Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория

И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
А.Б. БАГАНДОВ
А.Б. Багандов, кандидат юридических наук.
Как свидетельствует исторический опыт, в условиях экономического кризиса, в котором уже довольно длительное время находится Россия, роль государства не только не уменьшается, но, напротив, усиливается. Одним из методов государственного воздействия на экономику является разрешительная политика государства, применяемая в отношении субъектов экономической деятельности, к которой относится система лицензирования.
Активная роль государства в руководстве экономикой России определена актом высшей юридической силы, а также российским законодательством, что следует из анализа ряда статей Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также федеральных законов о бюджете на текущий год и др. В сфере разрешительной политики находятся единая система сертификации, система государственной регистрации субъектов экономической деятельности и их прав, а также система лицензирования.
Этимологически слово "лицензия" происходит от латинского слова "licentia", которое переводится как "вольность, свобода делать что угодно" <1>. Близко к этому определение, данное в "Юридической энциклопедии" под редакцией М.Ю. Тихомирова <2>. "Современный словарь иностранных слов" дает перевод слова "лицензия" как "право" и "разрешение" <3>. В российской правовой доктрине термин "лицензия" употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода "паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности" <4>. Так, Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях <5>.
--------------------------------
<1> См.: Петрученко О. Латинско-русский словарь. СПб., 1994. С. 364.
<2> См.: Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1995. С. 144.
<3> См.: Современный словарь иностранных слов. СПб., 1999. С. 345.
<4> См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. 2000. N 8 (196). С. 21.
<5> См.: Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1997. С. 301.
Оспаривать истинность и практическую целесообразность такого традиционного представления о лицензии не имеет смысла, однако действующее лицензионное законодательство, в частности ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", отделяет понятие "лицензия" от понятия "документ, подтверждающий наличие лицензии". Согласно указанной норме лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Получение лицензии, продление срока ее действия, отзыв лицензии, юридические последствия этих действий и текущий надзор компетентных государственных органов за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований регламентируются соответствующими правовыми нормами. Следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляет институт лицензирования. Таким образом, как в законодательстве, так и в науке понятие "лицензия" тем или иным образом соотносится с понятием "разрешение". Следует особо отметить, что для российского законодательства характерно непоследовательное и хаотичное использование понятий "разрешение" и "лицензия".
Приведем конкретные примеры. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" <*> международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории России осуществляются в соответствии с российскими РАЗРЕШЕНИЯМИ и многосторонними РАЗРЕШЕНИЯМИ (выделено мной. - А.Б.). И далее статья гласит: "К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии ЛИЦЕНЗИЙ (выделено мной. - А.Б.) на указанный вид деятельности. Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со СПЕЦИАЛЬНЫМИ РАЗРЕШЕНИЯМИ (выделено мной. - А.Б.), которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам". В последующих статьях законодатель опять отталкивается от понятия "специальное разрешение", из чего (а также из системного анализа всего Закона) следует сделать вывод о том, что у понятий "лицензия" и "специальное разрешение" один и тот же смысл. Нельзя не отметить, что хаотичное применение этих понятий в нормативном правовом акте неоправданно, поскольку затрудняет понимание его смысла.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805.
Другой пример. Согласно ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <*> под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии. Таким образом, в данном случае законодатель намеренно отождествляет понятия "разрешение" и "лицензия", что, несомненно, снимает многие лишние вопросы и проблему соотношения этих понятий.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
Между тем проблема их соотношения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Дело в том, что в российском законодательстве нет определения понятия "разрешение", но содержится вышеприведенное определение понятия "лицензия", согласно которому разрешение - это родовое понятие по отношению к лицензии. Кроме того, "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой <*> определяет "разрешение" как "право на совершение чего-нибудь", а также "документ, удостоверяющий такое право". Понятие же лицензии идет под ремаркой специального термина и рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности (лицензия на ввоз, вывоз какого-либо товара). Итак, в русском языке понятие "лицензия" является производным от понятия "разрешение". И в то же время оба понятия являются компонентами одного разрешительного режима: юридическое или физическое лицо, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает разрешение или лицензию от государства.
--------------------------------
<*> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М., 1993. С. 268.
Понятие "лицензирование" как разновидность государственной политики в обиход отечественной правовой науки было введено относительно недавно несмотря на то, что попытки введения лицензирования предпринимались задолго до этого. Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В "Большом экономическом словаре" термин "лицензирование" трактуется как "выдача разрешения на право проведения тех или иных операций" <*>. В одних нормативных правовых актах лицензирование относится законодателем к функциям государственной власти, другие включают лицензирование в перечень обязанностей государственных органов <**>. Кроме того, законодатель, употребляя термин "лицензирование", часто подменяет его словосочетанием "выдача лицензий".
--------------------------------
<*> См.: Большой экономический словарь // Правовая культура. 1994. С. 217.
<**> См., напр.: ст. 10 Закона РСФСР "О милиции" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. С. 503.
Лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное социально-правовое явление, которое рассматривается с разных сторон. Проблема государственного администрирования лицензионной деятельности, степень актуальности которой на протяжении пятнадцатилетия российских реформ постоянно возрастала, в последнее время достигла своего апогея, о чем говорит постоянное обращение к ней со стороны официальных властей, в частности факт принятия за последние восемь лет двух федеральных законов о лицензировании отдельных видов деятельности (Федеральные законы от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ и от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> дается новое легальное определение лицензирования, под которым понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
--------------------------------
<*> В ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.
В прежних редакциях Закона о лицензировании оно определялось как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением действия и аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий <*>. Сравнивая содержательную часть этих определений, можно констатировать, что, во-первых, определение лицензирования стало более точным (с подробным указанием тех мероприятий, которые составляют суть лицензирования), во-вторых, законодательно закреплено, что в мероприятия, связанные с лицензированием, включаются ведение реестров лицензий и предоставление заинтересованным лицам сведений из этих реестров и иной информации о лицензировании. Важно, что ранее из контекста определения следовало, что суть этих мероприятий в большей степени тяготеет к контролю лицензирующих органов за действиями лицензиатов. В новом же определении понятия лицензирования в большей степени раскрываются права лицензиатов и заинтересованных лиц.
--------------------------------
<*> Как видим, в этом легальном определении законодатель делал явный "бюрократический" акцент на то, что лицензирование представляет собой комплекс действий лицензионных органов государства.
Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной объективно потребовал создания в России эффективного и реально действующего института лицензирования. В этой связи были приняты Постановление Совета Министров РФ от 27 мая 1993 г. N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований и города федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" (утратило силу) и Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратило силу).
Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995 - 1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями Правительства РФ и, в значительно меньшем объеме, указами Президента РФ. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 гг. двух частей ГК РФ. Действительно, с принятием части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой (а также отдельные виды некоммерческой) деятельности в это время подлежали лицензированию и, следовательно, надзору со стороны государства <*>. Легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса.
--------------------------------
<*> В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" этот аспект нашел отражение в ст. 12, в которой говорится о контрольной (надзорной) деятельности за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Действительно, в российской правовой системе лицензионное право следует понимать как институт административного права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право Российской Федерации - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права. Приведенное определение в части отнесения института лицензирования к отрасли административного права является авторским и небесспорным. Так, предпринимательское (хозяйственное) право относит лицензирование к своей сфере регулирования. Обосновывается такая позиция тем, что помимо предпринимательских отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими "иные" отношения, в том числе некоммерческого характера. К последним (т.е. "иным" отношениям) наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции

Комментарии к законам »
Читайте также