Доступ к банковской тайне

О. СОКОЛОВА
О. Соколова, старший преподаватель юридического факультета Вологодского педагогического госуниверситета.
Основная задача функционирования института банковской тайны в российском законодательстве - обеспечение защиты законных прав и интересов участников правоотношений в кредитно-финансовой сфере. Банковская тайна включена в категорию информации ограниченного доступа и имеет правовой режим конфиденциальности.
Важная составляющая этого правового режима - нормы, регламентирующие правомерный доступ к информации, содержащей банковскую тайну. Первые редакции Закона "О банках и банковской деятельности" определяли круг субъектов, имеющих такой доступ, без отсылочных норм. В последующих редакциях ст. 25 "Банковская тайна" (затем ст. 26) перечень таких субъектов значительно расширился.
Общий принцип допуска субъектов к информации, составляющей банковскую тайну, - предоставление этого права не только в вышеуказанной статье Закона, но и наличие соответствующей нормы в специальных законах, регламентирующих деятельность данных субъектов и устанавливающих их правовой статус.
Следует учесть, что само определение понятия "банковская тайна" в Законе отвечает реалиям сегодняшнего дня и более объемно, чем в ст. 857 ГК РФ, поскольку обладателем банковской тайны, в соответствии с Законом, является кредитная организация. С учетом норм ст. ст. 1 и 5 Закона к кредитным организациям относятся не только банки, но и небанковские кредитные организации. Кодексом же обладателем банковской тайны определен только банк. Содержание информации, составляющей банковскую тайну, включает по Закону сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией. Кодексом банковская тайна определяется как тайна банковского вклада, банковского счета, операций по счету и сведений только о клиенте. С учетом того, что нормы ГК имеют большую юридическую значимость и являются определяющими по отношению к федеральным законам, следует признать необходимость более точной формулировки понятия "банковская тайна" в соответствующей статье ГК.
К числу субъектов, имеющих доступ к банковской тайне, ст. 26 Закона относит служащих кредитной организации, а также ее клиентов и корреспондентов - физических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц в отношении сведений об их счетах, операциях и вкладах.
В круг субъектов, имеющих доступ к сведениям в отношении счетов и вкладов физических лиц, Законом включены суды (судьи) и органы предварительного следствия. Необходимое условие получения соответствующих справок органами предварительного следствия - согласие прокурора.
Один из правомерных способов получения сведений, составляющих банковскую тайну, - производство выемки соответствующих документов. Выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ с 2004 г. может производиться только по решению суда. Судья выносит постановление о разрешении выемки соответствующих документов либо об отказе в ее производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются в случае их смерти лицам, указанным в завещательном распоряжении, которое ст. 1128 ГК приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию, а также нотариусам, которые в соответствии со ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате вправе истребовать необходимые документы для совершения нотариальных действий. Аналогичное право получения справок по счетам и вкладам умерших вкладчиков российской кредитной организации, являвшихся иностранными гражданами, имеют иностранные консульские учреждения.
Шире круг субъектов, имеющих правомерный доступ к сведениям о счетах и операциях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К их числу относится Счетная палата РФ. В соответствии со ст. 13 Закона "О Счетной палате Российской Федерации" ее должностные лица вправе получать от банков и иных кредитно-финансовых организаций документы, подтверждающие операции и состояние счетов проверяемых объектов.
В число лиц, имеющих правомерный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ч. 2 ст. 26 Закона включает и налоговые органы. Отсылочная норма - ст. 86 Налогового кодекса РФ - обязывает банки в течение 5 дней после соответствующего мотивированного запроса предоставить справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Порядок получения справок по операциям и счетам субъектов предпринимательской деятельности органами предварительного следствия такой же, что и в отношении сведений о счетах и вкладах физических лиц - они выдаются с согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В последней редакции ст. 26 Закона в перечень субъектов, имеющих право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включены органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений (и исключены органы налоговой полиции). Такая редакция Закона вызвана упразднением федеральных органов налоговой полиции и передачей их функций Министерству внутренних дел. Соответствующие изменения внесены и в ст. 11 Закона "О милиции", пп. 33 - 35 которого дают право работникам милиции участвовать в налоговых проверках, получать сведения, составляющие налоговую тайну.
Правомерный доступ к банковской тайне получают в ходе проводимых ими проверок аудиторские организации, а также Банк России в ходе реализации лицензионных, надзорных и контрольных функций.
Особыми полномочиями в отношении информации по операциям и субъектов предпринимательской деятельности, и физических лиц наделен Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), который является уполномоченным органом, осуществляющим противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кредитные организации обязаны предоставлять в КФМ сведения о финансовых операциях их клиентов (корреспондентов) на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. Российская Федерация - участник Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, в соответствии с которой ни одно государство - ее участник - не может отклонить просьбы о взаимной помощи, ссылаясь на банковскую тайну.
Определенную неясность до недавнего времени вызывал вопрос о доступе к сведениям, составляющим банковскую тайну, в процессе исполнительного производства. Законом "О банках и банковской деятельности" это право не предусмотрено. В то же время Законом "О судебных приставах" судебным приставам-исполнителям предоставлено право безвозмездно требовать и в установленный ими срок получать информацию, документы и справки, необходимые для совершения исполнительных действий и выполнения возложенных на них функций. Вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 14 мая 2003 г. разъяснил, что п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Закона "О судебных приставах" в их нормативном единстве означают право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о денежных средствах ответчика только в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых судом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 01.11.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.1995 N 4-ФЗ
"О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.1994)
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
ЗАКОН РФ от 18.04.1991 N 1026-1
"О МИЛИЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ЛАНГЕПАССКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Законность, N 8, 2004

Глава муниципального образования - муниципальный служащий  »
Комментарии к законам »
Читайте также