Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния в условиях военной службы

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В.Н. СИДОРЕНКО
Сидоренко В.Н., полковник юстиции, доцент кафедры уголовного права Военного университета.
Одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил РФ, а также руководства ими и организации взаимоотношений между военнослужащими выступает единоначалие. Единоначалие подразумевает наделение командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, которая в том числе выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Подчиненный же, в соответствии с данным принципом, обязан беспрекословно выполнять приказы начальника (ст. ст. 31 и 32 Устава внутренней службы ВС РФ). Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия (ст. 9 Дисциплинарного устава ВС РФ). Посягательство на установленный порядок подчиненности подрывает воинскую дисциплину и причиняет вред боеспособности войск и флота.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение особенностей действия в условиях военной службы такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как исполнение приказа или распоряжения. Статья 42 УК РФ следующим образом сформулировала данное обстоятельство: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность".
Хотя ст. 42 УК РФ и содержится в Общей части УК РФ, историческое толкование позволяет сделать вывод о ее отношении в первую очередь к военной службе.
Так, впервые аналогичная конструкция появилась еще в ст. 69 Воинского устава о наказаниях 1869 г.: "В случае совершения, по приказанию начальства, деяния, признанного судом преступным, подчиненные подлежат ответственности только тогда, когда они превысили данное им приказание или же, исполняя приказание начальника, не могли не видеть, что оно им предписывает нарушить присягу и верность службе или совершить деяние, явно преступное". В том же ключе принцип единоначалия истолковывает и Устав дисциплинарный 1869 г. в ст. 3: "При беспрекословном исполнении подчиненным приказаний начальника, он один отвечает за последствия своего приказания, кроме случаев, в военных законах именно указанных (Воин. Уст. О Нак., ст. 69)".
Советская власть, продолжая эти традиции, в ст. 10 Устава внутренней службы 1918 г. закрепила: "Подчиненный должен исполнять все приказания своих начальников (кроме явно преступных)..." Эта преемственность наблюдалась во Временном Уставе внутренней службы РККА 1924 г. и Уставе внутренней службы РККА 1937 г., а также в Дисциплинарном уставе 1919 г., Временном Дисциплинарном уставе 1925 г. И только в 1940 г. в Дисциплинарном уставе КА появилось положение: "Приказ командира и начальника - закон для подчиненного... Неисполнение приказа является преступлением и карается судом военного трибунала (ст. 8)", - отрицавшее возможность оценки подчиненным незаконности приказа. Это положение просуществовало в Общевоинских уставах до 1991 г.
Как следует из содержания ст. 42 УК РФ, ее порядок действия зависит от того, является ли приказ или распоряжение заведомо незаконными, в связи с чем необходимо уяснить понятия приказа и распоряжения, требований, предъявляемых к ним, и что означает их "заведомая незаконность".
Понятие приказа не определяется ни в одном из нормативно-правовых актов, за исключением ст. 36 Устава внутренней службы ВС РФ, которая указывает: "...приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение".
Устав внутренней службы ВС РФ равнозначно с приказом использует и такое понятие, как приказание. Приказание - форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона (ст. 37 УВС ВС РФ).
Таким образом, приказ (приказание) является разновидностью распоряжения, т.е. распорядительного акта, исходящего от субъекта управления, обращенного к другим лицам, находящимся в сфере данных управленческих отношений. Вместе с тем приказ, в отличие от распоряжения (в широком смысле этого слова), которое может содержать довольно широкий круг требований, относящихся как к подчиненным, так и иным лицам, попадающим в сферу регулирования тех или иных управленческих отношений, имеет специфические видовые отличия.
1. Приказ всегда отдается по службе и только подчиненным.
2. Приказ обязательно содержит какое-либо конкретное требование. Это требование может выражаться в совершении определенных действий (либо воздержании от определенных поступков), соблюдении определенных правил (например, правил техники безопасности) либо установлении определенного порядка (например, распорядка дня в воинской части, являющегося обязательным для всех военнослужащих данной части).
3. Приказ всегда должен отвечать требованиям, которые имеют законодательное закрепление. Так, анализ ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 30, 31, 36 - 42 УВС ВС РФ, ст. 9 ДУ ВС РФ, Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержденной Приказом МО РФ N 170 от 23 мая 1999 г.) дает возможность определить обязательные признаки приказа.
Признаки приказа, имеющие уголовно-правовое значение:
1. Приказ должен соответствовать законам, воинским уставам, а также соответствующим руководствам, наставлениям, положениям, инструкциям, письменным приказам прямых начальников применительно к требованиям Общевоинских уставов (ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 21, 30, 37, 38, 40 УВС ВС РФ).
2. Приказ должен отдаваться в связи с исполнением обязанностей военной службы, т.е. должен быть связан с военной службой.
В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. Под исполнением военнослужащими обязанностей военной службы понимается: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в учениях и в походах кораблей; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке или на лечении; следование к месту службы, лечения или обратно; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке; защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства. Не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершающие предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния; совершающие самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства; при нахождении вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске, а также при самовольном нахождении вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев нахождения в плену, в положении заложника или интернированного, иных действий, признанных судом совершенными в интересах общества и государства. При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства (ст. ст. 7, 21 УВС ВС РФ).
3. Приказ отдается только в том порядке и тем способом, которые предусмотрены для данного вида приказа.
Приказ может отдаваться: письменно, устно или по техническим средствам, причем каждый из способов является равно обязательным для исполнителя. Письменные приказы отдаются только правомочными командирами (начальниками) в пределах своей компетенции по строго определенному кругу вопросов и оформляются в соответствии с установленной формой. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками) (ст. ст. 36, 37, 40, 65 УВС ВС РФ, Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом МО РФ N 170 от 23 мая 1999 г.).
4. Приказ может отдаваться как одному, так и нескольким подчиненным (ст. 36 УВС ВС РФ).
5. Приказ должен быть реально исполнимым (ст. ст. 38, 40 УВС ВС РФ).
6. Приказ должен быть сформулирован ясно, без допущения двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного (ст. 38 УВС ВС РФ).
7. Приказ отдается только в порядке подчиненности (ст. ст. 15, 30, 31, 39, 40 УВС ВС РФ).
8. Приказ не должен унижать человеческое достоинство подчиненного (ст. 31 УВС ВС РФ).
Следует иметь в виду, что соблюдение требований к приказу со стороны начальника, рассмотренных выше, делает его обязательным для исполнения подчиненным и неисполнение такого приказа влечет ответственность подчиненного по ст. 332 УК РФ. Если же в результате исполнения такого приказа будет причинен вред охраняемым уголовным законом интересам, то при определенных обстоятельствах ответственность за него будет нести начальник, отдавший такой приказ (ч. 1 ст. 42 УК РФ).
Заведомо (т.е. очевидно для подчиненного) незаконным следует считать приказ, который противоречит законам, Общевоинским уставам и другим ведомственным нормативно-правовым актам, отдан не по службе и не в интересах службы, ненадлежащему лицу и с грубым нарушением обязательной формы, реально неисполним и унижает человеческое достоинство подчиненного.
Если признак "заведомости" отсутствует, действуют правила ч. 1 ст. 42 УК РФ, гарантирующие подчиненному освобождение от уголовной ответственности.
Если же приказ начальника заведомо незаконный, ч. 2 ст. 42 УК РФ предусматривает два возможных варианта поведения подчиненного в такой ситуации:
1. Исполнение такого приказа. В этом случае подчиненный может нести уголовную ответственность лишь за совершение умышленного преступления во исполнение приказа начальника. Содеянное будет образовывать классическое соучастие в преступлении, причем начальник, отдавший такой приказ, в зависимости от фактически содеянного, может нести ответственность как организатор или как соисполнитель преступления, совершенного подчиненным. Безусловно, сам приказ подлежит самостоятельной уголовно-правовой оценке как злоупотребление начальником должностными полномочиями или как превышение должностных полномочий по ст. 285 или 286 УК РФ (хотя это не в полной мере отражает общественную опасность и специфику совершенного начальником преступления). Вместе с тем пп. "ж" п. 1 ст. 61 УК РФ установил в качестве обстоятельства, смягчающего наказание подчиненного, исполнение приказа, что, безусловно, является правовой гарантией его безопасности.
2. Неисполнение такого приказа. В этом случае уголовная ответственность подчиненного по ст. 332 УК РФ исключается (ч. 2 ст. 42 УК РФ).
Подводя итоги, следует сделать следующие выводы:
а) необходимо законодательно (в примечании к ст. 42 УК РФ) дать определение понятий законного приказа или распоряжения для их учета как обстоятельств, исключающих преступность деяния;
б) следует ввести в Уголовный кодекс РФ в качестве альтернативы ст. 332 УК РФ "Неисполнение приказа" специальное воинское должностное преступление - "Отдание заведомо незаконного приказа".
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
"УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 23.05.1999 N 170
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Российский военно-правовой сборник, N 1, 2004

Понятие оружия в военно-уголовном законодательстве  »
Комментарии к законам »
Читайте также