К вопросу об актах бюджетного законодательства

Т.В. КОНЮХОВА
Т.В. Конюхова, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Федеральное бюджетное законодательство регулирует отношения:
по организации бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации;
по установлению структуры доходов и расходов в бюджетной системе Российской Федерации;
по разграничению компетенции между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
по организации бюджетного процесса;
по организации контроля за исполнением бюджета;
по установлению ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Финансовое регулирование, в том числе бюджетное как часть финансового, отнесенное Конституцией России к предмету ведения Российской Федерации (п. "ж" ст. 71), охватывает все стороны финансовой деятельности государства (см., например, ст. 8, 41, 48, 47, 71, 72, 73, 74, 75, 104 и 106). В этом случае Российская Федерация представляет государство в целом.
Что касается федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, то правовое регулирование в этих сферах осуществляет Российская Федерация как собственник (на основании п. "з" ст. 71 Конституции). Соответственно собственником бюджета (казны) субъекта Федерации выступает соответствующий субъект Федерации (на основании ст. 73 Конституции), а местных бюджетов - соответствующее муниципальное образование (на основании ст. 132 Конституции).
Статья 80 Конституции предоставила право Президенту России определять направления внутренней и внешней политики, а ст. 84 (п. "е") - обращаться в Федеральное Собрание с ежегодными посланиями о положении в стране (в том числе по вопросам бюджетного законодательства).
Согласно ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой (в том числе бюджетной) политики, разрабатывает проект федерального бюджета и представляет отчет об исполнении федерального бюджета.
Важным правовым актом является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*>, ст. 15 которого определяет полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В соответствии с этой статьей Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. В ходе реализации финансовой деятельности государства Правительство принимает правовые акты.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.
Статьей 106 Конституции предусмотрено участие в законотворческом процессе Совета Федерации Федерального Собрания, который рассматривает в том числе законы по вопросам федерального бюджета. Причем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 1995 г. по делу о толковании ст. 106 Конституции РФ указал, что рассмотрение федеральных законов в Совете Федерации должно начаться не позднее 14-дневного срока после его передачи в Совет Федерации <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207.
В силу ст. 104 Конституции законопроекты об изменении финансовых обязательств государства, о введении и отмене налогов, выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.
Статья 41 Конституции среди источников финансирования охраны здоровья и медицинской помощи гражданам предусматривает средства бюджета. Статья 43 гарантирует бесплатное основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а на конкурсной основе и высшее образование. Финансирование ассигнований на указанные цели производится в основном из бюджетов.
Таким образом, положения Конституции РФ создали правовую базу для принятия в условиях рыночных отношений целого ряда новых актов бюджетного законодательства, и прежде всего для базового акта - Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2000 г.
Согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним ежегодных законов о бюджетах различного уровня на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих отношения, указанные в ст. 1 БК РФ.
Во-первых, это отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Во-вторых, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Бюджетным кодексом определен правовой статус участников бюджетного процесса, закреплены правовые основы порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Следует отметить, что в ст. 2 БК РФ речь идет о массиве правовых актов в области бюджета, а не только о законах, т.е. применяется понятие бюджетного законодательства в широком смысле слова.
В юридической литературе по вопросу термина "законодательство" высказаны различные мнения. Одни справедливо считают, что под законодательством следует понимать только законы, другие полагают необходимость выделения понятий законов, правовых актов и законодательства как совокупности законов и правовых актов различного уровня <*>. Акты, регулирующие бюджетные отношения на федеральном уровне, составляют одну часть; другую часть составляют правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения на уровне субъектов Российской Федерации, и третью часть составляют акты на уровне муниципальных образований.
--------------------------------
<*> Маликов М.Ф. Региональное право. Уфа, 2002. Т. 2. С. 187.
На каждом уровне нормативные акты бюджетного законодательства принимаются различными органами в пределах установленной компетенции (прав и обязанностей государственного или иного органа). Например, на уровне субъекта Российской Федерации действуют не только акты федерального уровня, но и регионального, на местном уровне - акты федерального, регионального и местного уровня.
Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений определена в ст. 7 БК РФ:
- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
- определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
- установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
- установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
- установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
- утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;
- установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
- определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Важное значение для развития экономики и социально-культурной сферы России имеют ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В юридической литературе термин "бюджет" применяется в разных значениях.
С экономической точки зрения бюджет - это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и выполнения функций соответствующих органов власти.
С юридической точки зрения бюджет - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти или представительным органом самоуправления.
В законе о бюджете определяется общий объем доходов и расходов федерального бюджета, производится разграничение налогов и доходов, поступающих на образование федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, а также пределы государственных заимствований и государственного долга, определяются направление бюджетных средств из федерального бюджета на финансирование обороны, управления, социально-культурной сферы и другие мероприятия. Тем самым предусматривается финансовое обеспечение в течение финансового года выполнения функций государства.
Есть мнение, что по своему значению закон о бюджете после Конституции РФ и федерального конституционного закона имеет верховенство <*>. Это утверждение заслуживает самого пристального внимания.
--------------------------------
<*> Крохина Ю.М. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001. С. 292.
Конституционный Суд РФ в ранее упомянутом Постановлении отметил, что реализация ст. 106 Конституции обеспечивает учет мнения Совета Федерации в законодательном процессе и дает ему возможность выразить согласие либо несогласие с Государственной Думой в отношении принятого закона.
Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год принимается в процессе особой законодательной процедуры. Проект такого закона после обсуждения и принятия в Государственной Думе вносится на обязательное рассмотрение в Совет Федерации. Статьей 196 БК РФ установлен достаточно сложный порядок рассмотрения проекта: в Государственной Думе он должен пройти четыре чтения, а Счетная палата дает на него заключение.
В юридической литературе высказывались предложения о закреплении в федеральном законе о бюджете экономических параметров, которые он должен содержать. Вместе с тем целесообразно было бы несколько упростить процесс рассмотрения и утверждения этого закона, сократив количество чтений до трех, что имело место в отдельные годы.
В августе 1996 г. принят Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.
Согласно ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемую для составления и исполнения бюджетов, и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Федеральными законами внесены некоторые дополнения и изменения к утвержденной классификации <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3338; 2001. N 33. Ч. II. Ст. 3437; 2002. N 19. Ст. 1796.
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Федерации дополнена уровнем муниципальных образований, а классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации - классификацией внешних активов Российской Федерации. Наряду с этим внесены

Недостатки уголовно-правового регулирования предпринимательской деятельности  »
Комментарии к законам »
Читайте также