Защита избирательных прав

В. БОЖЕДАРОВ, И. СОКОЛОВА
В. Божедаров, заведующий лабораторией Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ.
И. Соколова, заведующая кафедрой Института.
Реализация избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, вызывает определенные трудности.
В следственных изоляторах содержится значительное число лиц, правовой статус которых позволяет им участвовать в выборах либо референдумах.
Ведомственная статистика не содержит сведений о количестве жалоб на нарушения законодательства о выборах и референдумах в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В то же время только по данным Уполномоченного по правам человека в РФ доля адресованных ему жалоб на нарушения прав содержащихся под стражей лиц достигает 20% от общего числа поступающих обращений <*>.
--------------------------------
<*> Миронов О.О. Защита прав человека в местах лишения свободы. М., 2003. С. 456.
В Конституции РФ закреплено, что только признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда граждане не имеют права избирать и быть избранными (п. 3 ст. 32).
На федеральном уровне проведение выборов и референдумов регулируется Законами: от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 20 декабря 2002 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации".
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" раскрывает условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут ему противоречить (ст. 1). Гарантии прав на участие в выборах и референдумах, предусмотренные этим Законом, распространяются также на соответствующие формы народовластия, осуществляемые в субъектах Федерации и органах местного самоуправления.
Наиболее важными для защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, представляются следующие положения этого Закона.
Граждане РФ имеют право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п. 2 ст. 4).
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено это место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4).
Законом предусмотрена такая гарантия участия граждан в выборах и референдумах, как обязательная регистрация (учет) избирателей, участников референдума (ст. 16). Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, к каковым относятся и места содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном Законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания (ст. 17).
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до голосования могут образовываться избирательные участки. В исключительных случаях в местах временного пребывания граждан избирательные участки по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией могут образовываться в срок не позднее чем за 5 дней до голосования (ст. 19).
Аналогичные гарантии есть и в Законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации".
В то же время не урегулированы федеральным законодателем порядок и условия взаимодействия избирательных комиссий и следственных органов в связи с нахождением под стражей лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты. Получается, что федеральное законодательство не гарантирует презумпцию невиновности гражданина, содержащегося под стражей и желающего реализовать конституционное право быть избранным. На это обстоятельство обратила внимание коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отказывая в удовлетворении жалобы кандидата в депутаты Государственной Думы Шутова. Во время нахождения в учреждении ИЗ-47/4 Санкт-Петербурга он был ограничен в выступлениях в средствах массовой информации, во встречах с избирателями и поэтому обжаловал действия председателя окружной избирательной комиссии, которая, по его мнению, не приняла мер для обеспечения ему равных с другими кандидатами прав.
Как показало изучение регионального законодательства, не все законы субъектов Федерации содержат положения, соответствующие федеральному законодательству. Так, в Удмуртской Республике действуют Законы от 23 сентября 2002 г. "О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики", от 11 ноября 2003 г. "О выборах Президента Удмуртской Республики" и "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике". Они предусматривают включение в списки избирателей лиц, содержащихся под стражей, только на основании паспорта и при условии, если место временного пребывания и место постоянного жительства находятся на территории одного избирательного округа. Представляется, что такое положение не соответствует Конституции РФ и ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Речь идет о выборах в органы государственной власти или местного самоуправления. Если место временного пребывания и место постоянного жительства гражданина находятся на территории одного и того же субъекта Федерации или муниципального образования, то отсутствуют и законные основания лишать такого гражданина избирательных прав. Федеральное законодательство содержит механизмы исключения гражданина из списков на участке, где расположено его постоянное место жительства, если он включен в списки по месту временного пребывания.
Представляется также, что Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" не соответствует ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку он фактически ограничивает присутствие наблюдателей на избирательных участках, сформированных в больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.
Практически никак не закреплены гарантии прав лиц, содержащихся под стражей, на участие в референдуме в Законе Тамбовской области от 24 мая 2000 г. "О местном референдуме Тамбовской области". Законом Тамбовской области от 23 июля 2003 г. "О референдуме области" не предусмотрен механизм обжалования в трехдневный срок лицами, содержащимися в изоляторах, действий комиссии референдума, если такие лица не включены в список участников референдума. Подобные примеры можно продолжать.
Выборы и референдумы организуют и проводят соответствующие избирательные комиссии. Они являются федеральными государственными органами с особым статусом. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе исполняющих наказание, не допускается. На них также возложена защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, в число которых следует включить и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Эти учреждения обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Учреждения уголовно-исполнительной системы, которые созданы федеральным органом исполнительной власти, не исключены из системы органов, взаимодействующих с соответствующими избирательными комиссиями.
Прошедшие в 2003 и 2004 гг. федеральные избирательные кампании не были обеспечены необходимыми "рекомендательными" документами по защите прав граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей, как это было в процессе организации предыдущих избирательных кампаний. В частности, п. 1 ранее действовавшего разъяснения, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 октября 1995 г., предусматривал обязанность руководителей мест временного пребывания избирателей, в том числе руководителей следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, предоставлять в определенные сроки сведения о содержащихся в них лицах.
В значительной мере степень соблюдения Конституции РФ и исполнения федерального законодательства в отношении граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся под стражей, определяют документы, характеризующие круг обязанностей администрации изоляторов и других мест временного содержания. Это, прежде всего, УПК РФ и ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". УПК не содержит каких-либо норм, характеризующих право на участие в выборах и референдумах. Положения ст. ст. 6 и 17 Закона от 15 июля 1995 г. о том, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, в том числе правом получать информацию об имеющихся у них правах, имеют значение для реализации избирательных прав. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденные Приказом от 12 мая 2000 г., не содержат положений, возлагающих на администрацию обязанности по оказанию содействия гражданам в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме.
В этом случае следует помнить, что конституционные положения о выборах и референдумах в части реализации прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ). На это неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ.
Аналогичную позицию занимает и Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.
Как показывает практика, реализация избирательных прав и права на участие в референдуме затрудняется тем, что органы, уполномоченные организовывать проведение избирательных кампаний и разрабатывать рекомендации по их проведению в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности. В частности, отдел по соблюдению прав человека в следственных изоляторах и тюрьмах управления следственных изоляторов и тюрем Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ должен выполнять указанные функции. Рекомендации подобного рода в соответствии с требованиями п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" подлежат государственной регистрации и должны быть опубликованы. Однако до настоящего времени ни одна рекомендация по проведению федеральных избирательных кампаний, которые уже проведены, в учреждениях уголовно-исполнительной системы не доведена до всеобщего сведения.
Положения некоторых региональных законов возлагают определенные обязанности на федеральные учреждения уголовно-исполнительной системы. Например, Законы Архангельской области от 3 июня 2003 г. "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов" и от 14 ноября 2002 г. "О выборах главы администрации Архангельской области" предусматривают издание избирательной комиссией области специального документа, обязательного для учреждений уголовно-исполнительной системы. Таким документом определяется порядок составления списков избирателей и организация голосования граждан РФ, находящихся в местах временного пребывания, в том числе в местах содержания под стражей. Что касается Закона Архангельской области от 24 февраля 2000 г. "О выборах в органы местного самоуправления", то он прямо возлагает обязанность по сбору данных о лицах, имеющих право и изъявивших желание принять участие в выборах, на руководителей мест временного пребывания граждан. Эти сведения передаются участковой избирательной комиссии, которая не позднее 2 дней до дня голосования составляет списки избирателей. Таким образом, обязанности руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы по организации и обеспечению избирательной кампании урегулированы областным законодателем.
Сходные положения содержатся в Законах Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", "О выборах губернатора Вологодской области" и "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления", Законе Самарской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" и в законах ряда других субъектов Федерации.
Пробелы федерального и регионального законодательства - во многом причина нестабильной судебной практики.
В частности, Сухарев

Глава муниципального образования обязан соблюдать ограничения, установленные для муниципальных служащих  »
Комментарии к законам »
Читайте также