Порядок расчетов по долгам абонентов из обязательств снабжения товарами через присоединенную сеть

ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СНАБЖЕНИЯ ТОВАРАМИ ЧЕРЕЗ ПРИСОЕДИНЕННУЮ СЕТЬ
Е.В. БЛИНКОВА
Блинкова Е.В., докторант кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук, член Российской академии юридических наук.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон <*>. Оплата за поставленную электрическую и тепловую энергию осуществляется в сроки, определенные договором между энергоснабжающей организацией и потребителем. Договором могут быть согласованы и иные условия оплаты энергии, в том числе порядок расчетов за нее.
--------------------------------
<*> Нормативно-правовые акты, материалы судебной практики и официальные документы приводятся по электронно-правовой системе "", актуализированной на 08.07.2004.
Следует заметить, что неисполнение абонентами обязанности по оплате потребленных товаров, снабжение которых осуществляется через присоединенную сеть, является головной болью снабжающих организаций на протяжении последних пятнадцати лет. Нередки случаи, когда дебиторская задолженность во многом превышает кредиторскую, подрывая финансовое благополучие данных организаций, от бесперебойной деятельности которых зависит жизнеобеспечение населения, промышленная и экологическая безопасность. Не секрет, что топливно-энергетические кризисы, потрясавшие неоднократно российскую экономику, во многом были обусловлены кризисом неплатежей, которые можно было бы не допустить, если бы денежно-расчетная политика была последовательной и разумной.
С учетом непрерывного цикла производства, транспортировки и реализации продукции предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 года N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" было установлено, что расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций и населения, за отпускаемые энергоснабжающими и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию и газ производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. Введение безакцептного порядка списания денежных средств со счета абонента сыграло свою положительную роль, позволило ресурсоснабжающим организациям оперативно влиять на недобросовестных потребителей без применения наиболее репрессивных мер - ограничения или прекращения снабжения через присоединенную сеть.
В русле Указа Президента Верховным Советом РФ было принято Постановление от 1 апреля 1993 г. N 4725-1, согласно которому право безакцептного списания было предоставлено коммунальным энергетическим предприятиям при расчетах за потребление электрической и тепловой энергии с потребителей кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения.
Гражданский кодекс РФ, провозгласивший принципы юридического равенства сторон, неприкосновенности собственности и свободы договора (п. 1 ст. 1), существенно ограничил сферу императивного регулирования гражданских правоотношений. Это коснулось и порядка расчетов между различными лицами. В ст. 854 ГК РФ в качестве оснований для списания денежных средств с банковского счета без распоряжения его владельца были определены только решение суда, случаи, установленные законом или предусмотренные договором между банком и клиентом, что некоторыми абонентами было воспринято как признание безакцептного порядка расчетов, установленного иными, чем закон, нормативно-правовыми актами, незаконным. Ресурсоснабжающие организации сразу же после введения в действие части 2 ГК РФ столкнулись с тем, что абоненты при заключении договора в актах разногласий указывали незаконность навязывания безакцептного порядка расчетов, а банки стали отказывать в списании денежных средств со счетов абонентом вследствие отсутствия распоряжения клиента на списание денежных средств и возвращали платежные требования.
Так, например, арбитражный суд рассмотрел иск энергоснабжающей организации к потребителю тепловой энергии и индустриальному банку о взыскании с них задолженности за отпущенную тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами. Тепловая энергия отпускалась потребителю на основании договора, в котором стороны установили, что оплата за тепловую энергию производится путем безакцептного списания денежных средств с расчетного счета абонента в определенном договором порядке. В связи с невыполнением потребителем своего обязательства по оплате в срок тепловой энергии энергоснабжающая организация предъявила в банк платежное требование о списании с абонента задолженности в безакцептном порядке. Банк возвратил платежное требование со ссылкой на ст. 854 ГК РФ. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования за счет ответчика (потребителя), не приняв во внимание доводы истца, касающиеся применения мер ответственности и к банку, неправомерно, по мнению истца, возвратившему платежное требование. Суд мотивировал свое решение отсутствием правовых оснований для безакцептного списания денежных средств со счета потребителя тепловой энергии, поскольку право безакцептного списания при расчетах за тепловую энергию, предоставленное снабжающей организации Указом Президента РФ, противоречит ст. 854 ГК. Вынося подобные решения, суды зачастую неправильно истолковывали ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 года "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому, по их мнению, Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 года N 1091 не применяется, как противоречащий Гражданскому кодексу.
На самом деле в п. 2 ст. 4 Вводного закона установлено правило, согласно которому изданные до введения в действие части второй ГК нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Таким образом, несмотря на содержание ст. 854 ГК РФ, Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" и Постановление Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" после принятия ГК РФ сохранили легитимность в вопросах расчетов в безакцептном порядке.
На это прямо было указано в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 1996 года N С3-8/ОП-366: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4725-1, установившее безакцептный порядок расчетов с потребителями продукции и услуг коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий, имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение.
В информационном письме от 1 октября 1996 года N 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента" Высший Арбитражный Суд РФ уточнил, что изданные до введения в действие части второй Гражданского кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Следовательно, в тех случаях, когда указанными нормативными актами, в том числе постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, носящими нормативный характер, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в пределах полномочий, данных Правительству в законе либо Указе Президента Российской Федерации, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу. Со временем практика безакцептного списания денежных средств устоялась, в судах споры об этом были редки. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 года N 294 был утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, согласно которому начиная с 1 апреля 2000 года, если иное не установлено договором энергоснабжения, оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией. Данное Постановление Правительства РФ в принципе вошло в противоречие с Указом Президента от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" и Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий". Новый Порядок позволял ресурсоснабжающим организациям наиболее эффективно осуществлять свои права на получение платы за отпущенные энергию и газ, однако мог быть оспорен в суде, поскольку согласно установленной гражданским законодательством нормативно-правовой иерархии постановления Правительства не должны противоречить указам Президента, то есть устанавливать новые нормы, если на это нет прямого указания в них.
Возникшая коллизия была разрешена совсем недавно. Указом Президента РФ от 8 июля 2004 года N 857 в Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" было внесено изменение относительно порядка расчета, а именно словосочетание "без акцепта плательщика" было исключено. Указом определено, что данное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 1996 года, то есть с момента введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ.
В заключение следует указать, что, если условиями ранее заключенных договоров снабжения электрической и тепловой энергией и газом через присоединенную сеть был предусмотрен безакцептный порядок расчетов, то он сохраняет юридическую силу в соответствии со ст. 854 ГК РФ. Абоненты имеют право в судебном порядке требовать изменения договора в части исключения такого порядка, причем оснований для отказа в удовлетворении таких требований в настоящее время у судов нет.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.01.1996 N 15-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 01.04.1993 N 4725-1
"О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАСЧЕТОВ ЗА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ КОММУНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"
УКАЗ Президента РФ от 08.07.2004 N 857
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1992 Г. N 1091 "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАСЧЕТОВ ЗА ПРОДУКЦИЮ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
УКАЗ Президента РФ от 18.09.1992 N 1091
"О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАСЧЕТОВ ЗА ПРОДУКЦИЮ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.04.2000 N 294
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ, ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И ПРИРОДНЫЙ ГАЗ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 01.10.1996 N 8
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТЕ, БЕЗ РАСПОРЯЖЕНИЯ КЛИЕНТА"
<ПИСЬМО> ВАС РФ от 25.06.1996 N С3-8/ОП-366
<О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ БЕЗАКЦЕПТНОГО СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ>
Банковское право, N 3, 2004

Комментарии к законам »
Читайте также