Человек как объект экологических отношений

М.М. БРИНЧУК
Бринчук М.М., руководитель Центра эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
В российском законодательстве человек занимает исключительное, центральное место. Юридически это выражено в ст. 2 Конституции: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из этого положения вытекает, что государство должно использовать весь имеющийся ресурсный потенциал, включая прежде всего правовой и административный ресурс, для создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека. В контексте экологического права следует говорить о благоприятной окружающей среде.
И в самом экологическом праве человек также имеет (или должен иметь) особое положение, пока не вполне, однако, законодательно определенное и оформленное. Это особое положение предопределено тем, что человек является связующим звеном между природой и обществом. Он является органичной, неотъемлемой частью того и другого: и природы, и общества. Сама природа и сущность человека биосоциальна. Данный феномен еще недостаточно исследован в науке экологического права. И в науке, и в экологическом законодательстве человек рассматривается лишь как социальное существо, как субъект права, обладающий определенными правами и обремененный установленными законодательством обязанностями.
На самом деле, как нам представляется, правовое положение человека в экологическом праве более масштабное, объемное. При определении этого масштаба, объема принципиально учитывать биосоциальную природу и сущность человека.
С учетом биосоциальной природы и сущности человека важным в теоретическом и практическом отношениях в экологическом праве, науке и отрасли права является вопрос о человеке как объекте охраны, объекте экологических отношений. В российском экологическом законодательстве человек в таком качестве по традиции отдельно не назван. По Федеральному закону "Об охране окружающей среды" объектами живой природы, подлежащими охране, являются леса и иная растительность, животные <*> и другие организмы и их генетический фонд. Есть основание предположить, что человек отнесен к категории животных и других организмов <**>, о чем будет говориться ниже.
--------------------------------
<*> Обратим внимание на то, что законодатель проигнорировал устоявшееся в законодательстве и доктрине экологического права понятие "животный мир" как совокупность... и необоснованно ввел понятие животного, не дав при этом его определения.
<**> И для этого есть определенные моральные основания. Человек как дитя природы необоснованно отказался в свое время в законодательстве от регулирования охраны природы, т.е. своей матери, в угоду искусственного понятия окружающей среды. Такое поведение человека заслуживает соответствующей нравственной оценки.
Обратим внимание на общепризнанную позицию о том, что человек является частью природы. Так считают философы. Как писал Ф. Энгельс, мы всей "нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее" <*>. "Человек в силу своей телесной организации есть часть природы. Физическая и духовная жизнь его неразрывно связана с природой, это означает, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы" <**>.
--------------------------------
<*> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 496.
<**> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 92.
Академик Н.Н. Моисеев, представитель точных наук и эколог, по этому поводу писал: "Человек порожден биосферой, является ее составной частью и во всяком случае в обозримом будущем жизнь человечества - не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида homo sapiens - вне земной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией" <*>.
--------------------------------
<*> Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во: МНЭПУ, 1998. С. 70.
Нам интересна также позиция теоретиков государства и права по исследуемому вопросу.
"Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей - общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этих связей и отношений конкретный индивид предстает как человек, то есть живое существо.
Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах... Благодаря своим биологическим особенностям человек в ходе длительной эволюции существенно преобразовал себя, создав качественно новое, неизвестное природе состояние - человеческое общество" <*>.
--------------------------------
<*> Общая теория права / Под ред. проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н. Баумана. С. 128.
Как пишет проф. В.Д. Попков, "общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы... Человек включен в природу, он частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека" <*>.
--------------------------------
<*> Попков В.Д. Единство природы и общества // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1996. С. 159.
Вопрос о включении человека в число объектов охраны в экологическом праве уже ставился в литературе. Исследовав его, Н.С. Макаревич писал: "Все сказанное дает возможность положительно решить вопрос и о признании человека в качестве объекта охраны природоохранительного законодательства, если иметь в виду, что понятие "человек" включает в себя и социальные, и биологические моменты" <*>.
--------------------------------
<*> Макаревич Н.С. Правовое регулирование общественных отношений по охране природы в СССР. Автореферат канд. дисс. Саратов, 1973. С. 16.
Исторически вопрос об охране человека в контексте охраны природы был поставлен на первом Международном съезде по охране природы, проходившем в Берне (Швейцария) в ноябре 1913 г. На конференции встал вопрос об охране "угасающих" народностей. Правда, соглашаясь с актуальностью такой охраны, участники конференции считали спорным, являлся ли вопрос об охране "угасающих" народностей задачей мировой охраны. Так, профессор Г.Е. Кожевников считал, что с биологической точки зрения исключать человека из списка видов животного царства неправильно, но еще более неправильно это с общей точки зрения идеи охраны природы. "Если не внесем человека в нашу программу, мы совершим несправедливость", - сказал ученый <*>. Но председатель Л. Форерра (представитель Швейцарии) предложил исключить из задач комиссии вопросы защиты животных от дурного обращения, охраны человеческих племен, охраны ландшафтов. В итоге вопрос охраны "угасающих народностей" был исключен из ближайших задач будущей Межгосударственной комиссии.
--------------------------------
<*> Мировая охрана природы: Отчет акад. И.П. Бородина о командировке в Берн на конференцию по международной охране природы. Речи и доклады, читанные на конф. по междунар. охране природы в Берне, в ноябре 1913 г. делегатами от Швейцарии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Норвегии, России, Северо-Американских соединенных штатов и Франции / Пер. с франц. Е. Ереминой; Под ред. В.А. Дубянского. Пг., 1915. С. 98.
Человек (гражданин) является объектом общественных отношений, регулируемых практически всеми отраслями российского законодательства и права. Общественные отношения по поводу его интересов - охраны жизни, здоровья, имущества и др. - регулируются санитарным, трудовым, гражданским, уголовным, административным, семейным, аграрным и иным законодательством и правом. В каждой из названных отраслей человек охраняется в соответствующей сфере.
Но если человек - часть природы, то почему в экологическом законодательстве, призванном обеспечивать охрану природы, в ряду других элементов не называется человек?
Суть вопроса представляется простой. Природа есть мать человека, как и всего живого. Как и бабочки, и василька. Мы, живые существа, - дети природы и ее органическая часть. От других живых видов человек отличается только тем, что он - существо более сложное по своей сущности - биосоциальное. А как биологическое существо он - естественная часть природы, отличающееся от других лишь видовыми характеристиками, но живущее в части удовлетворения физиологических потребностей по естественным законам. Как существо социальное человек организует свое социальное бытие по общественным законам, которые для сохранения человека как вида должны быть согласованными с законами природы. Как существо, обладающее разумом и способностью проявлять волю, что отличает человека от других живых видов, он ответствен за то, чтобы своей деятельностью не причинить вреда другим видам, своим собратьям, посредством изменения естественных условий их обитания или чрезмерного использования.
Уместно обратить внимание на антропоцентристскую концепцию охраны окружающей среды, имеющую на сегодняшний день немало сторонников. С точки зрения идеологов этой концепции, окружающая среда охраняется ради поддержания благоприятных условий жизни человека. В известной мере их позиция была выражена в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", в его преамбуле: "Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека".
Автор статьи не разделяет антропоцентристские взгляды ни охраны природы, ни развития экологического права. По-моему, они отражают одно из отрицательных качеств человека - эгоизм.
Природа является ценностью, нуждающейся в охране сама по себе, в силу того что она служит источником жизни, но не только человека. Тем более что другие организмы более восприимчивы к изменениям в состоянии воздуха, воды, почвы, чем человек. Их деградация и вымирание означают для человека то, что его постигнет та же судьба. Они служат индикатором опасности. Природа, таким образом, обладает самоценностью и нуждается в специальной охране. В настоящее время в контексте решения глобальной проблемы сохранения биологического разнообразия юридически признанной и оформленной является биоцентристская концепция охраны природы.
Иное дело, что человек как разумный биологический вид занимает особое место в природе. И на нем лежит ответственность за сохранение благоприятного состояния окружающей среды.
Основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что он также может быть отнесен к непосредственным объектам охраны. Человек - органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он - часть природы и соответственно один из объектов ее охраны.
Если рассматривать человека в качестве объекта экологических отношений, то, спрашивается, в рамках каких правовых инструментов охраны природы должны быть сформулированы требования по охране человека? Экологическое нормирование, ОВОС, экологическая экспертиза, сертификация, контроль, юридическая ответственность. Человек, его здоровье страдают в условиях деградированной окружающей среды. Поэтому охрана здоровья человека является одним из критериев, учитываемых при разработке и утверждении нормативов качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды, т.е. ПДК и ПДУ, должны устанавливаться на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека, растительного и животного мира <*>.
--------------------------------
<*> Обратим внимание на то, как решен этот вопрос в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст. 21 нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Человек в этой важнейшей норме законодателем упущен, забыт.
В предшествующем Законе - "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) - эта норма была сформулирована по-иному, правильно: "...нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира" (ст. 26).
Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объект опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения, т.е. объекты социальной среды. Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.
Признание человека в качестве объекта экологического права имеет и теоретическое, и практическое значение. Помимо восстановления природной справедливости, объективного отражения в законодательстве естественной сути вещей, утверждение человека в качестве объекта экологических отношений позволит усилить потенциал экологического права. В частности, это не позволит законодателю "забыть" о необходимости охраны человека при создании правового механизма охраны окружающей среды.
Практическое значение признания человека в качестве объекта экологических отношений может проявляться в том, что на катастрофическое состояние человека в природе будет обращено достойное внимание.
Как известно, в процессе деградации природы вместе с ней деградирует и человек. "Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения, хотя человек, по-видимому, хорошо адаптирован к продуктам сгорания древесины и ископаемого топлива, так как всегда вдыхал их в пещерах, землянках, курных избах, освоив культуру использования огня на самых ранних стадиях существования. Гораздо существеннее влияет на здоровье человека то, что он разрушил свою экологическую нишу на значительной территории суши, а так как нет никаких доказательств того, что биологические законы не распространяются на человека, то очевидно, что идет распад генома человека в результате прекращения действия механизмов, удерживающих распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише.
О распаде

Общая характеристика договора доверительного управления имуществом подопечного  »
Комментарии к законам »
Читайте также