Обжалование актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц

БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Ю.М. ЛЕРМОНТОВ
Лермонтов Юрий Михайлович
Консультант Министерства финансов РФ. Специалист по налогообложению.
Родился 12 октября 1981 г. в г. Москве. В 2000 г. окончил юридический ф-т Международного института экономики и права, в 2003 г. - экономический ф-т Финансовой академии при Правительстве РФ. С 2001 г. работает в системе финансовых и налоговых органов.
Автор ряда статей по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Налоговый кодекс РФ предусматривает право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Законодательство предусматривает досудебный и судебный порядок обжалования актов налоговых органов.
В настоящее время налогоплательщики редко используют право на обжалование актов налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, а сразу подают иски в суды. Хотя досудебный порядок, по мнению автора статьи, имеет ряд неоспоримых преимуществ:
жалоба в вышестоящий орган подается в свободной форме;
жалоба не может быть оставлена без движения;
основания для возврата жалобы минимальны;
за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.
Обжалованию подлежат только те акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, которые нарушают права налогоплательщика.
Рассмотрение споров в досудебном порядке осуществляется в соответствии с Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденным Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.
Обжалование осуществляется путем подачи жалобы вышестоящему лицу налогового органа, должностными лицами которого совершены обжалуемые действия, либо в вышестоящий налоговый орган (должностному лицу вышестоящего налогового органа). При этом жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен, если вышестоящее должностное лицо (вышестоящий налоговый орган) признает причину пропуска уважительной.
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Имеется ряд случаев, когда жалоба не будет рассмотрена налоговым органом, а именно:
а) пропуск срока подачи жалобы по ст. 139 НК РФ;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26 - 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом;
д) получение налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
К жалобе могут быть приложены следующие документы:
акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права;
первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, то указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
Итак, жалоба должна:
быть подана лицом, уполномоченным выступать от имени налогоплательщика;
содержать указание на предмет обжалования и обоснование заявляемых требований;
быть подана в трехмесячный срок (согласно ст. 139 НК РФ).
Если не будет соблюдено хотя бы одно из этих условий, налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в рассмотрении жалобы. Лицу, подавшему жалобу, сообщается об отказе в 10-дневный срок со дня ее поступления в налоговый орган. При этом указываются мотивы отказа.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
оставить жалобу без удовлетворения;
отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
изменить решение или вынести новое решение.
Решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Заявителю о принятом решении сообщается в течение трех дней со дня его принятия.
При проведении мероприятий налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Необходимыми условиями, при которых производится возмещение убытков, являются:
наличие убытков;
неправомерные действия налоговых органов и их должностных лиц при проведении мер налогового контроля, причинившие убытки;
причинно-следственная связь между причиненными убытками и неправомерными действиями, бездействием налоговых органов, действиями или бездействием должностных лиц указанных органов.
Причиненные убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Пример.
В ходе камеральной проверки налогоплательщика налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату авансовых платежей в результате неправильного исчисления авансовых платежей по единому социальному налогу, в части зачисления в Пенсионный фонд. Недоимка и соответствующие пени уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке. Штрафные санкции налогоплательщиком не уплачены, т.к. он считает, что привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ неправомерно, поскольку в соответствии со ст. 243 НК РФ срок уплаты разницы между авансовыми платежами, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, - не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Приведем образец жалобы на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
Руководителю
Управления ФНС России по г. Москве
От ООО "ВАСИЛЕК"
ИНН 0111111111
Местонахождение:
101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 12
Жалоба на решение от 15.03.2005 N 100/5
о привлечении к налоговой ответственности ООО "ВАСИЛЕК"
г. Москва "20" мая 2005 г.
19 февраля 2005 г. ООО "ВАСИЛЕК" представило в Инспекцию ФНС России расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу. Инспекцией проведена камеральная проверка расчета, по результатам которой вынесено решение от 15 марта 2005 г. N 100/5 о привлечении к налоговой ответственности ООО "ВАСИЛЕК" по п. 1 ст. 122 НК РФ.
С указанным решением ООО "ВАСИЛЕК" не согласно по следующим основаниям.
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления и сроки уплаты этого налога регулируются ст. 243 НК РФ. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченных за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, которая представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ООО "ВАСИЛЕК" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога - 15 мая 2005 г., т.е. до истечения налогового периода и срока, когда общество вправе доплатить разницу между авансовыми платежами и данными декларации, срок подачи которой не наступил.
Неправомерность привлечения общества к ответственности подтверждается и разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ, данными в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ". Согласно разъяснению, неуплата или неполная уплата налога (ответственность за которые применяется по ст. 122 Налогового кодекса РФ) означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения действий или бездействия. Исходя из смысла ст. 243 НК РФ задолженность по единому социальному налогу у налогоплательщика может возникнуть только после 15 апреля календарного года, следующего за отчетным. Налогоплательщик неправильно исчисленные авансовые платежи уплатил до окончания налогового периода и срока представления налоговой декларации.
Кроме того, в соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 122 НК РФ установлено, что ответственность наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты сумм конкретного налога, а не авансовых платежей.
Таким образом, налоговый орган неосновательно привлек ООО "ВАСИЛЕК" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
На основании вышеизложенного прошу вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием оснований для такого привлечения.
Генеральный директор ООО "ВАСИЛЕК"
Самсонов А.А.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПРИКАЗ МНС РФ от 17.08.2001 N БГ-3-14/290
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Право и экономика, 2005, N 4

Особенности дисциплинарной ответственности руководителя  »
Комментарии к законам »
Читайте также