Право публичное и частное. право материальное и процессуальное

ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
С.Н. КОЖЕВНИКОВ
Кожевников С.Н., доктор юридических наук, профессор Волжской государственной академии водного транспорта, Н. Новгород.
Приведенные ранее положения относились к праву страны "вообще" как единому и нерасчлененному социальному регулятору. Действительно, позитивное право каждой страны - России, Германии, Франции представляет собой единое нормативное образование. Однако очевидно и то, что право в этом смысле, т.е. свойственное любой стране, отличается внутренним подразделением, дифференциацией на определенные сферы, части.
В реальной действительности эта внутренняя дифференциация характеризуется, во-первых, делением права данной страны на публичное и частное, а во-вторых, наличием в нем соответствующих отраслей <*>.
--------------------------------
<*> Известно, что еще в Древнем Риме различалось право частное (jus privatum) и право публичное (jus publicum). Примечательно, что названное разграничение связывается с именем древнеримского юриста Домиция Ульпиана (170 - 228), который впервые обосновал такое деление. Он пришел к следующему выводу: "Публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная".
И нужно отметить, что подразделение права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли, в частности французский философ Ш.Л. Монтескье, английский философ Т. Гоббс, немецкий мыслитель Г. Гегель и др.
Подобный подход к делению права на публичное и частное представлен в исследованиях российских дореволюционных правоведов - Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и др.
Публичное право. Дело тут в следующем: право в целом - это явление официальное, государственное и в этом смысле публичное. Вместе с тем понятие "публичное" используется в юриспруденции и в более узком значении. В таком смысле понятие "публичное" относится только к той части права, которая напрямую связана с государством, его властной деятельностью.
С учетом такого подхода можно заключить, что публичное право - та часть системы права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей <*>. Исходя из этого, уточним: предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов государства, общества в целом).
--------------------------------
<*> См.: Пиголкин А.С. Публичное право // Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 838.
Основополагающее значение здесь имеет то, что в основе публичного права - государственные интересы, "государственные дела", т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д. По мнению С.С. Алексеева, речь идет об институтах, построенных в "вертикальной" плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. В этой связи "публичному праву присущ один юридический "центр", характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам" <*>.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 216.
С учетом отмеченных особенностей орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. При этом в сфере публичного права государственный орган может императивно (достаточно категорично) предписывать определенные варианты поведения различных субъектов права, требовать от них должного соблюдения предписаний законов, иных нормативно-правовых актов, применять к правонарушителям средства государственно-принудительного воздействия (меры юридической ответственности и др.).
Одна из характерных особенностей здесь следующая: для публично-правовых отношений свойственно неравноправие сторон. Имеется в виду то, что одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями.
В современной юридической литературе к отраслям публичного права относят конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, отрасли процессуального права, международное публичное право. С учетом этого отметим и то, что публичному праву действительно свойственны специфические особенности - обеспечение общих интересов государства, общества, определение функций и полномочий органов государственной власти, обязанностей граждан по отношению к государству и др. Вместе с тем очевидно и то, что публичное право предоставляет субъектам (индивидам, организациям) возможность (право) требовать от государства, его органов помощи, содействия в деле защиты своих прав и законных интересов, обжаловать незаконные действия государственных органов и должностных лиц. Это соответствует закрепленной в Конституции РФ идее правового государства, обязательности законов для всех государственных органов и должностных лиц, иных субъектов права.
Частное право - вторая сторона рассматриваемой проблемы. Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора.
Предельно кратко можно сказать так: частное право - это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В справочных изданиях и многочисленных работах содержатся развернутые доктринальные определения этого понятия. "Частное право (лат. jus privatum), - по мнению А.С. Пиголкина, - часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Пиголкин А.С. Частное право // Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 1071; Дедов Д.И. Право и экономическая свобода // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. N 4. С. 62 - 65; Суханов Е.А. Современное развитие частного права в России // Юрист. 2001. N 3. С. 2 - 7.
Частное право регулирует сферы, непосредственное вмешательство государства в которые является ограниченным. Имущественные и личные неимущественные отношения людей в области действия частного права предопределены саморегуляцией личности, объединений граждан, осуществлением частной собственности и частного предпринимательства. Право в этом смысле выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. И, соответственно, возможность решения той или иной жизненной ситуации представлена самим участникам отношений. Здесь, по замечанию С.С. Алексеева, "обитель и господство частных воль и частных интересов" <*>. Действительно, в частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Указ. работа. С. 217.
Именно отсюда становятся понятными и другие свойства частного права. Главное в том, что в этой области отношений реализуется личная инициатива людей в культурно-бытовой сфере, отношениях собственности и др. Здесь индивиды самостоятельно решают, использовать им свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с определенными лицами или поступать иным образом. Как видим, в этой сфере отношений государство лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.
Следовательно, в частном праве в отличие от публичного существуют "горизонтальные" отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают юридические дозволения, а не императивные предписания, не запреты. Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Частное право - необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных личных интересов граждан.
В юридической литературе к отраслям частного права относят гражданское, семейное, а также и такие комплексные отрасли, как торговое, предпринимательское, банковское и др. И тут следует отметить то, что при всей значимости деления права на публичное и частное, критерии такого деления и границы достаточно условны. Такой вывод основан на том, что в публичном праве нередко "присутствуют" элементы частного права. Имеет место и противоположная ситуация. "Семейные, имущественные отношения, - по мнению А.С. Пиголкина, - не могут не иметь публичного характера и не отражать общественный интерес. С другой стороны, государственная власть разрешает публичные дела, в том числе и в интересах частных лиц" <*>.
--------------------------------
<*> Пиголкин А.С. Указ. работа. С. 1071.
К тому же некоторые отрасли права, образно говоря, находятся "на стыке" между публичным и частным правом. Назовем в этой связи трудовое право, сочетающее элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, возложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного права (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).
Напомним следующее: советская правовая наука не признавала концепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. Известно, что В.И. Ленин в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса в 1922 г. выразил свою позицию по этому поводу следующим образом: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное" <*>. Весьма примечательно, что это суждение длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.
--------------------------------
<*> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 216.
И нужно заметить: игнорирование частного интереса в экономике повлекло широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, сужение частной собственности до объема личной собственности, что в конечном счете привело к застою хозяйственной деятельности.
Именно в тот период господствовала концепция, согласно которой признавался производный характер личной собственности от государственной, которая называлась общенародной и находилась в оперативном управлении у государственных органов. Названные факторы способствуют пониманию того, почему частноправовая сфера "ушла в подполье" и существовала практически вопреки законам советского государства.
В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, законодательно закреплена частная собственность и, соответственно, придается большое значение развитию частного права. "Восстановление и признание частного права, - отмечает Е.А. Суханов, - обусловило переход к принципиальному делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую, что заставляет по-новому взглянуть и на всю систему отечественного права" <*>.
--------------------------------
<*> Суханов Е.А. Указ. работа. С. 4.
В этой связи право уже не может быть охарактеризовано как исключительно право власти. Уровень его "раздвинутости" на право публичное и частное, его "качество" во многом предопределено тем, насколько развита каждая из указанных сфер.
Материальное и процессуальное право. Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные предопределено прежде всего существованием материальных и процессуальных норм и, соответственно, материальных и процессуальных правоотношений. Речь идет о внутренней, специальной проблеме юриспруденции.
Материальное право. Сам по себе признак "материальности" правовых явлений, можно сказать, не дает ясных представлений о юридических рамках, границах этих явлений. Вместе с тем можно сказать, что материальное право - специфическое юридическое понятие. Оно обозначает те правовые нормы, которые упорядочивают поведение индивидов, организаций в различных социальных сферах путем непосредственного правового регулирования.
В юридической литературе материальное право с учетом предмета правового регулирования подразделяется на соответствующие отрасли и институты права. Имеются в виду такие отрасли, как конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др., и институты права - избирательное, пенсионное, право собственности, освобождения от уголовной ответственности и др. Нормы материального права названных отраслей и институтов закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушение.
Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Применительно к таким отношениям нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников. Особенность в следующем: материальное право - совокупность общеобязательных, исходящих от государства, правил, включающая и материальные регулятивные нормы, и материальные охранительные нормы.
Первые из названных прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляют исходные права и обязанности соответствующих субъектов, обеспечивают регулятивную функцию права.
Вторые - предусматривают различные меры принуждения, юридической ответственности, меры защиты нарушенных прав и др. В целом можно еще раз подчеркнуть, что объектом материального права являются имущественные, трудовые, семейные отношения, отношения, связанные с возложением юридической ответственности, и т.д. Главное здесь в том, что нормы материального права определяют взаимные права и обязанности участников регулятивных и охранительных правоотношений.
Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Имеются в виду те нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.
Нормы процессуального права также регулируют отношения, возникающие в процессе правотворчества (обсуждение законопроектов и др.), регламентируют процедуру правоприменения - порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка или предусматривают порядок заключения сделок, наследования

Европейский парламент в системе политических институтов европейского союза  »
Комментарии к законам »
Читайте также