Замещение должника

А. ГОЛУБЕВА
Ангелина Голубева, консультант отдела правового обеспечения Департамента судебных приставов, соискатель РПА при Минюсте России.
Исполнительное производство - комплексная отрасль, в рамках которой неизбежно затрагиваются институты гражданского права, особенно при исполнении решений об обращении взыскания на имущество. Проведение торгов, хранение арестованного имущества - все это требует выяснения соотношения между нормами ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и ГК. Сущность правоотношений, возникающих в ходе исполнения судебных постановлений, анализирует автор данной статьи, предлагая свое видение, которое является дискуссионным, но, безусловно, представляет интерес.
Подмена мест
Нормативными правовыми актами об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель наделен достаточно широким спектром прав по обращению взыскания на денежные средства, заработную плату и иные виды доходов должника, вещи, исключительные и другие имущественные права, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество должника, в том числе находящееся у других лиц, путем наложения ареста на это имущество и его реализации.
Анализируя процесс реализации таких прав, мы наблюдаем некое замещение судебным приставом-исполнителем самого должника, который в данном случае отказывается добровольно выполнить требования исполнительного документа, и это исполнение за него осуществляется судебным приставом-исполнителем. Таким образом, последний в силу закона является распорядителем принадлежащих должнику прав на имущество, подвергнутое аресту.
Статья 35 Закона предусматривает участие в исполнительном производстве представителя, который имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнением исполнительного документа. В связи с этим совершение судебным приставом-исполнителем любых действий по исполнительному производству вместо отказывающегося от добровольного исполнения должника можно было бы рассматривать как представительство.
В исполнительном производстве представительство может быть законным и договорным, которые различаются между собой по основаниям возникновения.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава и возможно при представлении прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими, а также в исполнительном производстве, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято (ст. 37). Полномочия законных представителей подтверждаются документами, выданными государственными органами исполнительной власти, судами и рядом других органов и должностных лиц.
Договорное представительство может возникать на основании соглашения сторон исполнительного производства, например в виде договора поручения, агентского договора. При договорном представительстве полномочия представителя выражаются в выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом доверенности.
Судебного пристава-исполнителя можно было бы рассматривать как представителя должника, исполняющего за него обязанности по исполнению исполнительного документа, распоряжаясь при этом его правами, поскольку такие полномочия судебного пристава-исполнителя, связанные с принудительным исполнением, основаны на указании закона. Но судебный пристав-исполнитель всегда действует от своего имени, а согласно ч. 2 ст. 182 ГК РФ такие лица не могут являться представителями.
Статья 36 Закона устанавливает, что работники службы судебных приставов не могут быть представителями в исполнительном производстве, за исключением случаев, когда эти лица участвуют в нем в качестве законных представителей. Последнее положение также исключает возможность применения к изучаемому нами "замещению судебным приставом-исполнителем должника" норм о договорном представительстве.
"Вступление судебным приставом-исполнителем в права должника" не может рассматриваться и как правопреемство. Правопреемство в исполнительном производстве представляет собой переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другой, ранее не участвовавшей в исполнительном производстве. В силу ст. 32 Закона правопреемство в исполнительном производстве допустимо в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга).
В нашем же случае судебный пристав-исполнитель вступает в права не выбывшего из процесса исполнения исполнительного документа должника. Кроме того, согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации юридического лица правопреемство возможно только юридическим лицом.
Вместе с тем к такому "замещению должника" неприменимы положения ГК РФ о поручении, комиссии, агентировании, доверительном управлении имуществом - основанием возникновения таких правоотношений являются соответствующие договоры, которые не могут быть заключены между судебным приставом-исполнителем и должником.
Замещение судебным приставом-исполнителем должника, как видим, представляет собой особый вид гражданских правоотношений в исполнительном производстве, который ранее не был предметом рассмотрения в юридической литературе.
Процесс взыскания
При принудительном исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем чаще других применяется такая мера, как обращение взыскания на имущество должника путем наложения на него ареста и последующая реализация.
Подвергнув аресту имущество должника, судебный пристав-исполнитель согласно п. 2 ст. 51 Закона объявляет запрет распоряжаться им, а при необходимости - ограничивает права пользования им, изымает и передает на хранение.
Хранение в рамках исполнительного производства является своего рода разновидностью отношений хранения, возникающих на основании закона. В соответствии со ст. 906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ "Хранение" применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если последним не установлены иные правила. Следовательно, передавая на хранение арестованное имущество, судебный пристав-исполнитель вступает в материальные правоотношения по поводу принадлежащего должнику на праве собственности имущества.
Более того, в силу п. 1 ст. 52 Закона судебный пристав-исполнитель самостоятельно производит оценку имущества (по определенным ценам). Пункт 2 данной нормы предусматривает, что в случае несогласия должника или взыскателя с произведенной оценкой судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста. Однако именно судебный пристав-исполнитель вступает в гражданско-правовые отношения с оценщиком, заключая с ним соответствующий договор.
Затем согласно п. 1 ст. 54 Закона реализация арестованного имущества, за исключением изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи. Продажа движимого имущества должника осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом (п. 2). Продажа недвижимого имущества - путем проведения торгов специализированными организациями (п. 3).
Данная норма предоставила судебному приставу-исполнителю право от своего имени заключать со специализированными торгующими организациями договоры комиссии на реализацию подвергнутого аресту имущества должника, на проведение торгов недвижимым имуществом (договоры поручения, агентский договор), а следовательно, и самостоятельно вступать в гражданские правоотношения, направленные на передачу другим лицам права собственности должника на имущество.
Своим Постановлением от 23.04.1999 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" Правительство РФ признало Федеральный долговой центр единственным субъектом, имеющим право производить реализацию имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, за исключением акций акционерных обществ. Правительство РФ Постановлением от 19.04.2002 N 260 возложило эти функции на Российский фонд федерального имущества.
В связи с таким решением высшего органа исполнительной власти страны территориальными органами Минюста России (в лице главных судебных приставов субъектов РФ) соответствующие договоры по реализации арестованного в процессе исполнительного производства имущества заключались с коммерческими организациями, прошедшими аккредитацию при Федеральном долговом центре при Правительстве РФ, а в последующем - с региональными отделениями Российского фонда федерального имущества.
Нереализованное в ходе исполнительного производства имущество должника взыскатель вправе оставить за собой (ст. 54). При этом судебный пристав-исполнитель самостоятельно (без согласия должника), рассмотрев соответствующее заявление взыскателя, передает ему это имущество.
Права взыскателя на такое имущество возникают в соответствии со ст. 8 (подп. 4, п. 1) ГК РФ, предусматривающей, что гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Поэтому представляется неприемлемым предложение тех исследователей, которые считают, что для оформления прав взыскателя на передаваемое имущество в таких случаях необходимо, применяя аналогию с правилами ст. 350 ГК РФ, заключать договор купли-продажи, подписываемый представителями специализированной организации и взыскателем. Практика нашла более эффективный способ, полностью соответствующий требованиям ГК РФ: судебным приставом-исполнителем в связи с невозможностью реализации арестованного имущества должника составляется акт о передаче этого имущества взыскателю, который рассматривается как правоустанавливающий документ.
Закон не запрещает судебному приставу-исполнителю, помимо традиционного имущества должника (вещей, денежных средств), обращать взыскание, а следовательно, и распоряжаться (осуществлять действия по реализации) имущественными правами должника, которые в силу ст. 128 ГК РФ среди прочего относятся к объектам гражданских прав.
В последние годы в исполнительном производстве широко применяется обращение взыскания на дебиторскую задолженность, которая представляет собой совокупность имущественных прав (прав требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным перед ним денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В данном случае, в порядке, предусмотренном ст. 382 ГК РФ, судебный пристав-исполнитель "за должника" передает другому лицу по сделке (продажа на торгах) принадлежащее ему на основании обязательства право (требование), другими словами, уступает требование.
Эффективным средством воздействия на должника (как уже показала практика), хотя и малоизученным, является обращение взыскания на принадлежащую ему интеллектуальную собственность. Сами по себе объекты интеллектуальной собственности (изобретения, произведения и т.п.) представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, и обратить взыскание на них невозможно. Но поскольку эти результаты получают объективное выражение в виде предметов (в том числе товаров) либо деятельности (например, технологический процесс по производству товаров), взыскание может быть обращено на такие предметы.
Кроме этого, взыскание может быть обращено на исключительное право, возникающее согласно ст. 8 ГК РФ в результате создания указанных объектов. Как и в случае с дебиторской задолженностью, судебный пристав-исполнитель, реализуя такие имущественные права должника, вправе уступить их другим лицам. Причем они могут быть уступлены не полностью и на определенный срок - по лицензионному договору, а также предоставлены одновременно нескольким лицам.
Иные полномочия
В процессе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может "замещать должника" в вопросах распоряжения принадлежащими должнику правами: долгосрочной аренды, требования, обусловленного договорами долевого строительства, и других. Механизм такого замещения еще предстоит разработать.
Из Закона следует, что при исполнении решений о взыскании периодических платежей в сумме, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества или его недостаточности для полного погашения указанных сумм взыскание обращается на заработную плату и иные виды доходов должника (ст. 64). Судебный пристав-исполнитель в таких случаях вступает в права должника по распоряжению его собственностью в виде заработной платы (ее части) и иных видов доходов (на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование своего авторского права). Именно пристав-исполнитель определяет размер удержания: до 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач либо до 70% при возмещении вреда, причиненного здоровью, а также понесшим ущерб в результате смерти кормильца лицам, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением.
Развитие и совершенствование института исполнительного производства в современных условиях диктует необходимость законодательного регулирования правомочий судебного пристава-исполнителя по осуществлению таких прав добровольно не исполняющего исполнительный документ должника, как совершение сделок и иных юридически значимых действий (составление и заключение договоров, регистрация прав на недвижимое имущество, участие в управлении хозяйственного общества и т.д.), перевод долга другим лицам с согласия взыскателя, передача имущества должника в доверительное управление, в том числе с целью получения доходов (плодов) для их последующего возмездного отчуждения, и др.
Анализ вышеизложенных гражданско-правовых аспектов исполнительного производства показал необходимость дальнейшего изучения данного вопроса с целью совершенствования института исполнительного производства и повышения эффективности исполнения (в первую очередь судебных актов), обеспечивая при этом право граждан Российской Федерации на судебную защиту.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.04.2002 N 260
"О РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО, КОНФИСКОВАННОГО И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ОБРАЩЕННОГО В СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.04.1999 N 459
"О РЕАЛИЗАЦИИ КОНФИСКОВАННОГО И АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА"
ЭЖ-Юрист, N 10, 2004

Комментарии к законам »
Читайте также