Международное экономическое право и процесс

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПРАВО И ПРОЦЕСС
(Академический курс)
Учебник
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ
Георгий Михайлович Вельяминов - профессор, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник ИГП РАН.
Имеет огромный опыт практической работы в области международной торговли, а также опыт научной работы. С 1980-х гг. читает курсы лекций по международному экономическому праву в ведущих вузах страны. Имеет многочисленные научные труды, автор многих учебных изданий. Арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Посвящается автором своей alma mater - бывшему
Институту внешней торговли СССР и памяти
своих замечательных учителей правоведов
Г.Н. Амфитеатрова, А.Д. Кейлина,
В.В. Краснокутского, Л.А. Лунца, С.К. Мая,
Б.С. Никифорова, Б.И. Сыромятникова,
Н.П. Томашевского, Е.А. Флейшиц и других
Настоящий курс международного экономического права (МЭП) - своего рода итог многолетне читаемого автором курса лекций. Автор ставит перед собой в курсе следующие задачи:
- попытаться объяснить читателю (и самому себе) причины и смысл возникновения и существования такого относительно нового феномена, как международное экономическое право, еще не вполне устоявшегося и неоднозначно понимаемого;
- заинтересовать читателя теоретическими проблемами МЭП. Нормативный состав этого права, его corpus juridicum изменчив, текуч и не всегда ясен, как, пожалуй, ни в какой иной правовой отрасли. Тем более значимыми становятся теоретические подходы, что помогает легче применяться к реалиям и изменениям МЭП. В этой связи весьма важна, в частности, научная систематика МЭП (тоже еще не устоявшаяся), позволяющая легче в нем ориентироваться;
- сказанное о теории, разумеется, не снимает задачи освоения актуального на сегодня действующего нормативного состава МЭП. Хотя этот состав и подвижен, в основе своей, в главных направлениях он достаточно устойчив, и знание его необходимо.
Курс рассчитан на студентов - юристов, экономистов, политологов, а также на уже дипломированных специалистов-практиков, работающих в области международных экономических отношений; а в эту область в условиях текущей глобализации и интернационализации национальных экономик включаются все более широкие круги людей. Соответственно курс может использоваться и для самостоятельного изучения МЭП, а также и как своего рода справочник.
Наука международного экономического права во многом синтетична, впитывает в себя, в частности, элементы таких наук, как теория государства и права, международное публичное право, геополитика, гражданское право, международное частное право, политическая экономия, международные экономические отношения. Поэтому, естественно, МЭП изучается обычно на завершающем этапе обучения, т.е. во всеоружии слушателей знаниями в названных дисциплинах. К сожалению, опыт свидетельствует, что к старшему курсу студенты, не говоря о людях, давно окончивших свое образование, иногда успевают забыть кое-что в базисных науках. С учетом этого в настоящем курсе автор позволяет себе в отдельных случаях обращаться к истокам.
В теоретическом плане автор придерживается в курсе классических установок. Вместе с тем автором привносятся в курс и некоторые собственные теоретические подходы. Это касается, в частности, систематики МЭП, в которой впервые автор стал различать общую и особенную части, что нашло отражение еще в публикациях 1997 - 1998 гг. В настоящем курсе вводятся в научную систематику новые понятия особого международного имущественного права как подотрасли МЭП и международного экономического процессуального права. Новой является и идея разделения как либерализации, так и протекционизма на интровертные и экстравертные виды. Присутствуют в курсе и давние авторские теоретические установки о рекомендательной норме международного права (1969 г.), о параорганизациях (1978 г.) и др. Нельзя игнорировать тот факт, что, к сожалению, не сложилось еще как в отечественной, так и в зарубежной доктрине единого понимания ни в отношении нормативного состава МЭП, ни в отношении его места в общей системе права, ни даже самого понятия МЭП. Неустановившаяся догма международного экономического права оправдывает поэтому неизбежную полемичность при изложении в курсе некоторых теоретических подходов к реалиям МЭП.
В курсе упоминаются десятки конвенций и т.п. международно-правовых актов, но во многих случаях лишь "иллюстративно". Только самые важные акты рассматриваются более подробно. Но и эти "самые важные" не вечны. Поэтому цель, которую ставит перед собой автор, не столько изучение "буквы закона", сколько его "духа". А этот "дух" определяется политикой как национальной, так и выражаемой концептуально в торговой неоглобализации, причем политические государственные установки гораздо стабильнее их договорно-правового и иного формального выражения. МЭП - исключительно политически обусловленное явление. Поэтому несравнимо большее, чем в других секторах права, внимание уделяется политике, которая и есть "дух" МЭП. Иначе говоря, в курсе упор делается на фундаментальность характера обучения, традиционно вообще свойственную российской высшей школе, в отличие от узкоремесленного, прикладного подхода.
Значительный объем материала, задействованного в курсе, представляется оправданным. Достаточно сравнить настоящий курс с вышедшим в 2002 г. в русском переводе учебником "Международное экономическое право" французских авторов Д. Карро и П. Жюйара. Учебник этот в два раза больше по объему, чем настоящий курс. В зарубежной доктрине (в том же упомянутом учебнике) международное экономическое право вообще возводится на уровень права, параллельного общему международному (публичному) праву. Думается, настало время, особенно в перспективе участия России во Всемирной торговой организации, когда и российские студенты должны начать приобщаться к более углубленному изучению международного экономического права, нежели лишь по относительно кратким учебным пособиям.
***
Весь курс в учебных целях разбит на параграфы, с тем чтобы согласно программе обучения преподаватель мог рекомендовать студентам выборочно использовать соответствующие параграфы курса.
К курсу прилагаются перечни литературы (по главам), включающие основные источники, использованные при подготовке курса. Актуальный политико-фактологический материал базируется в основном на текущей прессе.
Перечни литературы не мыслятся в качестве списков дополнительных учебных пособий. Таковые, по идее, могут быть избирательно рекомендованы преподавателем, исходя из программ обучения. Перечни могут также служить ориентиром для тех, кто заинтересуется более углубленным ознакомлением с тематикой курса, в том числе для подготовки курсовых, дипломных и диссертационных работ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ФИЛОСОФИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Предпосылки возникновения и смысл международного экономического права (§§ 1 - 7). 2. Либерализм против протекционизма (§§ 8 - 14). 3. Становление современных правовых форм международного торгово-экономического регулирования (§§ 15 - 27). 4. Глобализм (§§ 28 - 34). 5. Неоглобализм и панамериканизм (§§ 35 - 37). 6. Пороки неоглобализации (§§ 38 - 47). 7. Неоглобализация и международное экономическое право (§§ 48 - 59).
1. Предпосылки возникновения и смысл
международного экономического права
§ 1. Международное экономическое право возникло не на пустом месте. Ростки его зрели, хотя и неспешно, многие века. Зачатки международно-правового регулирования, прежде всего торговых взаимоотношений государств, относятся к глубокой древности. Изначально в международные договоры, а это были в первую очередь мирные или союзные договоры, включались обыкновенно и условия обеспечения торговли. К примеру, что касается Руси, уже в первом исторически известном ее международном договоре 907 г. между киевским князем Олегом и византийскими императорами Леоном и Александром, в частности, предусматривались условия беспошлинной торговли русских купцов в Константинополе (теперь Стамбул).
Другим примером может служить Договор 1493 г. о дружественном и вечном союзе между царем Иваном III и датским королем. Договор содержал среди других условия о беспрепятственном проезде и торговле, о защите купцов со стороны местных властей и справедливом суде; о взимании пошлин, установленных в этих договаривающихся государствах, т.е. условия, пожалуй, не менее благоприятные, нежели существующие на сегодняшний день между теми же странами.
§ 2. Развитие международных торгово-экономических отношений, их международно-правовое урегулирование всегда выражали интересы национального торгового и аграрно-промышленного капитала, ориентированного на внешние рынки. Вся история международной торговли эпохи капитализма, иначе - рыночной экономики - есть история борьбы за рынки сбыта и приложения капитала. Начиная примерно с XVI в. и до начала XX в. борьба эта выражалась в форме колониализма, захвата и эксплуатации, вначале в особенности торговой, все новых территорий и земель силами и средствами метрополии, без свободного допуска конкурентов из других государств. Это было, в частности, главным стимулом и движущей силой времени Великих географических открытий.
Сначала европейские колонизаторы везли в Африку, Азию, Латинскую Америку стеклянные бусы, спиртное, дешевые мануфактурные ткани, стальные ножи и т.п. в обмен на драгоценные металлы, слоновую кость и так называемые колониальные товары (чай, кофе, специи и т.п.). Затем метрополии, монополизируя рынки своих колоний, налаживают их всестороннюю торгово-экономическую эксплуатацию, превращая колонии в свои сырьевые придатки, вкладывая капиталы не только в торговые, но и в аграрные, горнодобывающие и т.п. секторы экономики колоний. Эта структура торговли "Север - Юг" сохраняется во многом и до сих пор.
§ 3. Международное экономическое право - это право, в принципе регулирующее межгосударственные экономические отношения, и такие отношения существуют многие века. Почему же международное экономическое право как целая правовая отрасль возникло лишь во второй половине XX в.? Ответ, очевидно, надо искать в изменениях, произошедших в самих государствах, точнее, в изменениях их функций.
На тему сущности государства и, в частности, его экономических функций, государственной экономики как таковой написаны горы литературы. К сожалению, все существовавшие и существующие на сегодня экономические теории меркантилизма, марксизма, монетаризма, кейнсианства и т.д., пытаясь объяснить, "как государство богатеет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет" (А.С. Пушкин), не выработали простого и однозначного рецепта идеальной экономики. Еще Карамзин говорил, что политическая экономия - это "наука - смесь истин, известных каждому, и предположений весьма гипотетических" <*>.
--------------------------------
<*> Вяземский П. Записные книжки. М., 1992. С. 256.
§ 4. Для наших же целей достаточно констатировать несколько вполне очевидных истин. Государство изначально возникло в качестве некого двуликого Януса: одной и, очевидно, главной функцией государства является функция обеспечения известного, большего или меньшего, порядка внутри страны; вторая важнейшая функция - внешняя, защита страны от всяких угроз извне, а также возможная собственная внешняя экспансия. Мы здесь оставляем в стороне проблему использования властью (единоличной, клановой, сословной, классовой и т.д.) обеих названных функций в узких, эгоистических, групповых и личных интересах. Отметим лишь, что "истинный", объективный общегосударственный интерес, т.е. интерес всего социума страны, с одной стороны, и интересы клановые, иногда прямо антинациональные, но тем не менее проводимые в жизнь властью, с другой стороны, вряд ли когда-нибудь и где-нибудь полностью совпадали. Более того, очевидно, не может вообще быть идеально единого общегосударственного интереса всех сограждан. Достаточно сказать хотя бы, что везде и всегда были в странах и есть элементы антисоциальные, преступные, заинтересованные в общественном неустройстве, беспорядке, что прямо противоположно интересам добропорядочных граждан.
§ 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
Во-первых, в мире произошла вторая (после XVIII в.) промышленная, а точнее, научно-техническая революция на базе беспрецедентного научного прорыва. Появились целые новые отрасли промышленности. Возникла индустрия массового производства множества товаров и на этой основе - общество массового потребления. Резко выросли внутринациональные рынки, выплескивающиеся за собственные пределы и диктующие выход на внешние рынки. Параллельно активно развивается сфера услуг и рынки услуг, а также рынок капиталов, сопутствующий и стимулирующий развитие рынков товаров и услуг. Капиталы становятся интернациональными. В политике и в науке стали говорить о так называемом постиндустриальном обществе, в котором все большее значение приобретают информационные технологии.
Во-вторых, после Второй мировой войны произошел быстрый распад колониальной системы, а исторически вскоре и так называемой социалистической системы. Возобладала почти повсюду единая рыночная, капиталистическая бурно развивающаяся экономика, причем не разделяемая, как ранее, колониальными рамками.
В-третьих, в основных развитых странах - главных действующих игроках на мировых рынках - укрепились внутригосударственные методы воздействия как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую жизнь. Государство стало гораздо активнее служить экономике, хотя и рыночной. В то же время в условиях так называемого демократического политического устройства существуют большие возможности для групп влияния лоббировать внутреннюю и внешнюю экономическую политику в своих интересах, а с учетом возросшей регулирующей роли государства в экономике - успешно проводить эти интересы в качестве государственных, иногда и объективно совпадающих с общенациональными интересами.
В результате государства в рамках своей второй, внешней функции стали со второй половины XX в. несравненно активнее выступать на международной арене именно в экономическом аспекте, как выразители и двигатели этих экономических интересов, а интересы эти оказались объективно в целом совпадающими для индустриально развитых стран рыночной экономики, концентрируясь в главном - на возможно более свободном доступе на мировые, в том числе бывшие колониальные рынки.
§ 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
В целом наиболее развитые промышленные, капиталистические страны ("страны рыночной экономики", по терминологии ООН), опираясь на высокую конкурентоспособность своей экономики,

Комментарии к законам »
Читайте также