Основы конституционного строя австралии

В.А. ВИНОГРАДОВ
Виноградов Вадим Александрович - доцент кафедры конституционного и административного права Государственного университета - Высшей школы экономики, кандидат юридических наук.
Австралия - федерация бывших британских колоний на австралийском континенте, Конституция которой введена в действие парламентом Великобритании в соответствии с Конституционным актом Австралийского Союза 1900 г. <*> Сам парламент Великобритании не участвовал в ее разработке, положения Основного Закона обсуждались представителями колониальных законодательных органов на конституционных съездах в 90-е годы XIX века.
--------------------------------
<*> Статья 9 этого Акта утвердила Конституцию Австралии, которая вступила в силу 1 января 1901 г.
Вместе с тем целый ряд документов могут считаться своего рода дополнениями к Конституции: акты парламентов Австралии и Великобритании (например, Вестминстерский статут <*>, акты о Тайном совете и др.), конституционные соглашения и решения Высокого суда Австралии, в которых толкуются положения Конституции и определяется соответствие ей законодательных актов федерации и штатов. Важнейшим источником конституционного права Австралии являются акты 1986 г., которые представляют собой пакет законов, включающий в себя акты Австралийского Союза, штатов и Великобритании с идентичными положениями. Полномочие британского парламента по принятию законов для Союза на основании Вестминстерского статута прекратилось принятием этих актов, одновременно снимались существовавшие ограничения на законодательную деятельность Союза и штатов. В результате было создано суверенное государство, чья независимость не может быть впоследствии ограничена или подвергнута сомнению в соответствии с законодательством другой страны. Любая будущая отмена (изменение) Великобританией своих актов в отношении Австралии не имеет юридического значения в пределах Австралии.
--------------------------------
<*> Этим актом в 1931 году было установлено, что ни один британский акт не будет действовать на территории Союза до одобрения его самим доминионом.
Поправки в Конституцию принимаются двумя палатами парламента абсолютным большинством голосов, после чего они выносятся на референдум в каждом штате и считаются принятыми, если их поддержало большинство штатов и, в целом, большинство избирателей Австралии. Затем поправки передаются на королевское одобрение.
В целом система источников права в Австралии выглядит следующим образом:
1. Федеральная Конституция и конституции штатов. Как это ни парадоксально, но далеко не все даже важные конституционные принципы закреплены в этих писаных актах. Некоторые из них подразумеваются: например, принцип разделения властей вытекает из структуры Конституции Союза, в том смысле, что она состоит из отдельных глав о парламенте, исполнительной и судебной властях.
2. Законодательство Союза и штатов.
3. Английское законодательство, применяемое в Австралии.
4. Акты, принятые в порядке делегированного законодательства, - результат процесса создания преимущественно административных правил под контролем парламента. У парламента не всегда есть время для того, чтобы уделять внимание всем необходимым деталям, поэтому достаточно обыденным является то, что его актом полномочия по созданию таких предписаний делегируются губернатору или генерал-губернатору.
5. Судебные прецеденты - результаты судебных процессов в судах Австралии.
Помимо перечисленных, могут быть и другие источники, способные повлиять на принятие судами решений и на поведение граждан, но не имеющие такой же силы, как источники права, названные выше.
6. Международные договоры.
7. Конституционные соглашения - традиционно соблюдаются даже несмотря на то, что данные правила не выражены в писаных актах и не подлежат судебной защите. От них можно уклониться, когда этого требует политическая целесообразность. Эти правила играют важную роль в регулировании публичной власти Австралии, особенно взаимоотношения между парламентом и правительством, а также между различными правительственными подразделениями. Соглашения регулируют сферы, не охваченные писаными правилами, либо определяют практическое действие писаных правил, установленных законом либо судом.
8. Решения судов, не входящих в судебную систему Австралии, в том числе решения международных судов и судов других стран, в той степени, в какой суды Австралии могут их применять.
9. Доктринальные труды. Иногда суды принимают их во внимание в качестве комментария положений закона, но практически они не имеют большого значения в странах общего права.
10. Административные решения, вынесенные по конкретному спору в основном между гражданином и правительством. Их значение как источника права невелико, так как они не применяются в последующих решениях. Иногда административные акты могут содержать упоминание о том, что какие-то решения, возможно, последуют в будущих административных актах, но это не означает, что они будут применяться в дальнейшем, подобно судебному прецеденту.
11. Обычаи делового оборота принимаются во внимание судами, но далеко не во всех случаях.
12. Обычаи коренных жителей (аборигенов) также следует считать источником права.
Австралия - конституционная монархия. Главой государства является британский монарх. Порядок престолонаследия определяется в соответствии с Законом Великобритании о престолонаследии 1701 г. Для того чтобы Великобритания и Австралия имели одних и тех же монархов, парламент Великобритании после 1986 года должен согласовывать с парламентом Австралии любое изменение в законе, затрагивающее преемственность трона.
Позиция монарха в отношении Австралии независима от верховной власти монарха в Великобритании. Австралия не является монархией во главе с правителем иностранного государства, это монархия во главе с королем (королевой) Австралии. Однако монарх появляется в стране с редкими государственными визитами. В соответствии с Законом Австралии 1973 г. королева провозгласила <*> следующий свой титул в отношении Австралии: "Елизавета Вторая, милостью Божией Королева Австралии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества".
--------------------------------
<*> Королевское провозглашение было издано 19 октября 1973 г.
Полномочия монарха согласно Конституции Австралии осуществляются генерал-губернатором <*> (ст. 2) в качестве представителя монарха. По Конституции полномочия генерал-губернатора определяются монархом, который его назначает. То, что такие назначения в настоящее время осуществляются монархом только с согласия австралийского премьер-министра, является конституционным соглашением.
--------------------------------
<*> 10 августа 2003 г. был приведен к присяге действующий генерал-губернатор Майкл Джефри.
В Австралии нет законодательного требования, чтобы генерал-губернатор был австралийским гражданином. Также отсутствуют какие-либо возрастные ограничения для занятия данной должности. Срок полномочий генерал-губернатора не определен: он осуществляет свои полномочия, "пока это угодно Королеве" (ст. 2 Конституции). Однако в соответствии с конституционным соглашением генерал-губернатор занимает свою должность в течение пяти лет, но может быть смещен королевой, которая осуществляет данное право по совету премьер-министра <*>.
--------------------------------
<*> См.: Lane P. Lane"s Commentary on the Australian Constitution. Sydney, 1987. P. 17 - 20.
Полномочия представителя королевы по Конституции разделены на те, которые он осуществляет самостоятельно, и те, которые осуществляются "Генерал-губернатором в Совете". Последнее в соответствии со ст. 63 Конституции означает действия генерал-губернатора с согласия Федерального исполнительного совета, то есть министров. К ним относятся, в частности, назначение выборов в Палату представителей, учреждение министерств, назначение и смещение судей Высокого суда и других федеральных судей.
Полномочия, которые осуществляет генерал-губернатор самостоятельно, - это узкий круг резервных полномочий Короны, когда отсутствуют какие-либо юридические требования действовать по совету министров. В таких случаях генерал-губернатор может действовать по своему усмотрению. Он может консультироваться по поводу осуществления своих полномочий с другими лицами, не являющимися министрами (например, с судьями Высокого суда или членами парламентской оппозиции <*>). Генерал-губернатор может действовать вопреки мнению министров или без их согласия в случае роспуска Палаты представителей, одновременного роспуска двух палат, назначения и смещения премьер-министра. Однако реализация данных полномочий "ограничена" возможностью смещения генерал-губернатора монархом по требованию премьер-министра.
--------------------------------
<*> Constitutional Commission, Report of the Advisory Committee on Executive Government. Canberra Publishing, June 1987. P. 44 - 116.
Участие генерал-губернатора в законодательном процессе заключается в следующем: после прохождения через обе палаты парламента законопроект представляется генерал-губернатору на королевское одобрение. Он объявляет о своем одобрении или неодобрении законопроекта от имени королевы либо может отложить принятие законопроекта до ее одобрения. Генерал-губернатор также вправе возвратить предложенный законопроект в соответствующую палату и предложить любые поправки.
Полномочие генерал-губернатора отказывать в одобрении законопроекта, прошедшего через парламент, - лишь формальность. Конституционное соглашение, согласно которому генерал-губернатор действует по совету министров, эффективно гарантирует, что согласие будет получено. Это полномочие используется для устранения технических ошибок в законопроекте.
Перечень законов, которые могут быть отложены генерал-губернатором до одобрения королевой, указан в ст. 74 Конституции: это законы, ограничивающие круг дел, по которым могут испрашиваться разрешения апеллировать Ее Величеству в Тайном совете на решения Высокого суда.
Конституция предусматривает только два случая непосредственной роли самого монарха в законодательном процессе. Во-первых, монарх может запретить любой закон, санкционированный генерал-губернатором, в течение одного года с момента такого разрешения. Результат подобного запрета, который доводится генерал-губернатором до сведения каждой палаты парламента, - отмена закона со дня его отклонения королевой (ст. 59 Конституции). И, во-вторых, монарх в отношении законопроектов, отложенных генерал-губернатором на королевское усмотрение, может, не запрещая его, удерживать разрешение на этот закон в течение двух лет со дня представления его генерал-губернатором на королевское одобрение (ст. 58 и 60). Иначе говоря, если монарх не запретил такой законопроект, он вступает в юридическую силу без королевского одобрения по истечении двух лет или ранее - как только информация о королевском одобрении будет доведена до сведения каждой палаты парламента генерал-губернатором.
Генерал-губернатор осуществляет полномочия главнокомандующего вооруженными силами Союза. По конституционному соглашению общее командование осуществляется Кабинетом министров и парламентом. Управление вооруженными силами согласно Закону об обороне вверено министру обороны.
Система исполнительной власти на федеральном уровне включает монарха Австралии, генерал-губернатора, Федеральный исполнительный совет, Кабинет, министерства (департаменты) и другие установленные законом органы. По общему правилу федеральная исполнительная власть распространяется на те вопросы, которые находятся в пределах ведения законодательной власти Союза.
Генерал-губернатор назначает членов Федерального исполнительного совета для управления министерствами Союза. Они занимают свои посты, "пока это угодно Генерал-губернатору", и являются королевскими министрами Союза. Существует две категории членов Совета. Первая - это действующие министры. Вторая - те, кто утратил свои министерские должности. Однако обычно они не прекращают членство в Совете и занимают свою должность в течение неограниченного времени, пока генерал-губернатор своим решением не сместит их. Члены Совета этой категории не участвуют в его заседаниях.
Генерал-губернатор сам не является членом Совета, хотя он часто председательствует на заседаниях. Задача Федерального исполнительного совета - консультировать генерал-губернатора по поводу осуществления его конституционных полномочий, когда он должен действовать с согласия Совета.
Теоретически Совет иногда называют совещательным органом при генерал-губернаторе, однако фактически его функция - введение в силу решений правительства и министерств. Хотя все министры являются членами Совета, королевским предписанием установлен кворум в два члена. В связи с этим сессию Совета, как правило, проводят не более двух действующих министров <*>.
--------------------------------
<*> См.: Renfree H. The Executive Power of the Commonwealth of Australia. Sydney, 1984. P. 193 - 195.
Большинство решений, касающихся того, какая рекомендация должна быть дана генерал-губернатору, действующему самостоятельно либо с согласия Совета, принимаются Кабинетом. Примечательно, что этот орган не упоминается ни в одном из конституционных документов Австралии. Традиционно под словом "Кабинет" понимается внеочередное совещание министров. Если исходить из буквального толкования Конституции, то Кабинет - это неофициальный орган. Однако в ряде случаев суды признают существование кабинетов (Союза и штатов), например когда приходят к выводу, что они обладают достаточными полномочиями, чтобы заключать договоры или учреждать организации. Кроме того, решения Кабинета могут быть обжалованы в суде. В действительности, даже несмотря на то что он не упомянут в Конституции, Кабинет является частью исполнительной власти и играет ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти. Такое фактическое положение этого органа объясняется тем, что исполнительная власть, формально закрепленная за главой государства, на деле осуществляется правительством. Кабинет пользуется почти всеми основными полномочиями генерал-губернатора. Будучи сравнительно небольшим по составу, оперативным и постоянно действующим органом, он осуществляет управление государством.
В Основном Законе страны также не упоминается пост премьер-министра. Конституционное соглашение требует, чтобы премьер-министр был членом Палаты представителей. Также в силу соглашения им может стать лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей. Назначение и отстранение премьер-министра осуществляется генерал-губернатором без участия министров. Причем отставка премьер-министра влечет за собой отставку всего правительства <*>.
--------------------------------
<*> С 11 ноября 1975 г.

Комментарии к законам »
Читайте также