Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В.М. КОРЯКИН
В.М. Корякин, полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
1. Понятие выслуги лет на военной службе
Одним из ключевых институтов права социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является выслуга лет, под которой понимается продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемого ему социального обеспечения.
Конституционно-правовой смысл данного понятия разъяснен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 18 марта 2004 г. N 6-П <*>, в котором сказано, что "выслуга лет... по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы".
--------------------------------
<*> Российская газета. 2004. 18 марта.
Продолжительность военной службы военнослужащего рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
Исчисление продолжительности военной службы в календарном исчислении (в годах, месяцах и днях) осуществляется со дня начала военной службы по день ее окончания. При неоднократном поступлении на военную службу в общую продолжительность военной службы в календарном исчислении включаются все периоды военной службы путем суммирования числа соответствующих дней, месяцев и лет.
Помимо исчисления срока военной службы в календарном исчислении, в ряде случаев производится льготное исчисление выслуги лет. Целью установления данного порядка исчисления продолжительности военной службы является дифференцирование количества дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в особых условиях.
Российским законодательством предусмотрены следующие основания для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих:
а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных;
г) прохождение военной службы в воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Подробный перечень оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941.
Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:
1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;
3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.
При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.
Важно отметить, что с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ в теорию и практику правового регулирования социальной защиты военнослужащих законодателем введено понятие "непрерывная продолжительность военной службы по контракту", которое ранее в отечественном военно-социальном законодательстве не использовалось. Данный правовой институт введен в рамках реализации федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523, и применяется при определении объема социальных гарантий военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Институт непрерывной продолжительности военной службы по контракту введен в целях стимулирования стремления граждан к поступлению на военную службу по контракту и к заключению солдатами, матросами, сержантами и старшинами новых контрактов о прохождении военной службы.
2. Периоды, засчитываемые в выслугу лет на военной службе
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет на военной службе засчитываются следующие периоды:
1) военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ;
2) служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
3) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств - участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим в других государствах;
4) служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;
5) служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
6) время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.;
7) время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
8) служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;
9) время работы офицеров в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе Российской Федерации и бывшего Союза ССР;
10) время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;
11) время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;
12) время перерыва в службе военнослужащих в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.
В ряде случаев в срок военной службы, учитываемый при предоставлении социальных гарантий, включаются периоды, не связанные с прохождением военной службы. Так, при назначении пенсии за выслугу лет гражданам, не имеющим 20-летней выслуги на военной службе, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим 45-летнего возраста, учитывается наличие трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет должна составлять военная служба.
Другой пример из данного ряда - зачет в срок военной службы офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, времени обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.
3. Льготное исчисление выслуги лет на военной службе
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, а также другими нормативными правовыми актами в зависимости от сложности выполняемых военнослужащими задач и условий прохождения ими военной службы предусмотрено льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц военной службы за 6, 3, 2, 1,5 или 1,3 месяца.
Рассмотрим указанные случаи льготного исчисления выслуги лет.
Первое. В выслугу лет из расчета один месяц службы за шесть месяцев засчитывается служба в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны.
Второе. В выслугу лет из расчета один месяц службы за три месяца засчитывается:
- служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
- служба в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе - с 10 августа по 16 октября 1941 г., Ленинграде - с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., Севастополе - с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде - с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
- время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии;
- время участия военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., а при получении в этих операциях ранения, контузии или увечья - и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях;
- служба в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, принимавшего участие в боевых действиях, в период с ноября 1950 г. по июль 1953 г.;
- служба в воинских частях, штабах и учреждениях, находившихся на территории Венгрии в период боевых действий в этой стране, - с 24 октября по 10 ноября 1956 г., а при получении в указанный период ранения, контузии или увечья - и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях;
- служба в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.;
- служба на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву) принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах;
- время участия в работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 г.;
- служба в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;
- служба в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г;
- служба при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.;
- служба при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта

Правовая природа договора доверительного управления имуществом  »
Комментарии к законам »
Читайте также