К вопросу о согласовании понятий при определении конфликта в сфере налоговых отношений

В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
А. САРКИСОВ
Саркисов А., кандидат юридических наук.
Комплексный подход к проблемам изучения и совершенствования механизма государственного воздействия на основные параметры воспроизводства материальных и (опосредованно) духовных благ при помощи налогообложения приводит к пониманию наличия в общественной жизни такого явления, как социальные конфликты в налоговой сфере. Исследование этого феномена может помочь в систематизации представлений о налоговой системе государства, роли и функциях налогов, форме и содержании налоговых правоотношений и, главное, в выработке приемов и способов разрешения такого рода конфликтов, оказывающих явно негативное воздействие на развитие экономики страны.
Рассмотрение этого вопроса в правовом отношении с позиций налогового права требует разработки и принятия определенного понятийного аппарата, который согласует правовые категории с категориями общей конфликтологии. Принципиальная возможность использования такого понятийного аппарата подтверждается, например, следующим мнением высших судебных органов Российской Федерации: "при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения" <*>. Если налоговое законодательство и не содержит специального определения конфликта в налоговой сфере (который для удобства можно называть налоговым конфликтом), оно тем не менее предлагает тот понятийный аппарат, который должен в обязательном порядке использоваться правоведом-конфликтологом. Отсутствие же того или иного термина в финансовом и налоговом праве не мешает использовать терминологию, которой пользуются теория государства и права, отраслевые юридические науки, в том числе и юридическая конфликтология. В конечном итоге такой подход только способствует более глубокому воспроизведению государственно-правовой действительности в области налоговых отношений и обеспечивает познание своеобразных закономерностей в этой сфере <**>. С другой стороны, каждая юридическая наука может пользоваться и своими собственными понятиями, в которых закрепляются добытые ею знания о различных сторонах государственно-правовой жизни общества <***>.
--------------------------------
<*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" // Финансовая газета. 1999. N 29.
<**> См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. С. 9.
<***> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998. С. 10.
Отдельным вопросом юридической науки может стоять допустимость понятия социального конфликта в качестве категории налогового права. Этот вопрос тесно связан с пониманием самого предмета налогового права. Справедливым представляется мнение по этому поводу Д.В. Винницкого (Уральская государственная юридическая академия), который считает, что в исследовании предмета налогового права целесообразен анализ общих родовых свойств основной массы налоговых отношений в целях интеграции этих отношений в единый предмет правового регулирования <*>. В качестве явления, которое определяет такие родовые свойства, может рассматриваться конфликт в налоговой сфере.
--------------------------------
<*> См.: Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10. С. 72. См. также: Кузнеченкова В.Е. Современное понимание налогового права Российской Федерации // Банковское право. 2004. N 2. С. 38 - 41.
Если же из анализа общих родовых свойств налоговых отношений вывести конкретные виды отношений, как это делает на основе работ Ю.А. Крохиной В.Г. Гуща (Всероссийская государственная налоговая академия): "в сферу налогового права входит пять видов тесно связанных между собой родственных общественных отношений: властных отношений по установлению и введению налогов и сборов; отношений по взиманию налогов и сборов; отношений, возникающих в процессе налогового контроля; отношений, возникающих в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношений при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" <*>, то и в этом случае допустимо понятие налогового конфликта, так как любой имеющий некоторый практический опыт в сфере налоговой деятельности подтвердит наличие конфликтов во всех перечисленных выше отношениях, и исследование конфликтов, в сущности, будет происходить в рамках исследования таких отношений.
--------------------------------
<*> Гуща В.Г. Некоторые дополнения к вопросу о предмете и методе налогового права // Право: теория и практика. 2004. N 4. С. 23 - 24.
Наконец, если рассматривать налоговую деятельность как процесс и, вслед за М.В. Карасевой (Воронежский университет), выделить "ряд последовательно сменяющих, а иногда и совмещающихся во времени этапов (стадий) реализации налоговой обязанности налогоплательщика: стадия добровольного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности; стадия налогового контроля; стадия принудительного исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности; наконец, стадия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности" <*>, то следует признать, что конфликты могут возникать на любой из перечисленных стадий.
--------------------------------
<*> Карасева М.В. Налоговый процесс - новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 55.
По мере принятия самой категории налогового конфликта может возникнуть и вопрос о соотношении ее с понятием налогового спора. Так, по мнению Л.А. Грось (Хабаровская государственная академия экономики и права), конфликт между субъектами подчиненным и властвующим не может именоваться спором, поскольку этимологическое значение этого слова таково, что его субъектами могут быть только юридически равные субъекты <*>. Ее мнение опровергает А.А. Остроумов (Московская государственная юридическая академия), считающий, что характер государственных, административных, финансовых, налоговых и иных правоотношений властно-правового характера никак не исключает в делах (имеются в виду судебные дела - А.С.), возникающих из этих отношений, спора о праве, а характер материальных правоотношений определяет форму процесса, в котором они рассматриваются, но не определяет спорность или бесспорность судопроизводства <**>. Тем не менее в обоих случаях слово "конфликт" воспринимается как синоним словосочетания "судебный спор". На самом деле это не так. Действительно, налоговый конфликт может (а в большинстве случаев и должен) разрешаться в суде; тогда (и только тогда) он принимает форму судебного налогового спора.
--------------------------------
<*> См.: Грось Л.А. Гражданское и арбитражное процессуальное право - взаимосвязь с материальным правом. Хабаровск, 1997. С. 32.
<**> Остроумов А.А. Определение сторон в налоговых спорах // Lex Russica: Научные труды МГЮА. М., 2004. N 1. С. 287 - 297.
Социальный конфликт в самом общем плане можно определить как способ взаимодействия социальных субъектов (индивидов, социальных групп и общностей, обществ и государств) при несовпадении, полном или частичном, их интересов, желаний и потребностей, взглядов, целей или средств их достижения, обусловленном различием их социальных статусов и ролей и основанном на автономии воль, в процессе столкновения (инцидента) и противоборства участников конфликта, завершающегося определенными последствиями как для этих субъектов, так и для общества или его части.
Такое достаточно общее определение социального конфликта так или иначе позволяет выделить в его понятийном поле следующие категории (основные понятия): участники конфликта - социальные субъекты; объекты и предмет конфликта; ресурсы и отношения участников конфликта, их статусы и роли; интересы и желания, потребности и цели участников конфликта, их средства достижения целей, их ожидания и возможности.
Рассмотрим эти понятия применительно к сфере налоговых отношений.
Участники конфликта - это социальные субъекты, то есть отдельные личности, группы, общности, общества и государства, обладающие определенным статусом (рангом) в системе общественных отношений на том уровне, где возникает социальный конфликт, и являющиеся реальными или потенциальными участниками этого конфликта.
При изучении налогового конфликта необходимо соотнести понятия субъекта налогового права, субъекта (участника, стороны) налоговых правоотношений, а также участника налоговых отношений с понятием участника налогового конфликта.
Так, Ц.А. Ямпольская полагала, что "субъектами права являются носители прав и обязанностей, которые принимают участие в правоотношении или могут принимать в нем участие" <*>. Рассмотрение категории возможности участия в правоотношении позволило разделить понятия субъекта права, то есть лицо, которое владеет правосубъектностью и потенциально способно быть участником правоотношений, и субъекта правоотношения - реального участника данных правовых отношений. Р.О. Халфина подчеркивала, что, "занимаясь исследованиями правоотношения как единства формы и содержания, мы находимся только в сфере действительности, в области реализации права, ... нас должны интересовать не все потенциальные возможности лиц, а их особые свойства и качества, которые определяют возможность участия в правоотношении" <**>, поэтому, по ее мнению, понятие участника права уже, чем понятие субъекта права. М.В. Жернаков (Харьковская национальная юридическая академия Украины) предложил свое видение проблемы: "Правосубъектность в теории права рассматривается как предпосылка возможности лица выступать в качестве субъекта прав и обязанностей в различных сферах общественных отношений... Именно возможность определенного лица выступать в качестве субъекта прав и обязанностей в общественном отношении (а не сами отношения) определяется наличием у него правосубъектности... Наличие у определенного лица правосубъектности хоть и не является предпосылкой определенных конкретных правоотношений, то есть не всегда влечет их возникновение, является обязательным условием участия этого лица в правоотношении". Он же ввел понятие "стороны" конкретного правоотношения <***>.
--------------------------------
<*> Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1958. С. 112
<**> Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 115.
<***> См.: Жернаков М.В. Сторона и субъект налоговых правоотношений: соотношение понятий // Финансовое право. 2004. N 4. С. 45 - 49; Он же: Субъекты налоговых правоотношений: правовой статус и виды // Финансовое право. 2004. N 6. С. 25 - 26.
Следует обратить внимание, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) применяется особый термин "участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (ст. 9) <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Особенность понятия участника налогового конфликта состоит в том, что оно значительно шире и включает в себя все вышеназванные категории. Дело в том, что понятие участника налогового конфликта охватывает всех реальных и потенциальных участников, более того, все заинтересованные стороны налогового конфликта. Конкретный конфликт может возникнуть, с одной стороны, в связи с несколькими налоговыми правоотношениями, и напротив, некоторые участники конфликта могут быть и не связаны друг с другом такими правоотношениями.
К участникам налогового конфликта могут быть отнесены: организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов (ст. 19 НК РФ); налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ); сборщики налогов и (или) сборов (ст. 25 НК РФ); банки (ст. 86 НК РФ) и иные кредитные организации; законные (ст. 27 НК РФ) или уполномоченные (ст. 29 НК РФ) представители и должностные лица налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов, банков и кредитных организаций; государство (в лице органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе налоговых органов (ст. 30 НК РФ), таможенных органов (ст. 34 НК РФ), финансовых органов (ст. 34.2 НК РФ), органов внутренних дел (ст. 36 НК РФ), представительных и исполнительных органов местного самоуправления, судебных органов, иных органов, участвующих в конфликте); должностные лица органов государственной власти; третьи лица, имеющие свой интерес в возникновении или разрешении конфликта либо его последствиях (в том числе иностранные государства и их субъекты).
Приведенное перечисление возможных участников налогового конфликта дает лишь самое общее представление об этой проблеме. Достаточно сказать, что конфликты определяются в немалой степени так называемым рангом участников, и поэтому иерархия "государство - государственный орган - должностное лицо государственного органа" так важна для понимания уровня социального конфликта.
Характерно, что российское законодательство о налогах и сборах не относит государство к числу участников налоговых отношений, им регулируемых, в отличие от конфликтологии, для которой государство является участником не просто очень важным, но определяющим само наличие налогового конфликта.
Действительно, государство в налоговых конфликтах обладает особым статусом, так как оно является властвующим субъектом в налоговых правоотношениях и применяет в качестве основного метода правового регулирования метод властных предписаний.
Метод властных предписаний государства давно известен науке финансового права и предусматривает юридическое неравенство участников налоговых отношений: так, в налоговых правоотношениях у одной из сторон преобладают обязанности, у другой - права; субъекты правоотношений не могут по своему усмотрению приобретать права и осуществлять обязанности, а также определять их содержание - они реализуют налоговые права и обязанности, установленные законодательством; одни участники отношений имеют юридически властные полномочия относительно других, не имеющих встречных полномочий. "Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений"

Комментарии к законам »
Читайте также