Механизм защиты прав пострадавших на производстве и членов их семей в действующем законодательстве

И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Е.В. ЧУПРОВА
Чупрова Е.В., кандидат юридических наук, доцент.
Одним из основных методов регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений является сочетание централизованного и локального способов. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда. Право человека на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, указано в ряде международных актов, в соответствии с которыми Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством и установила право каждого гражданина на труд в определенных условиях, не угрожающих жизни и здоровью (ст. 7, 37).
Основными российскими законодательными актами, раскрывающими содержание права работника на безопасные и здоровые условия труда, являются Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны труда). В ст. 210 ТК РФ и ст. 4 Закона выделены основные направления государственной политики в области охраны труда. На первое место поставлено обеспечение приоритета жизни и здоровья, которое подкрепляется законодательно подтвержденной возможностью для работника воспользоваться самозащитой своих прав, выражающейся в отказе от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности, а также иными гарантиями. Статья 184 ТК РФ гарантирует работнику (его семье) при повреждении здоровья или в случае смерти вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания возмещение его утраченного заработка (дохода), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью. Положения данной статьи реализуются посредством обязательного социального страхования.
К наиболее важным направлениям государственной политики в области охраны труда следует также отнести расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и членов их семей на основе обязательного социального страхования работников в указанной сфере. Последнее направление существенно изменило порядок предоставления сумм возмещения вреда, причиненного здоровью работника. До недавнего времени в законодательстве действовали иные правила, согласно которым нарушение работодателем обязанностей (как правило, виновное) по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществляемых технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов, средствами индивидуальной и коллективной защиты и соответствующих требованиям охраны труда условий на каждом рабочем месте, влекло для него материальную ответственность. Недостатком прежнего законодательства являлось отсутствие гарантий и компенсаций лицам, пострадавшим на производстве. При ликвидации организации пострадавшие зачастую вообще не получали возмещение, несмотря на закрепленное положение о том, что в Фонде социального страхования РФ при ликвидации организации должны были капитализироваться суммы для получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.
К концу 90-х гг. на фоне ухудшения экономической ситуации в стране стала вызывать тревогу и медико-демографическая ситуация: повысился уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин, в том числе на производстве. В настоящее время этот показатель в России почти в 2,5 раза больше, чем в развитых странах, и в 1,5 раза - чем в развивающихся. Как видим, принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125) было предопределено объективными причинами. Государство наконец установило реальные гарантии материальной и социальной поддержки лицам, пострадавшим на производстве: все организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы обязаны страховать своих работников и отчислять страховые платежи. Помимо части утраченного заработка работники в соответствии с медицинским заключением получили возможность за счет средств социального страхования получать медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Гарантированность помощи выражается и в том, что пострадавший работник обращается не к своему работодателю, а непосредственно в Фонд социального страхования РФ.
Таким образом, в действующем законодательстве введено обязательное социальное страхование работников, а вина работодателя рассматривается не как одно из необходимых условий предоставления обеспечения при несчастном случае или профессиональном заболевании, а лишь в качестве одного из главных оснований возмещения морального вреда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165) обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие наступления указанных в ст. 7 данного Закона социальных рисков, к числу которых относятся трудовое увечье и профессиональное заболевание.
Субъектами обязательного социального страхования являются участники рассматриваемых отношений, к которым относятся:
страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);
страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. При трудовом увечье и профессиональном заболевании страховщиком будет являться Фонд социального страхования РФ;
застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Законодательство не допускает какой бы то ни было посреднической деятельности в системе обязательного социального страхования.
Согласно ст. 9 Закона N 165 отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц возникают с момента заключения с работником трудового договора. Именно с этого момента страхователи должны встать на учет в сроки, установленные действующим законодательством. Согласно Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, входит в число принципов этого вида социального страхования. Страхователи - юридические лица должны зарегистрироваться в качестве таковых в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ; страхователи - юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, встают на учет на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения; страхователи - физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, - на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее десяти дней со дня заключения указанного договора (ст. 6 Закона N 125).
Согласно ст. 19 Закона N 125 страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Нарушение установленного Законом срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Осуществление юридическим или физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5 тыс. руб.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без соответствующего решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Согласно ст. 22.1 Закона N 125 в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки с него взыскиваются недоимки и пени.
При регистрации региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) определяет страхователю класс профессионального риска для установления размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из класса профессионального риска видов экономической деятельности страхователей. Под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а под классом профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Закона N 125).
Уровень производственного травматизма и профзаболеваемости существенно отличается по отраслям. Так, наибольшее количество несчастных случаев зарегистрировано в сельском хозяйстве (14%), далее следуют машиностроение и металлообработка (12%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (8%), пищевая (5%), угольная (4%), химическая промышленность и черная металлургия (по 2%), электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность (по 1%). Профессиональным заболеваниям и острым отравлениям в 2003 г. в наибольшей степени были подвержены работники угольной промышленности (14,4%), машиностроения и металлообработки (11%), сельского хозяйства (7,2%), черной металлургии (2,9%). В химической промышленности этот показатель составил 2,2%, в цветной металлургии - 1,5%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 1,3%.
В настоящее время предусмотрено 22 класса профессионального риска. Кстати, по сравнению с международной классификацией, предусматривающей до 150 классов, это совсем немного. Учитывая особенности российской экономики и качество создаваемых для работников условий труда, очевидно следует существенно увеличить количество классов профессионального риска. Что касается размеров страховых тарифов, то ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год" они оставлены в прежних размерах и составляют от 0,2 до 8,5% от средств на выплату заработной платы <*>. Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком (ч. 4 ст. 22 Закона N 125).
--------------------------------
<*> Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765 дан перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы.
С целью обеспечения большей заинтересованности организаций в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в ч. 1 ст. 22 Закона N 125 предусмотрена возможность установления к страховым тарифам скидок и надбавок. Согласно положениям данной статьи и Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 <*>, максимальный размер такой скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696.
Конкретный размер скидок и надбавок

Гендиректор по договору  »
Комментарии к законам »
Читайте также