Коллизионные правоотношения в международном частном праве(в.в. кудашкин)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2004 года
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич - руководитель Группы законодательного обеспечения деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт", доктор юридических наук.
1. Способы правового регулирования связей
и отношений в системе внутригосударственных отношений
Существуют два способа правового регулирования связей и отношений в системе при ее функционировании: непосредственное и опосредованное.
Правовое регулирование связей и отношений в рамках системы внутригосударственных отношений происходит непосредственно, если не считать посредующего звена между общественным отношением и правовой нормой, которым является правоотношение <*>.
------------------------------------
<*> См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Ленинградский университет, 1959. С. 30.
При взаимодействии различных систем внутригосударственных отношений правовое регулирование возникающих при этом отношений имеет весьма существенную особенность. Она связана с тем, что в указанной системе существует особая совокупность общественных отношений и связей, посредством которых системы связаны с другими системами внутригосударственных отношений - международными частными отношениями. Правовое опосредование объективно должно быть направлено на обеспечение такого взаимодействия и содержать соответствующие средства. Вместе с тем в силу того, что указанные отношения имеют межсистемный характер, но строго определенную привязку к системе внутригосударственных отношений, их правовое опосредование также имеет привязку к ее надстройке, т.е. к национальной правовой системе.
При международном взаимодействии систем внутригосударственных отношений и соответственно их национальных правовых систем нередко возникает проблема определения привязки того или иного правоотношения к указанным системам. Любая правовая система не исходит априори из их принадлежности к себе и соответственно регулирования этих отношений средствами своей правовой системы. Такой подход означал бы, что из него же могла исходить и иностранная правовая система. Именно эти обстоятельства явились теоретической основой определения закономерностей правового регулирования отношений, возникающих при взаимном отражении национальных правовых систем, обоснованных А.А. Рубановым, к которым относятся: 1) правовая система одной страны при регулировании общественных отношений исходит из существования правовых систем других стран <*>; 2) правовая система каждой страны при регулировании общественных отношений исходит из того, что в мире существуют комплексы социальных отношений, регламентируемые правовыми системами других стран <**>; 3) правовая система одной страны при регламентации общественных отношений исходит из того, что правовым системам других стран присуща способность регулировать особую группу социальных отношений, а именно отношения, обладающие иностранными характеристиками <***>.
------------------------------------
<*> Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М.: Наука, 1984. С. 20.
<**> Там же. С. 31.
<***> Там же. С. 36.
Отрицание объективности национальных правовых систем и их привязанности к международным частным отношениям противоречило бы диалектикой обусловленности процессов и явлений в реальной действительности, а также не обеспечивало бы функционирования системы как одного из ее основных свойств, т.е. не соответствовало бы их системной обусловленности.
Национальная правовая система объективно должна использовать комплекс правовых средств, позволяющих определить привязанность правоотношения с иностранным элементом к той или иной правовой системе. "Внедрение иностранного элемента в правоотношение, - как отмечает Б.И. Кольцов, - должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом. Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при этом результатом этого разрешения может быть как применяемое местное, так и иностранное право" <*>. В области международных частных отношений нормативным комплексом таких средств является коллизионное право, которое, будучи связанным с конкретной национальной правовой системой, выступает посредующим звеном между ней и общественным отношением с иностранным элементом. Коллизионные нормы, считает М.М. Богуславский, "не могут рассматриваться только как абстрактные, алгебраические формулы, без выяснения породивших их причин, коренившихся как в различных других элементах надстройки, так и в конечном счете в материальных условиях жизни общества" <**>. "Коллизионное право, - обращает внимание И.В. Елисеев, - само по себе не регулирует общественные отношения. Оно лишь позволяет определить компетентный для этого правопорядок" <***>.
------------------------------------
<*> Кольцов Б.И. Диалектика противоречия в международном частном праве // Актуальные проблемы современного международного права. Сборник научных трудов МГИМО. Вып. VI. М.: МГИМО, 1976. С. 160 - 161.
<**> Международное частное право: современные проблемы. В 2-х книгах. Кн. 1. М.: Наука, 1993. С. 5.
<***> Елисеев И.В. Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров. СПб: Юридический центр "Пресс", 2002. С. 25.
Таким образом, правовое регулирование общественных отношений, в которых один элемент связан с иностранной системой внутригосударственных отношений, осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через коллизионное право, которое выступает подсистемой национальной правовой системы, выполняющей служебную функцию по правовому опосредованию международных частных отношений <*>. Следовательно, опосредованное правовое регулирование международных частных отношений обусловлено межсистемным характером этих отношений и привязанностью к конкретной национальной правовой системе средств их правового регулирования. Как отмечает Д.А. Керимов: "...целое воздействует на внешнюю среду не только прямо или через свои части, но и косвенно, путем воздействия на другие целостные системы или их элементы... При этом такое опосредованное воздействие нередко имеет ряд "этажей"... Здесь, как и во многих иных случаях, обнаруживается общая закономерность: подобно тому, как базисные отношения определяют прямо или опосредованно, через промежуточные звенья все надстроечные явления, так и обратное воздействие последних на базисные отношения реализуется не только прямо, но и опосредованно, через другие надстроечные явления" <**>.
------------------------------------
<*> См.: Madl F., Vikas P. The law of coflicts and foreign trade. Bp., 1987. P. 20 - 21; Raape L., Sturm F. International Privatrecht. 1977. Bd 1. S.5.
<**> Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. С. 226.
2. Сущность и природа коллизионного метода
правового регулирования
Коллизионное право как социальное явление относится к надстройке системы внутригосударственных отношений. Его специфика заключается в той социальной функции, которую оно выполняет как особый элемент правовой надстройки. Его главное предназначение состоит не в обслуживании непосредственно международных частных отношений, а в правовом опосредовании надстроечных отношений над международными частными отношениями, а именно правоотношений с иностранным элементом. Если рассматривать правоотношение как посредующее звено между общественными отношениями и правовой нормой <*>, то коллизионные нормы опосредуют не международные частные отношения, а посредующее между ними и правовой нормой звено - правоотношения с иностранным элементом. Как подчеркивает М.И. Брун, каждая коллизионная норма без сомнения приводиться в движение только при наличности частноправового отношения, но охраняет она не специальные интересы субъектов этого отношения, а территориальные и личные пределы действия законов гражданского оборота <**>. Возникающее при этом коллизионное правоотношение является вторым посредующим звеном между международным частным отношением и материальной нормой применимой национально-правовой системы. В этом состоит юридическая природа коллизионного метода правового регулирования.
------------------------------------
<*> См.: Толстой Ю.К. Указ. соч. С. 31.
<**> Брун М.И. Введение в международное частное право. Петроград: Тип. В.О. Киршбаума, 1915. С. 77.
Коллизионный метод направлен на правовое регулирование не общественных отношений, а надстроечных правовых отношений с иностранным элементом, основанных на международных частных отношениях. Сущность коллизионного метода заключается не в том, чтобы правовыми средствами непосредственно урегулировать специфичное общественное отношение, а в том, чтобы отыскать объективно существующую связь между правоотношением с иностранным элементом и национальной правовой системой, связать их друг с другом, и только таким опосредованным способом, используя объективно применимое материальное право, урегулировать международное частное отношение. В этой связи В. Корецкий подчеркивает, что "участие коллизионной нормы в регулировании бесспорно, ибо она - неразрывное звено правового воздействия <*>.
------------------------------------
<*> Корецкий В. Международное хозяйственное право: (Ориентировка в понятии) // Вестник советской юстиции. 1928. N 22. С. 665.
Взаимодействие системы как ее имманентное свойство должно осуществляться на основе средств и методов, обеспечивающих, с одной стороны, соответствие структуре системы внутригосударственных отношений, т.е. той совокупности (целостности) связей внутригосударственной системы, которая и институализирует ее в качестве системы, с другой стороны, конкретно-историческое состояние системы, проявляющееся в ее вариантной структуре. При этом следует исходить из того, что отражение иностранного права характеризуется тем, что на обеих сторонах находятся надстроечные категории. В конечном итоге речь идет о том, чтобы совокупность применимых средств правового регулирования при взаимодействии национальных правовых систем соответствовала закону динамического равновесия системы.
Через посредство коллизионного права обеспечивается устойчивость системы внутригосударственных отношений, определяющей рамки и пределы воздействия на международные частные отношения иностранной национально-правовой системы.
Следует подчеркнуть, что природа коллизионного метода правового регулирования, сутью которой является обеспечение взаимодействия национальных правовых систем, настолько сильна, что даже в сферах доминирования исключительных государственных интересов не существует специальных коллизионных норм, определяющих регулирование международных частных отношений в этой сфере. Анализ коллизионного права показывает, что в указанных специфичных областях социальной действительности, в которых доминируют государственные интересы, действует единая система коллизионных привязок, обеспечивающая соблюдение и реализацию названных интересов. Так, например, применимость российского права обеспечивается по вопросам внешнеторговой оборотоспособности продукции военного назначения законом места нахождения вещи (lex rei sitae), а возможность быть субъектом внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения как российских, так и иностранных лиц - личным законом юридического лица (lex societatis). То есть указанные вопросы регулируются общими императивными коллизионными нормами, отсылающими к правовым системам, имеющим тесную связь с существом правоотношения, в том числе и к российскому праву.
Другие аспекты внешнеторговых сделок в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, касающиеся обязательственных правоотношений, вообще не стали предметом исключительного государственного интереса и соответственно регулируются диспозитивными коллизионными и унифицированными материальными нормами. К ним относятся: 1) порядок заключения внешнеторговой сделки в отношении продукции военного назначения; 2) права и обязательства сторон, вытекающие непосредственно из внешнеторговой сделки в отношении ее предмета; 3) переход риска; 4) средства правовой защиты в случае нарушения внешнеторгового договора <*>; 5) заключение договоров с российскими разработчиками и производителями продукции военного назначения для исполнения контрактных обязательств; 6) выбор правопорядка, которому они намерены подчинить права и обязанности по внешнеторговой сделке в отношении продукции военного назначения. Указанные аспекты регулируются на основе унифицированных норм международного частного права (Венской конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.) или права, выбранного сторонами (lex voluntatis), либо, если такой выбор не состоялся, правом страны продавца (lex venditoris).
------------------------------------
<*> Правоотношения, указанные в п. п. 1 - 4, регулируются Венской конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. либо иными нормами российского или иностранного материального права, применимыми в соответствии с нормами международного частного права.
3. Коллизионное правоотношение как правовая
форма отношений по определению применимого права
Как ранее было отмечено, особенность правового регулирования международных частных отношений заключается в том, что оно, в отличие от регулирования внутригосударственных отношений, характеризуемых строго однородной системной принадлежностью, включает два посредующих звена между применимой нормой материального права и собственно международным частным отношением - коллизионное правоотношение и гражданско-правовое отношение с иностранным элементом. Каждое из них имеет свой объект, предмет и специфичный набор элементов, образующих структуру каждого из указанных видов правоотношений.
Гражданско-правовое отношение с иностранным элементом имеет межсистемный характер и неопределенную до решения коллизионного вопроса принадлежность к конкретной национальной правовой системе, которая обусловлена теми связями с различными национальными правовыми системами, которые предопределены наличием в нем иностранного элемента. Национальная принадлежность гражданско-правового отношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права на основе принципа тесной связи. Это не говорит о том, что указанное правоотношение не имеет национальной принадлежности. Национальная принадлежность объективно присуща любому правоотношению. Но в случае наличия в нем иностранного элемента его "национальность" по сравнению с иными

Предмет налоговых преступлений(в.а. григорьев)  »
Комментарии к законам »
Читайте также