Новый градостроительный кодекс российской федерации в контексте земельной реформы

В КОНТЕКСТЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
А.П. АНИСИМОВ
Анисимов Алексей Павлович
Заведующий кафедрой гражданского права и процесса Волгоградского филиала Московского университета потребительской кооперации. Специалист по природоресурсному праву, аграрному, экологическому праву. Кандидат юридических наук.
Родился 10 июля 1972 г. в г. Волгограде. В 1994 г. окончил Волгоградский государственный педагогический университет.
Опубликовал более 80 научных и учебно-методических работ.
Новый Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (далее - ГрадК РФ) представляет собой очередной этап в реализации концепции правового регулирования градостроительной деятельности, заложенной еще в его предыдущей редакции - Градостроительном кодексе РФ от 7 мая 1998 г. (далее - прежний Градостроительный кодекс).
Главное содержание данной концепции видится в том, что все правовые процедуры по градостроительному регулированию использования земельных участков должны быть "прозрачными" для всех участников градостроительного процесса. Это означает, что процедура определения характера и видов использования земельных участков в каждой территориальной зоне должна производиться с соблюдением процесса информирования граждан, а непосредственный выбор таких согласованных с общественностью параметров, утвержденных нормативным правовым актом органа местного самоуправления, должен самостоятельно осуществляться собственниками (пользователями, арендаторами) земельных участков.
Определение таких параметров должно быть подчинено интересам стимулирования инвестиций в градостроительное развитие города. Градостроительство и инвестиции - элементы единого блока развития города. Изменения в одном из них ведут к изменениям в другом, количественные и качественные характеристики инвестиционного процесса влияют на социально-экономическое развитие города. Этим объясняются существенные различия в современной градостроительной практике российских городов.
Представляется, что все базовые, концептуальные положения прежнего Градостроительного кодекса сохранились без принципиальных изменений и получили дальнейшую конкретизацию и развитие. Проанализируем эти нормы ГрадК РФ на примере градостроительных регламентов, территориальных зон и разрешенного использования земельных участков.
***
В результате градостроительного зонирования территорий поселений устанавливаются территориальные зоны, для каждой из которых правилами землепользования и застройки (нормативным правовым актом органа местного самоуправления) устанавливаются градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - это установленные в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты являются неотъемлемой составной частью правил землепользования и застройки, включающих в себя также порядок их применения и внесения изменений в указанные правила и карту градостроительного зонирования (п. 2 ст. 30). Особо важным представляется тот факт, что ст. 36 ГрадК РФ прямо определяет, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Данный пример является нормативным подтверждением того, что правовой режим земельных участков большинства категорий земель в земельном фонде России определяется не только и даже не столько Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г., сколько другими федеральными законами.
Представляется, что земельные кодексы советского периода, равно как и действующий ЗК РФ, определяли лишь общие принципы использования и охраны земель, т.е. формы и виды собственности на землю, содержание иных прав на землю, ответственность за земельные правонарушения и т.д. Правовой режим отдельных категорий земель регулировался поверхностно. Эта задача решалась (и решается) посредством принятия специальных законов и иных нормативных правовых актов. Так, в настоящий момент правовой режим земель особо охраняемых природных территорий определяется не столько ЗК РФ, сколько Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". При рассмотрении правового режима земель лесного и водного фондов (ст. 101, 102 ЗК РФ) сделанный выше вывод еще более очевиден. Представляется, что одной статьей невозможно установить правовой режим для целой категории земель. Поэтому названные статьи и отсылают правоприменителя к лесному и водному законодательству, ядром которого являются Лесной и Водный кодексы РФ. Применительно к землям поселений законом, определяющим условия и порядок пользования землей для градостроительной деятельности, является ГрадК РФ (ЗК РФ фактически дублирует его положения).
Характеризуя градостроительные регламенты, следует отметить несомненно позитивную новеллу о том, что по общему правилу действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (п. 3 ст. 36 ГрадК РФ).
Представляется важным и то, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации; в границах территорий общего пользования и на земельные участки, занятые линейными объектами. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Это вполне объяснимо, поскольку градостроительные регламенты ориентированы на регулирование отношений по использованию земель в границах категории земель поселений преимущественно для застройки, в то время как на землях лесного или водного фонда возможности для строительства весьма ограничены.
Своеобразие юридической природы градостроительных регламентов проявляется в том, что они, будучи по сути техническими нормами, не обладающими юридической силой, становятся юридически значимыми с момента утверждения их органом местного самоуправления посредством принятия нормативного акта - правил землепользования и застройки. При этом следует иметь в виду, что устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты отличаются от строительных норм, правил и стандартов, равно как и от введенных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технических регламентов. Последние вскоре заменят экологические нормативы, СНиПы и СанПиНы, которые фактически и так являются техническими регламентами. Несомненно, к общим техническим регламентам будут отнесены различные защитные и охранные зоны.
В числе принципиальных отличий градостроительных регламентов от технических регламентов следует считать, во-первых, порядок утверждения. Градостроительные регламенты утверждаются актом органа местного самоуправления, технические регламенты - федеральным законом. Во-вторых, принципиально отличается их сфера действия. Градостроительные регламенты определяют параметры и виды использования территории поселения в части застройки и т.д., т.е. определяют внешнюю форму строительной деятельности в поселениях. Технические регламенты содержат нормы и правила безопасного ведения строительных работ (нормы строительной, экологической, технической и иной безопасности), т.е. определяют сам порядок безопасного ведения строительства.
***
Как уже отмечалось, концепция градорегулирования предполагает выделение в поселениях территориальных зон, для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент. Перечень территориальных зон в новом ГрадК РФ не претерпел существенных изменений. Единственной новеллой следует считать появление самостоятельной зоны особо охраняемых природных территорий, а также проведение дифференциации состава жилых зон (п. 2 ст. 35), производственных зон (п. 7 ст. 35) и некоторых других, которая ранее осуществлялась в Градостроительных уставах субъектов РФ или правилах землепользования и застройки (см. например, ст. 59 Градостроительного устава г. Казани).
Рассматривая новеллу о появлении зоны особо охраняемых природных территорий, следует подчеркнуть, что создание в черте поселений особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (например, дендрологического парка или национального парка) не влечет за собой появление в границах категории земель поселений земельного участка из состава категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предусмотренной гл. XVII ЗК РФ. В данном случае такой вывод вытекает из ст. 83 ЗК РФ, согласно которой землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель иных категорий. Следовательно, налицо внутренние противоречия в самом ЗК РФ, поскольку п. 5 ст. 94 предполагает возможность создания "иных земель особо охраняемых природных территорий", включая в состав таковых, в частности, городские леса и городские парки.
Поскольку градостроительное законодательство определяет правовой режим земель поселений, а экологическое - правовой режим ООПТ, которые вполне могут быть и в черте поселений, то коллизии правовых режимов, установленных разными по отраслевой принадлежности нормативным правовыми актами, разрешаются посредством образования в поселениях отдельной территориальной зоны со своим градостроительным регламентом.
Территориальные зоны устанавливаются в результате градостроительного зонирования. Необходимо отметить, что кроме градостроительного зонирования действующее законодательство упоминает еще около 10 различных, мало связанных друг с другом, видов "зонирования", в том числе упоминает ценовое, экономическое, кадастровое, территориальное оценочное зонирование и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы"). В других нормативных правовых актах упоминается строительное, функциональное, экологическое зонирование нескольких видов (например, зонирование Байкальской природной территории или функциональное зонирование в национальных парках), зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ряд иных разновидностей зонирования.
В механизме правового регулирования институт градостроительного зонирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов земельных правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов административных (и не только) правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов земельных правоотношений. Состояние таких институтов, как право на благоприятную среду жизнедеятельности, ответственность за земельные правонарушения (самовольная постройка и т.д.), зависит от использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.
Известно, что за период действия прежнего Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки были приняты всего лишь в нескольких десятках муниципальных образований, что серьезно затрудняло (а местами вообще исключало) действие прогрессивных градостроительных норм о землепользовании и застройке. Причин этому было несколько, начиная с финансовых и заканчивая нежеланием должностных лиц большинства органов местного самоуправления что-либо менять в своей деятельности. ГрадК РФ создал механизм преодоления подобной инерции. Согласно ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнена п. 14 следующего содержания.
С 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов не осуществляется. Это правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ.
Данная норма корреспондирует п. 3 ст. 51 ГрадК РФ (вступает в силу с 1 января 2010 г.), согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, кроме случаев, указанных выше. Таким образом, отсутствие правил землепользования и застройки с 1 января 2010 г. парализует деятельность соответствующих органов местного самоуправления в части регулирования застройки территории муниципального образования, что позволяет предполагать исполнение данного требования повсеместно. Однако следует отметить, что законодатель в данном случае выбрал "административную модель" стимулирования органов местного самоуправления к принятию правил землепользования и застройки, не предложив к этому соответствующих экономических стимулов.
***
Важной новеллой ГрадК РФ является дифференциация видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что обусловлено опытом проведения территориального зонирования в ряде муниципальных образований, принявших правила землепользования и застройки в период действия предыдущего Градостроительного кодекса. Новый ГрадК РФ развивает проверенные временем механизмы регулирования градостроительной деятельности и выделяет три вида (прежний Кодекс не делал никакой дифференциации) разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной

Комментарии к законам »
Читайте также