Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы

ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
В.В. РЫБАКОВ
Рыбаков В.В., адъюнкт Академии права и управления Министерства юстиции РФ.
С принятием новой Конституции РФ 1993 года вопросы правового статуса гражданина, его прав, обязанностей и гарантий их осуществления стали более актуальными. Одной из главных особенностей ныне действующего Основного закона в сравнении с предыдущими является повышенное внимание к интересам человека и гражданина независимо от его социального и правового положения. Впервые в истории России права и свободы граждан ставятся выше интересов государства и общества в целом, причем устанавливается не просто примат прав личности над государством, но обязанность последнего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В связи с этим не случайно, что самая обширная глава Конституции - глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина; она содержит 47 статей, всего же можно насчитать около 60 статей Конституции, так или иначе относящихся к правовому статусу человека и гражданина.
Статья 6 Конституции устанавливает важное правило, согласно которому "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Это положение дополняется ст. 19, которая провозглашает равенство всех перед законом и судом. Данные нормы, безусловно, относятся и к осужденным к лишению свободы, так как они продолжают оставаться гражданами Российской Федерации со всеми правами и обязанностями, за исключениями и ограничениями, предусмотренными федеральным законодательством.
В ч. 3 ст. 55 Конституции предусмотрено, что такие ограничения могут устанавливаться только федеральным законом и лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, составляют основу общегражданского статуса осужденного, в том числе к лишению свободы, с ограничениями, предусмотренными международными актами, Конституцией РФ и федеральными законами <*>.
--------------------------------
<*> См.: Селиверстов В.И. Развитие правового статуса осужденных на основе норм Конституции РФ // Человек: преступление и наказание. 2000. N 1. С. 21.
Одним из важнейших естественных прав человека является право на частную собственность, которое нашло свое закрепление в международных нормативных правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека и гражданина, статья 17 которой устанавливает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Эта же статья запрещает произвольное лишение человека его имущества. Конституция Российской Федерации содержит аналогичные положения в главе 2.
Речь идет о ст. ст. 34 и 35, в главе 2 они занимают особое место, т.к. нормы этих статей являются высшей формой юридического закрепления отношений собственности, экономической базы государства, общества и частной жизни людей, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее политическими институтами и органами управления. Согласно нормам статьи 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества в предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это положение в совокупности с гарантиями охраны государством права частной собственности (п. п. 1, 2 ст. 35 Конституции) и правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом создает прочную конституционную основу для реализации осужденными своих имущественных прав и обязанностей в пределах, установленных уголовно-исполнительным законодательством. Так, Гражданский кодекс РФ (ГК) воспроизводит положения Конституции о недопустимости ограничения гражданских прав иначе как на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). Таким образом, гражданское законодательство регулирует основу имущественного положения осужденного к лишению свободы. Исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции и п. 2 ст. 1 ГК можно сделать вывод, что имущественный статус осужденных к лишению свободы аналогичен общегражданскому статусу с исключениями и ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством. Причем нормы последнего по отношению к нормам гражданского законодательства являются специальными и применяются, если существует противоречие с общими нормами гражданского законодательства.
Ограничения в правовом статусе осужденных касаются всех сфер их жизни, в том числе и сферы имущественных отношений. В частности, наказание в виде лишения свободы значительно сужает возможности осужденного собственника фактически владеть, пользоваться и в некоторых случаях распоряжаться своим имуществом. Это является неизбежным следствием физической изоляции лица от общества, а также необходимости соблюдения режима исполнения наказания в исправительном учреждении.
Несмотря на положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод (ст. 18), они нуждаются в конкретизации на уровне федеральных законов и иных нормативных актов. Среди федеральных законов имущественные права осужденных преимущественно регламентируются уголовно-исполнительным и гражданским законодательством, которые согласно п. "о" ст. 71 Конституции относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Вместе с тем большое количество норм, так или иначе касающихся имущественного положения осужденных, содержится в нормативных актах различных отраслей права (например, трудового, семейного и т.д.). Не составляют исключения ведомственные акты и нормативные акты субъектов РФ.
Однако в данном случае возникает вопрос о соответствии региональных и ведомственных актов федеральному законодательству. В общей теории права установлен принцип, согласно которому нижестоящий закон должен соответствовать вышестоящему, т.е. должна соблюдаться иерархия законов. В Конституции сформулировано иное положение. Согласно п. 6 ст. 76 в случае противоречия между федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами по вопросам, не относящимся к ведению Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов, действуют иные нормативные акты. Такое положение порой порождает серьезные проблемы, связанные с коллизией федерального, регионального и местного законодательства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Шмаров И.В. Конституция РФ и формирование уголовно-исполнительного законодательства // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции РФ / Под ред. Г.А. Туманова М.: ВНИИ МВД России, 1995.
Вот почему законодателю целесообразно учитывать высказываемое в науке мнение о необходимости объединения в главе 2 Уголовно-исполнительного кодекса всех норм, касающихся правового положения осужденных, которые содержатся в различных отраслях российского законодательства <*>. В значительной степени это касается имущественных прав осужденных, т.к. ст. 12 УИК регламентирует права осужденных исключительно как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и не содержит норм, определяющих границы гражданской правосубъектности осужденных. Эта мера способствовала бы правильному пониманию своих прав и обязанностей осужденными, предупреждению произвольного применения законов, неоправданному ущемлению прав и возложению излишних обязанностей, а также единству правоприменительной практики и, как следствие, повышению уровня правовой защищенности осужденных к лишению свободы в сфере имущественных отношений.
--------------------------------
<*> См.: Там же.
В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. со всеми дополнительными протоколами к ней. В нашей стране значение этой Конвенции ранее во многом недооценивалось, что было связано с общей недооценкой международно-правовых актов в системе источников уголовного и уголовно-исполнительного права. Сейчас же согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В области охраны прав и свобод осужденных можно назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 года, пункт 61 которых обязывает государства "принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот".
Важным направлением развития имущественных прав осужденных, исходя из положений Конституции РФ, является усиление средств его охраны и защиты, к которым относятся средства, предусмотренные ст. 46 Конституции РФ, такие, как судебная защита нарушенных прав и обращение в международные органы по защите прав и свобод человека. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, закреплены в ст. 118 Конституции.
Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо применение судебного, а не административного порядка обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в большей степени гарантирует соблюдение интересов гражданина, а в особенности если дело касается осужденных к лишению свободы как одной из наименее защищенных на сегодняшний день категорий населения.
Таким образом, Конституция РФ устанавливает основу правового статуса лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, гарантирующую им возможность максимально полно осуществлять принадлежащие им имущественные права в условиях исполнения уголовного наказания. Вместе с тем не всегда конституционные нормы достигают своей цели, а остаются лишь декларацией, сталкиваясь с противоречивым и непоследовательным применением федеральных законов и ведомственных актов. Поэтому реформирование уголовно-исполнительной системы, совершенствование правотворческой и правоприменительной практики, приведение ее в соответствие с международными нормативными правовыми актами являются приоритетными задачами государства в сфере пенитенциарной политики.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ"
(Приняты в г. Женеве 30.08.1955)
"КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(Заключена в г. Риме 04.11.1950)
(вместе с "ПРОТОКОЛОМ [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОМИМО ТЕХ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ"
(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),
"ПРОТОКОЛОМ N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
"ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА"
(Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2004, N 2

Защита прав осужденных к лишению свободы  »
Комментарии к законам »
Читайте также