О некоторых проблемах правового регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции(и.б. королева)

И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 16 марта 2005 года
И.Б. КОРОЛЕВА
Королева Ирина Борисовна, юрист Фонда системного анализа и социально-экономического проектирования.
Одним из приоритетных вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанной с производством и оборотом спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, является правовое обеспечение и упорядочение процесса хозяйственного функционирования участников обозначенной сферы деятельности, а также их взаимодействия с органами государственной власти и уполномоченными организациями. Целями указанного направления государственной политики выступают обеспечение нужд потребителей в соответствующей продукции, защита их прав и законных интересов, повышение качества производственного процесса и обеспечение экономических интересов Российской Федерации.
Нормативное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно представить в форме системы правовых актов, объединяющей в своем составе различные блоки правил в зависимости от их юридической силы и предмета правового регулирования. Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ответственность за неисполнение субъектами установленных государством предписаний, выступает Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон). В развитие его положений приняты многочисленные подзаконные нормативные акты, важное место среди которых занимают инструкции и приказы уполномоченных органов, разъясняющих и уточняющих смысл и содержание изложенных в законах норм.
Иначе говоря, вопросы правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции находят свое отражение во многих документах, имеющих юридическую силу и подлежащих применению в процессе осуществления коммерческими организациями соответствующей деятельности.
Несмотря на широкий круг правовых норм, регулирующих названную сферу гражданского оборота, в правоприменительной практике часто возникают коллизионные ситуации, связанные с неоднозначным их пониманием.
Одним из актуальных вопросов, вызывающих споры среди участников предпринимательского процесса и контролирующих органов, является проблема лицензирования деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензирование представляет собой форму государственного контроля, посредством которой обеспечиваются публично-правовые интересы и создаются гарантии защиты частных интересов.
В Законе вопросам лицензирования алкогольной и спиртосодержащей продукции посвящена глава III "Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кроме того, статья 11 указанного Закона также закрепляет, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий - официальных документов, разрешающих осуществление указанных в них видов деятельности, а также определяющих условия их осуществления.
Применительно к вопросам лицензирования в Законе содержатся нечеткие формулировки оснований для приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования действия лицензии. Кроме того, недостаточно определен понятийно-категориальный аппарат.
В настоящее время специалистами в области налогового права широко обсуждается вопрос о том, что следует понимать под лицензионными требованиями и условиями, являющимися обязательными при осуществлении процесса производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. От правильного разрешения указанного вопроса в значительной степени зависит эффективность мер государственного регулирования производственной сферы, а также своевременность и правильность уплаты налогов субъектами предпринимательства.
По этому поводу можно выделить две позиции. Коротко суть первой сводится к тому, что термином "лицензионные требования и условия" охватываются как стадия приобретения лицензии, так и период ее действия. Под лицензионными требованиями и условиями понимаются как условия выдачи лицензии, так и условия ее действия. В связи с этим лицензионные требования распространяются в равной мере на лицензиата, а также на соискателя лицензии.
Вторая позиция отрицает указанное толкование, сводя понятие лицензионных требований и условий к совокупности таких установленных Законом положений, выполнение которых лицензиатом обязательно лишь при получении соответствующей лицензии.
Согласно статье 19 Закона для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством алкогольной и спиртосодержащей продукции, в лицензирующий орган среди прочих документов необходимо представить справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Своевременная и полная уплата юридическим лицом (предпринимателем) сумм налогов и сборов представляет собой одно из обязательных условий выдачи лицензии. Таким образом, необходимость полной оплаты налогов соискателем лицензии является бесспорным фактом.
Пункт 1 статьи 20 Закона, принятое в соответствии с ним Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.98 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" определяют, что действие лицензии может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. Какого рода предписания лицензирующий орган вправе выносить субъектам предпринимательства и каковы условия действия лицензии, обязательные для выполнения лицензиатом, указанные нормативные правовые акты не предусматривают.
В связи с этим при решении вопроса о лицензионных требованиях и условиях необходимо обратиться к другим правовым актам и исходить из аналоги закона, а при отсутствии в них необходимого положения - из аналогии права и общих принципов российского законодательства.
В Федеральном законе от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями) дается следующее определение лицензионных требований и условий. Это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2).
Таким образом, в данном Законе также не конкретизируется, является ли обязательным при осуществлении производства и оборота алкогольной продукции выполнение условий, предусмотренных для соискателя лицензии, то есть условий выдачи лицензии. В связи с этим организации, имеющие задолженность по уплате налогов и сборов (что является препятствием для получения лицензии на право осуществления производственной и посреднической деятельности), нередко не соглашаются с решениями Федеральной налоговой службы о приостановлении действия лицензии по причине невыполнения предписаний ФНС России об устранении нарушений по уплате налогов и сборов.
Основным аргументом, выдвигаемым лицами, занимающимися производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, является утверждение, что условия выдачи и условия действия лицензии не тождественны, а в перечне оснований для приостановления действия лицензии неуплата или неполная уплата налогов не обозначена. Соответственно, факт уплаты налогов и сборов может оказать влияние лишь на возможность получения лицензии, но не на ее приостановление либо аннулирование.
Представляется, что с данной позицией нельзя согласиться по следующим основаниям.
Статьей 20 Закона предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования действия лицензии. В то же время он является неконкретным и предполагает необходимость обращения к другим нормам права или нормативным правовым актам. В частности, такое основание приостановления действия лицензии, как невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии, предполагает обращение к подзаконным актам, определяющим перечень нарушений, по наступлении которых уполномоченный орган вправе выносить предписания.
В соответствии с п. 5.2.1. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции, а также производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции. Одновременно Федеральная налоговая служба является органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья, а также фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Принцип обязательности уплаты налогов и сборов при осуществлении производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции устанавливается Законом (статья 3, 12 и др.). Указанный принцип является всеобщим и распространяется на всех субъектов, чья деятельность регламентируется Законом.
В связи с этим Федеральная налоговая служба, осуществляющая лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляющая контроль за надлежащим исполнением законодательства о государственном регулировании обозначенного вопроса, не может не принимать во внимание наличие у лицензиата просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Более того, неуплата либо неполная уплата налогов и сборов может служить основанием для отказа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в продлении срока действия лицензии либо повлечь ее приостановление и аннулирование.
Позиция Федеральной налоговой службы подтверждается судебно-арбитражной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.10.2003 по делу N КА-А40/8431-03 признал правомерной ссылку налогового органа на необходимость представления справки, подтверждающей отсутствие у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Арбитражный суд г. Москвы в своем решении от 23.11.2004 по делу N А40-40568/04-120-410 прямо указал, что отсутствие у юридического лица просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований (условий), установленных Законом.
Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 18.08.1999 N ВБ-6-31/653@ специально обращает внимание на то, что одним из основных условий получения лицензии является отсутствие у организации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Поэтому одновременно с пакетом документов на получение (продление) лицензии должны представляться сведения о выполнении организацией текущих платежей и утвержденных графиков погашения задолженности в бюджеты всех уровней, а также акты обследования организаций и представления о возможности (невозможности) выдачи новых лицензий или продления сроков действия ранее выданных.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Оплата налогов лицом, осуществляющим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является важным лицензионным условием, выполнение которого обязательно как претендующим на получение лицензии лицом, так и уже имеющим лицензию.
При рассмотрении проблем лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции интересным представляется вопрос о сроках, на которые лицензирующий орган вправе приостанавливать выданную организации лицензию. В судебной практике часто встречаются случаи обращения юридических лиц с заявлениями о признании незаконными решений лицензирующих органов, приостановивших действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без указания срока, необходимого для устранения нарушений условий действия лицензии.
Следует заметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений: указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Таким образом, Закон не устанавливает обязанности лицензирующего органа по указанию срока, который необходим для устранения нарушений условий действия лицензии. В случае если в решении о приостановлении действия лицензии организации лицензирующий орган не указывает срок для устранения нарушений, он признается равным шести месяцам.
В случае аннулирования или прекращения действия лицензии интересным представляется вопрос о возможности реализации организацией остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у которых действие лицензии на соответствующие виды деятельности прекращено либо приостановлено, в письме от 02.08.2002 N СА-6-07/1171@ разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона деятельность по производству и обороту этилового

Комментарии к законам »
Читайте также