Координационная деятельность по борьбе с преступностью

Ф. КОБЗАРЕВ
Ф. Кобзарев, заведующий кафедрой организации труда и управления в органах прокуратуры Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ.
Значительное обновление гражданского, арбитражного, уголовно-процессуального законодательства, иные преобразования в государстве повлекли существенное сужение сфер деятельности прокуратуры, передачу ряда полномочий другим структурам. Это коснулось как надзорных полномочий, так и иных функций, в том числе координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Речь идет не только о корректировке круга участников координационной деятельности, но и о вторжении в содержание координации, осуществляемой прокуратурой.
В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре осуществление координации относится к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ, прокуроров ее субъектов, городов, районов и других, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров.
Все другие полномочия, в том числе надзорные, особенно в уголовно-процессуальной сфере, как правило, могут реализоваться и их заместителями. Наделение координационными полномочиями иных прокурорских работников в принципе допустимо только в результате делегирования им полномочий Генеральным прокурором РФ. Такая передача полномочий фактически осуществлена в отношении заместителей Генерального прокурора РФ, курирующих федеральные округа, по предоставлению им права на ведение координационной деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Обоснованием подобной возможности может служить то, что функция координации, хотя тесно и связана с другими видами деятельности прокуратуры, носит сугубо организационный характер и выступает в качестве самостоятельной функции.
К другим изменениям, касающимся координационной деятельности прокуратуры, необходимо отнести появление в числе участников этой деятельности органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов Минюста России. Вследствие расширения перечня органов дознания по УПК РФ в качестве членов координационных совещаний должны включаться первые руководители подразделений Государственной противопожарной службы, МЧС России, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.
К сожалению, точного перечня государственных органов, которые следует именовать правоохранительными, на сегодня нет. Более того, ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. к числу правоохранительных структур фактически относит те органы, службы и учреждения, которые осуществляют не только функции по борьбе с преступностью, но и по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по защите прав и свобод человека и гражданина. Тем самым устанавливается весьма широкий круг таких структур, включающий большинство органов исполнительной власти. Причем не только федеральных, но и субъектов РФ.
Изменения на законодательном уровне, влияющие на содержание координации отдельных направлений борьбы с преступностью, произошли и в полномочиях некоторых участников этой деятельности. Так, органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков теперь наделены полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
На органы ФСБ России возложены обязанности по осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением ее режима, в том числе, надо понимать, и по противодействию контрабанде.
Подобное пресечение компетенции прокуратуры по осуществлению координационной деятельности произошло и по другим направлениям борьбы с преступностью.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 20 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведущих борьбу с терроризмом, возложена на Федеральную антитеррористическую комиссию и подобные региональные антитеррористические комиссии. Согласно Положению о Федеральной антитеррористической комиссии в ее компетенцию входит координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций.
Например, согласно распоряжению Президента РФ от 13 сентября 2004 г. на Комиссию по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе возложена задача обеспечения координации действий всех органов власти в целях предупреждения и пресечения террористических акций, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих их подготовке и проведению.
Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции, искоренению и пресечению преступлений с использованием должностного положения при Президенте РФ образован Совет по борьбе с коррупцией, а при нем - комиссия по противодействию коррупции. В состав Совета вошли руководители всех ветвей государственной власти, в том числе Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Возникает вопрос о месте прокурорской координации как в общей организации борьбы с преступностью, так и по отдельным направлениям противодействия преступным проявлениям, а также определении в целом идеологии координационной деятельности.
На наш взгляд, одно из главных направлений координации, осуществляемой прокуратурой, - согласованность и объединение усилий по обеспечению уголовного преследования лиц, совершивших преступления. Это и должно быть в первую очередь предметом координационной деятельности прокуратуры.
Во-первых, именно прокурор выступает в роли ответственного субъекта от имени государства за законность и обоснованность уголовного преследования и на него, пожалуй, единственного из участников уголовно-процессуальной деятельности, возложены обязанности по реализации ответственности и наказания за совершенное преступное деяние.
Во-вторых, уголовное преследование - это та сфера отношений, в которой безусловным "хозяином" выступает прокурор и в которую невозможно "вторжение" иных государственных и тем более общественных структур.
В-третьих, координация деятельности правоохранительных структур по уголовному преследованию не только включает в себя согласованные действия по изобличению лица, совершившего преступление, но и неразрывно связана с обнаружением этого лица, пресечением его преступных действий, а также содействие суду по осуждению виновного и применению к нему наказания, устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.
Таким образом, речь идет о скоординированности не только уголовно-процессуальной, но и оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Соответственно, в качестве задач координационной деятельности прокуроров должны рассматриваться:
- объединение усилий правоохранительных органов по обнаружению лиц, совершивших преступления;
- устранение дублирования и параллелизма в деятельности правоохранительных структур;
- выработка единообразного подхода к применению законов по изобличению лиц в совершении преступлений;
- формирование стабильной правоприменительной практики.
Изложенное позволяет высказать соображения о приоритетах в координационной деятельности, которые должны состоять в координировании прокуратурой действий правоохранительных органов по уголовному преследованию по конкретным уголовным делам, по обнаружению лиц, совершивших преступления определенной направленности и на определенной территории.
Формами координации деятельности по конкретным уголовным делам могут быть создание совместных следственных и следственно-оперативных групп; проведение оперативных совещаний, совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений; заслушивание отчетов о ходе расследования уголовного дела на координационном совещании; реализация совместных мероприятий по оказанию помощи суду в организации и проведении разбирательства по делу и др.
В качестве внутренней координации в органах прокуратуры следует рассматривать практику закрепления за дознавателем, следователем прокурорского работника, осуществляющего надзор за законностью процессуальной деятельности по тому или иному уголовному делу и в последующем поддерживающего по нему государственное обвинение. В этом случае прокурор-руководитель или его заместитель выступает в качестве координатора уголовного преследования по конкретному уголовному делу.
Что касается предупреждения преступлений, то координация деятельности правоохранительных органов в этой сфере отношений должна быть составной частью общей профилактики преступности, осуществляемой органами государственной власти и местного самоуправления, и реализовываться на основе тесного взаимодействия прокуратуры с этими структурами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.2003 N 58-ФЗ
"О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.1998 N 130-ФЗ
"О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 13.09.2004 N 421-рп
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ"
УКАЗ Президента РФ от 24.11.2003 N 1384
"О СОВЕТЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.12.2002 N 880
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ"
Законность, 2005, N 4

Комментарии к законам »
Читайте также