Ограничения права собственности на объекты электросетевого хозяйства

НА ОБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
Е.В. БЛИНКОВА
Блинкова Е.В., докторант кафедры гражданского права Саратовской государственной академии, кандидат юридических наук, член Российской академии юридических наук.
Ограничения права собственности различным правопорядкам известны с древних времен, причем круг их достаточно широк и многообразен. Справедливо отмечает В.П. Камышанский, что в юридической литературе нет устоявшегося мнения о природе ограничений права собственности <*>. Более того, сложность юридической конструкции отдельных случаев ограничений этого абсолютного вещного права, установленных законом, иными нормативными правовыми актами или свободными волеизъявлениями сторон, как односторонними, так и двусторонними (договорами), очень часто не позволяет провести достаточно глубокой квалификации их.
--------------------------------
<*> Более подробно об ограничениях права собственности см.: Камышанский В.П. Право собственности на недвижимость: вопросы ограничений. Элиста: АПП "Джангар", 1999. С. 133 - 217.
Несмотря на провозглашение в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ общепризнанного принципа неприкосновенности собственности и курса развития национальной экономики по рыночной модели, в целом не приемлющей ограничения во владении, пользовании и распоряжении собственным имуществом, перечень ограничений прав собственников и иных законных владельцев постепенно увеличивается. Последнее, однако, не означает возврат к административно-плановому управлению экономикой государства, но свидетельствует о возрастающем понимании необходимости возложения социальной ответственности на собственника. К таковым, в частности, можно отнести ограничения права собственности на объекты электросетевого хозяйства, входящие в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об электроэнергетике"). В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 октября 2003 года N 648 утвердило Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав.
Во-первых, ограничено осуществление права управления в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров. Данное ограничение не следует смешивать с ограничением принципа свободы договора и конструкцией ст. 426 ГК РФ (публичный договор), поскольку первое касается именно права собственности. Если собственник (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, то для него заключение договора обязательно в силу ст. 426 ГК. Если собственник не оказывает подобные услуги, но на законных основаниях владеет, пользуется и распоряжается объектами электросетевого хозяйства, то на него ст. 426 ГК РФ не распространяется, а обязательность заключения договора ограничивает именно право собственности.
Во-вторых, Законом об электроэнергетике ограничено право использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Под использованием здесь следует понимать как собственно использование, так и распоряжение путем уничтожения или вывода из эксплуатации (по сути, неиспользование).
Следует особо отметить, что установленные Законом об электроэнергетике ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав, а служат исключительно целям обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.
Закон об энергетике создает, на наш взгляд, достаточно эффективный механизм защиты прав собственников и иных законных владельцев. Во-первых, введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не допускается. Во-вторых, законодатель, пожалуй, впервые при разработке механизма защиты применил реторсивный прием-метод (от латинского "ответная мера"): в случае нарушения организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью существенных условий договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, вышеупомянутые ограничения прав собственников или иных законных владельцев в части ограничения права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не применяются. При этом право заключения таких договоров предоставляется собственнику или иному законному владельцу указанных объектов. Разрешение разногласий о праве заключения таких договоров осуществляется во внесудебном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью обязана заключить с иными собственниками объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, договоры, предусматривающие право собственников указанных объектов самостоятельно заключать договоры оказания услуг по передаче электрической энергии.
На собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, возлагается обязанность обеспечивать выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России.
Ограниченные права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью путем заключения с ними договоров, определяющих порядок использования указанных объектов. Их заключение является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав (определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии) и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов (в случае если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью).
В частности, указанные доходы должны предусматривать возмещение экономически обоснованных расходов на оказание соответствующих услуг и прибыль, обеспечивающую доходность используемого капитала исходя из нормы доходности, определяемой в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом норма доходности капитала, устанавливаемая для организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью и других собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, должна быть равной. При расчете уровня доходности капитала учитывается вся прибыль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью независимо от источников ее формирования и целевого назначения.
Закон об электроэнергетике устанавливает особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования, и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации. Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Системный оператор, осуществляющий согласование временного вывода объектов электроэнергетики в ремонт, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации. В случае если к системному оператору одновременно обратились несколько собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики с просьбой о согласовании их вывода в ремонт, при осуществлении такого согласования он не вправе совершать действия, создающие дискриминационные или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных лиц из числа указанных собственников.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственников указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате вывода указанных объектов из эксплуатации. В случае если продолжение эксплуатации таких объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация.
В случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.
В заключение следует указать, что убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"
(принят ГД ФС РФ 21.02.2003)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.10.2003 N 648
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТНЕСЕНИИ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА К ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ И О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ВХОДЯЩИХ В ЕДИНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ (ОБЩЕРОССИЙСКУЮ) ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СЕТЬ"
Правовые вопросы недвижимости, 2004, N 2

Земельно-правовой статус иностранного юридического лица в российском законодательстве  »
Комментарии к законам »
Читайте также