О методологических подходах к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Ю.В. АНОХИН
Анохин Ю.В., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Барнаульского юридического института МВД России.
В современных условиях принципиальное значение для общества и государства имеет формирование методологических подходов к проблеме обеспечения прав и свобод личности.
Долгое время отечественная методология в целом и применительно к правам человека в частности основывалась на идеологии формационной доктрины и классовом подходе. Но с изменением социально-экономической и политической структуры общества произошла радикальная смена методологии исследования проблем прав человека. На смену отечественной методологии поспешными темпами пришла западная модель либеральной государственно-правовой методологии обеспечения прав человека, которая стала у нас почти что господствующей.
Следует признать, что такого рода перемены имели свои позитивные моменты. В их ряду - равенство граждан перед законом и судом, политический плюрализм, свобода слова и волеизъявления, обретение информационной независимости и т.д. Однако в целом рецепция либеральной европоцентристской методологии не привела к коренному оздоровлению российского общества и новым перспективам отечественного правозащитного движения. Все эти достижения меркнут перед лицом растущей бедности населения на фоне имущественного расслоения общества, кризиса законности, апогея криминального насилия, если за год, как указывает А.Я. Сухарев, "Россия теряет свыше 30 тысяч человеческих жизней, что почти двукратно превышает статистику убийств по всему Союзу ССР" <*>, нравственного оскудения людей, снижения уровня социально-правовой активности граждан, все более возрастающего безразличия к судьбам своих сограждан, оказавшимся в трудной ситуации, и т.д.
--------------------------------
<*> Сухарев А.Я. Права человека и правозащитная деятельность государства // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 10.
Поэтому эти и другие причины ставят под сомнение способность либеральных подходов выступать методологической основой в развитии отечественного государства и права, становлении института обеспечения прав и свобод личности в России.
Говоря о проблеме обеспечения прав и свобод личности, необходимо отметить и тот факт, что в нашей стране все еще идет форсированный процесс перехода от социалистического общественного устройства к капиталистическому обществу. В результате этого ускоренного процесса нарушается закон естественно-исторического перехода от одного общественного строя к другому. И как результат этого нарушения, по нашему мнению, является образовавшийся вакуум в обеспечении жизнедеятельности общества. Пагубность ситуации состоит еще в том, что Россия вновь пошла по пути заимствования зарубежного опыта, а не выработки собственной концепции прав человека. А ведь концепция прав человека, как справедливо отмечает А.С. Мордовец, - "величайшая научная, теоретическая ценность, к которой нужно относиться бережно, так как именно в ней воплощена материальная и духовная культура, созданная предшествующими поколениями. Она подчинена социальной практике, дающей простор каждой личности в полной мере раскрыть свои способности, дарования, удовлетворить материальные блага. Основу идей о правах человека составляют принципы свободы, равенства, гуманизма, личной неприкосновенности и др. Проблема прав человека трансформируется в цели, устремления и жизнь людей. Ее значение измеряется не только и не столько гносеологическими, сколько социально-практическими ценностями" <*>.
--------------------------------
<*> Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 4.
В настоящее время особую значимость для выработки концепции обеспечения прав и свобод личности в России имеет использование, хотя и слабо разработанного в теории государства и права и в юридической науке в целом конструктивно-критического подхода. В его основу заложена теория правовой технологии. Анализ правовой технологии призван выявить и обосновать конструктивную систему методов и процедур изменения и построения новой концепции прав человека. Правовая технология как система методов анализа и конструирования обеспечения прав и свобод личности позволяет провести диагностику сложившейся в Российской Федерации ситуации и разработать концептуальные основы перехода на эффективные и рациональные методы ее формирования. Важно подчеркнуть, что данный методологический подход предполагает не радикальную смену политического режима или правовых институтов в государстве, а комплекс выверенных мер последовательно апробированных на практике, позволяющий своевременно вносить изменения и преобразования. Метод корректировки позволяет быстро вносить изменения в не оправдавшие себя на практике нормативные правовые акты, определенные формы и способы действия правозащитных институтов и т.д. И что особенно важно, данный метод не предполагает глобальных преобразований, основанных на разрушении ранее существовавших механизмов и создании новых.
Метод поэтапного изменения основан на технологии, предусматривающей строго последовательный процесс построения или изменения системы обеспечения прав и свобод личности. Данный метод опирается на закономерности развития природы, что позволяет исследователям ставить вполне реально достижимые цели обеспечения прав человека, а не искать некий идеал.
Проблема государственно-правового обеспечения прав и свобод личности является одной из определяющих в концепции современной России.
Процесс реформирования российского общества и всей его политической системы высветил ряд неблагоприятных для личности тенденций, существенно ослабляющих ее реальное положение в обществе, социальную и правовую защищенность. Причины этих явлений накапливались десятилетиями. Оценивая общую ситуацию, нельзя не видеть, что личность сегодня подвергается серьезным испытаниям. К ним, на наш взгляд, относятся следующие:
- высокий уровень преступности;
- падение жизненного уровня людей, низкий прожиточный минимум, есть голодающие или живущие впроголодь;
- экологические катаклизмы, создающие в ряде случаев экстремальные ситуации;
- притеснения бюрократии, которая отнюдь не отступает, а лишь перестраивается и в ряде случаев наступает;
- существует угроза и со стороны экстремизма, стихийных анархических сил, смыкающихся в ряде случаев с коррумпированными элементами.
Указанные факторы оказывают влияние не только на отдельного человека, но и на всю общественно-политическую жизнь страны.
Права человека нельзя обеспечить в полном объеме без коренной модернизации общественного производства, кардинальной реконструкции политической системы. Только в этом случае можно создать условия для полной и всесторонней реализации человеческой личности. Коренное изменение государственной политики в области прав человека, совершенствование прав и свобод личности - одна из стратегических линий реформирования политической системы, ее развития в направлении все более полного осуществления самоуправления народа на основе активного и действенного участия граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и формирование основ цивилизованного государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение в котором приобретает развитие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что в современный период эти задачи могут быть осуществлены по следующим направлениям:
- обеспечение первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;
- создание конкретной, соответствующей конституционным правам и свободам граждан, реально существующей и законодательно закрепленной системы средств и условий обеспечения политической, экономической и социальной защищенности граждан Российской Федерации;
- совершенствование содержания действующих конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации;
- применение разработанных в последнее время принципиально иных подходов как к международному сотрудничеству в области прав человека, так и к решению внутригосударственных проблем в данной сфере;
- совершенствование организационно-правовых средств органов исполнительной власти нашего государства в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- реализация обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, установленные Конституцией Российской Федерации;
- развитие системы государственного контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, первоочередная обязанность государства по отношению к своим гражданам состоит в том, чтобы обеспечить их безопасное существование, оградить от каких бы то ни было посягательств на права и свободы. Только на этой основе возможно создание подлинного правового комфорта личности, придание нового качества правам российского гражданина и их гарантиям.
Юрист, 2005, N 5

О некоторых проблемах правового регулирования вопросов создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных образованиях  »
Комментарии к законам »
Читайте также