Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие

СПРАВОЧНО-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 ноября 2004 года
Т.А. ГУСЕВА, Л.Е. ЧАПКЕВИЧ
Гусева Татьяна Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Административное и финансовое право" ОрелГТУ, адвокат Орловской областной коллегии адвокатов, специализируется на защите прав предпринимателей; автор более ста публикаций по данной проблематике. Общий анализ реформы органов исполнительной власти; Структура федеральных органов власти; раздел II (п. 9, 10); раздел III; Приложение.
Чапкевич Лилия Евгеньевна - преподаватель Мценского филиала ОрелГТУ; раздел I; раздел II (п. 1 - 8).
Предисловие
9 марта 2004 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал Указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 (с изменениями от 20 мая 2004 г.) <*>. Согласно этому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023.
В соответствии с начатой административной реформой органов исполнительной власти разделены функции политического управления определенными сферами отношений, функции оказания услуг и функции контроля. В целом сделан серьезный шаг по пути упорядочения структуры Правительства в соответствии с принципами административной реформы.
Указ Президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" четко определяет: министерства занимаются выработкой политики в вверенной им сфере. Им прямо запрещено осуществлять функции по контролю и надзору. Эти функции осуществляют федеральные службы. Федеральные агентства, в свою очередь, предоставляют в вверенной им сфере государственные услуги. В результате мы впервые имеем министерство как реальный орган осуществления политики, имеющий для того и полномочия, и реальные ресурсы.
Настоящая книга написана в виде справочного пособия, функции и полномочия новых органов исполнительной власти изложены не только в соответствии с названным Указом, а также специально принятыми постановлениями Правительства и указами Президента.
При освещении полномочий органов исполнительной власти сделаны ссылки на нормативные акты, опубликованные по состоянию на 1 ноября 2004 г.
Книга рекомендуется в качестве учебного пособия по конституционному, административному, финансовому, предпринимательскому праву для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для работников государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц хозяйствующих субъектов.
Общий анализ реформы органов
исполнительной власти
9 марта 2004 г. Президент РФ подписал Указ N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314), позднее Указом от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) были внесены изменения в Указ от 9 марта 2004 г. N 314.
В Послании Федеральному Собранию Президент РФ так связал необходимость реформирования органов государственной власти с первоочередными задачами государства: "...основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны.
Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.
Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию - многочисленную и неповоротливую. И претензии к ней совершенно обоснованны. Повторяем это очень часто. Между тем бюрократических структур в России, как это ни странно, не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. В чем же тогда дело?
Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость. ...Результатом административной реформы должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным.
... Между тем прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.
Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.
Во-вторых, нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.
В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые".
Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях Президента как главы государства.
Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности с законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.
Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в текущем режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту силовых ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом.
Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, связаны с Президентом, непосредственно подконтрольны ему.
При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах.
Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.
В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах.
Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов Федерации Конституции России.
Одной из основных концепций реформирования системы федеральных органов исполнительной власти является разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 первая группа функций возложена на федеральные министерства, вторая группа - на федеральные службы, третья группа - на федеральные агентства.
Согласно этому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство, говорится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба, говорится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг (подпункт дополнен Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 - см. предыдущую редакцию).
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Федеральное агентство согласно документу:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные

Комментарии к законам »
Читайте также