Переход долей общества с ограниченной ответственностью
С. ШЕВЧЕНКО
Общество с ограниченной
ответственностью - учрежденное одним или
несколькими лицами хозяйственное общество,
уставный капитал которого разделен на доли
определенных учредительными документами
размеров (ст. 2 ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью").
Законом
предусмотрен достаточно либеральный
порядок перехода доли участника общества к
другим участникам и третьим лицам. За
некоторым исключением, нормы ст. 21,
регулирующие порядок перехода долей ООО
между его участниками и третьими лицами,
диспозитивны.
Исходя из сложившейся
практики, можно сделать вывод о том, что к
процедуре перехода долей учредители ООО
подходят не очень скрупулезно, хотя покупка
"бизнеса" как партнеров, так и конкурентов
является одним из способов расширения
присутствия на рынке. Одна из наиболее
популярных форм таких сделок - приобретение
права собственности на все предприятие
либо его долю.
Применяя положения ФЗ об
ООО о переходе долей, неизбежно приходится
сталкиваться с различными подходами к
определению перечня документов,
необходимых для совершения сделки
купли-продажи долей. Неправильное
оформление тех или иных документов,
подтверждающих права совладельцев на
владение долями общества, - основание для
оспаривания этих сделок.
ФЗ об ООО
рассматривает долю в уставном капитале
общества не как часть имущества ООО, а как
комплекс имущественных и неимущественных
прав и обязанностей участника общества по
отношению к другим участникам и самому
обществу, а право уступки доли в обществе -
одно из таких прав. Ограничение права
уступки доли в обществе третьим лицам
оставлено на усмотрение общества: "Продажа
или уступка иным образом участником
общества своей доли (части доли) третьим
лицам допускается, если это не запрещено
уставом общества" (п. 2 ст. 21).
Закон
содержит требования, которые необходимо
соблюдать при уступке долей.
Во-первых.
Участник общества, желающий продать свою
долю (часть доли) третьему лицу, обязан
письменно известить об этом остальных
участников и само общество с указанием цены
и других условий ее продажи (абз. 2 п. 4 ст.
21).
Во-вторых. Сделка по уступке доли в
уставном капитале общества должна быть
совершена в простой письменной форме.
Несоблюдение этой формы влечет
недействительность сделки (п. 6 ст. 21).
В-третьих. Общество должно быть письменно
уведомлено о состоявшейся уступке доли
(части доли) в уставном капитале общества с
представлением доказательств такой
уступки. Без уведомления приобретатель
доли (части доли) в уставном капитале
общества не может осуществлять права и
нести обязанности участника общества (абз. 2
п. 6 ст. 21).
Пункт 4 ст. 21 ФЗ об ООО
предусматривает преимущественное право
покупки обществом или его участником доли,
уступаемой третьим лицам. В этом положении
заключено общее правило о праве
преимущественной покупки участниками
долевой собственности продаваемой доли,
закрепленное в п. 1 ст. 250 ГК. Уступка
преимущественного права покупки доли не
допускается.
Отдельным является вопрос
одобрения сделки купли-продажи доли ООО в
Федеральной антимонопольной службе. В
предварительном согласии ФАС нуждаются
сделки, направленные на приобретение лицом
долей в уставном капитале общества, при
котором оно получает право распоряжаться
более чем 20% указанных долей, в случае, если
суммарная стоимость активов по последнему
балансу как приобретателя, так и общества,
доли которого приобретаются, превышает 200
тыс. МРОТ или одним из них является
хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на
рынке определенного товара более 35%, либо
приобретателем является группа лиц,
контролирующая деятельность указанного
хозяйствующего субъекта (п. 2 ст. 18 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках").
Представляется, что
тем самым законодатель, помимо защиты прав
общества и его участников, предусмотрел и
механизм защиты прав других участников
хозяйственного оборота. Однако остается
открытым вопрос о том, необходимо ли
представлять в распоряжение общества
доказательства того, что антимонопольный
орган одобрил уступку доли общества.
Никаких указаний на это в законодательстве
нет.
Сделка, совершенная с нарушением
ст. 18 Закона о конкуренции, может быть
признана недействительной в судебном
порядке (п. 9). Хотя эти сделки могут быть
признаны судом недействительными только в
случае, если их заключение приводит к
ограничению конкуренции, а не по
формальному признаку неуведомления ФАС о
состоявшейся уступке доли, участники
делового оборота должны быть уверены в
правомерности перехода долей общества, в
том числе при исполнении обязанности по
получению одобрения антимонопольного
органа. Единственный "неудобный" момент -
срок рассмотрения ходатайства об одобрении
совершаемой сделки (30 дней со дня получения
ходатайства) является "тормозом" в
хозяйственных отношениях.
Вот
примерный перечень документов,
подтверждающих правомерность
купли-продажи долей ООО:
- уведомление
обществу о намерении продать свою долю от
участника, желающего уступить долю ООО
третьему лицу;
- копии заверенных
уведомлений о намерении продать свою долю
остальным участникам общества;
-
письменный отказ от преимущественной
покупки доли и согласие на продажу от
общества - в случае отказа от
преимущественного права покупки доли со
стороны общества;
- копия письменного
отказа от преимущественной покупки доли и
согласие на продажу от участников общества
- в случае отказа от преимущественного
права покупки доли со стороны участников
общества;
- заверенная копия договора
уступки доли и копия акта об исполнении
этого договора;
- уведомление общества
от приобретателя о покупке доли (прежде
всего этот документ необходим для самого
приобретателя в силу того, что в
соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 21 ФЗ об ООО
приобретатель доли в уставном капитале
общества осуществляет свои права с момента
уведомления ООО об уступке);
-
заверенная копия решения Федеральной
антимонопольной службы по сделке
купли-продажи доли;
- заявление о выходе
из общества от участника, уступившего
долю.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ
"ОБ
ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
(принят ГД ФС РФ
14.01.1998)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ЗАКОН РСФСР от
22.03.1991 N 948-1
"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Законность, N 10, 2004