20 ноября.
Следует также
привести определение гражданского
судопроизводства, данное профессором
Шакаряном М.С.: "Гражданское
судопроизводство (гражданский процесс) -
урегулированная гражданским
процессуальным правом деятельность суда,
участвующих в деле лиц и других участников
процесса, а также органов исполнения
судебных постановлений (судебных
исполнителей)" <*>. В данном определении
мы можем наблюдать один из наиболее ярких
примеров проявления принципа
диспозитивности как способа
урегулирования общественных отношений, так
как здесь суд, участники процесса и
судебные исполнители представлены как
равноправные стороны судебного
производства.
--------------------------------
<*> См.: Гражданское процессуальное право
России: Учебник для вузов / Под ред. М.С.
Шакарян. 1998. С. 23.
В налоговом праве под
производством по делам о нарушении
законодательства о налогах и сборах
принято понимать деятельность
уполномоченных органов, осуществляемую с
соблюдением предусмотренных
законодательством процедур, направленную
на выявление, предупреждение, пресечение,
расследование нарушений законодательства
о налогах и сборах, привлечение виновных к
ответственности, а также возмещение
причиненного государству в результате их
совершения ущерба <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кучеров И.И.
Налоговое право России: Курс лекций. М.:
Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001.
С. 275.
Таким образом, суммируя
вышесказанное, можно выявить много общего в
понимании сути и задач производства по тем
или иным делам в различных отраслях
российского права. Так, общими признаются
задачи выявления, пресечения, полного и
всестороннего рассмотрения материалов
дела, вынесение справедливого решения, а
также содействие формированию законности и
правопорядка.
Некоторое различие
состоит в понимании производства как
деятельности, направленной исключительно
на разбирательство споров в
административном праве, и деятельности,
помимо прочего, способствующей
предупреждению нарушений законодательства
о налогах и сборах (профилактическая
функция) в налоговом праве.
Говоря о
производстве по материалам о налоговых
правонарушениях, можно выделить ряд
специфических отличительных черт.
Во-первых, данная деятельность
уполномоченных субъектов затрагивает
определенные общественные отношения,
урегулированные нормами налогового права
(отношения, возникающие при осуществлении
налогового контроля, рассмотрении дел о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах, вынесении решения о привлечении к
ответственности и его исполнение);
во-вторых, производство по материалам о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах осуществляется в строго
определенном процессуальном порядке
(каждое действие уполномоченных субъектов
на всех стадиях производства
осуществляется сообразно закрепленному в
законодательстве порядку) и, в-третьих,
каждая стадия производства завершается
принятием специализированного
процессуально налогового акта (решения или
постановления).
Учитывая специфику
урегулированных нормами налогового права
общественных отношений, в частности
субъектный состав и их компетенцию, можно
предложить более точное и исчерпывающее
определение данного правового
института.
Производство по материалам о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах - это осуществляемая в установленном
законом порядке деятельность
процессуальных лиц по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений
законодательства о налогах и сборах, а
также по всестороннему, полному,
своевременному и объективному
рассмотрению и разрешению дел о нарушениях
законодательства о налогах и сборах,
привлечению виновных лиц к ответственности
и возмещению причиненного государству
ущерба.
Данное определение сочетает в
себе следующие признаки производства по
материалам налоговых правонарушений:
1.
Прежде всего это деятельность, т.е.
активное, осознанное поведение ряда
субъектов налогового права.
2.
Производство осуществляется в строгом
соответствии с национальным и
соответствующим международным
законодательством о налогах и сборах.
3.
К процессуальным лицам относятся участники
правоотношений, складывающихся в сфере
производства по материалам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах,
имеющие полномочия законным образом влиять
на ход и результат процесса производства.
Помимо уполномоченных органов
государственной власти и должностных лиц
таковыми являются иные физические и
юридические лица, такие, как эксперт,
переводчик, специалист, налогоплательщик
или его представитель.
4. Деятельность
процессуальных лиц направлена на
предупреждение, выявление, пресечение
нарушений законодательства о налогах и
сборах, а также на своевременное и полное
рассмотрение и разрешение дела по
материалам налоговых правонарушений.
Своевременность рассмотрения дела
проистекает из принципа неотвратимости
наказания и означает соблюдение
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах процессуальных сроков.
Неотвратимость наказания, в свою очередь,
выполняет профилактическую функцию в
отношении будущего поведения
налогоплательщика (плательщика сбора или
налогового агента).
Полнота и
всесторонность рассмотрения и разрешения
дел о нарушениях законодательства о
налогах и сборах связаны с необходимостью
учитывать до и во время разбирательства все
обстоятельства, имеющие существенное
значение для вынесения справедливого
решения.
Объективность же, в свою
очередь, означает беспристрастное,
непредвзятое обращение к участникам
производства (привлекаемым лицам) и
внимательное отношение к заявленным
ходатайствам и обращениям.
В основе
данной деятельности лежит задача, имеющая
первостепенное значение для общества, - это
охрана финансовых интересов государства,
ибо, удовлетворяя свои финансовые интересы,
государство получает возможность
проводить суверенную политику,
направленную на улучшение жизни всего
общества.
Производство по материалам
нарушений законодательства о налогах и
сборах, так же как и любое иное
производство, имеет своей целью
оперативное, полное и объективное
выяснение обстоятельств каждого дела, а
также формирование законности и
правопорядка, уважения к закону и органам
государственной власти.
После
выяснения всех обстоятельств совершения
правонарушения и на основе собранных
документов и доказательств следует
рассмотрение и разрешение дела в строгом
соответствии с законодательством.
Как
известно, преступника пугает не тяжесть
наказания за совершенное преступное
деяние, а его неотвратимость. Эта аксиома
обуславливает следующую задачу
производства по делам о нарушении
законодательства о налогах и сборах,
которая заключается в изобличении
нарушителей и неотвратимом наказании
виновных.
Производство по материалам о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах завершается стадией исполнения
вынесенных решений по результатам
рассмотрения дела. Данная стадия
характеризуется наличием новых
правоотношений, появляются специфические
участники (судебные органы); стороны
наделяются специальными правами и
обязанностями, которые они реализуют и
исполняют в целях реализации своих
интересов.
Но наибольшую пользу
государству и обществу приносит решение
задачи предупреждения нарушений
законодательства о налогах и сборах. Это
требует гораздо больше умения и
специальных знаний, но гораздо меньше
материальных затрат, чем в ситуации
ликвидации последствий противоправного
поведения делинквента.
Одним из
важнейших направлений работы налоговых,
правоохранительных и иных государственных
органов является воспитание граждан в духе
законности, общественной нравственности и,
как частный случай, в духе соблюдения
законодательства о налогах и сборах.
Решение этой задачи, хотя бы частичное,
позволит значительно улучшить финансовое
состояние страны.
Сфера
налогообложения еще относительно молода и
несовершенна, и поэтому она требует
постоянного укрепления законности и
дисциплины. Без достижения данной цели
невозможно полноценно осуществлять
производство по материалам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах.
Решение данной задачи отчасти связано с
более точным и полным пониманием сущности
производства по материалам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах,
попытка определить которую была
предпринята в настоящей работе.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 23.10.2002)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001
N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
20.12.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)