Основы системы лицензирования деятельности в области проектирования и строительства(а.б. коган)

В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 27 ноября 2003 года
А.Б. КОГАН
Организация лицензирования проектно-строительной
деятельности
В соответствии со ст. 2 Закона "О лицензировании..." лицензия выдается лицензирующим органом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по инженерным изысканиям, проектированию и строительству осуществляет Госстрой России. В соответствии с Приказом Госстроя от 03.06.2002 N 93 прием документов осуществляется через филиалы ГУ "Федеральный лицензионный центр" (ФЛЦ). ФЛЦ - юридическое лицо, созданное Госстроем, - занимается коммерческой деятельностью. Приказы и иные документы, выпускаемые ФЛЦ, не являются нормативными документами и могут распространяться только на работников этой организации. Соискатели лицензии могут использовать их как материал рекомендательного характера. Сотрудники ФЛЦ не вправе отказывать в выдаче лицензии, приостанавливать или аннулировать лицензию - это может делать только лицензирующий орган (Госстрой).
Форма взаимоотношений с ФЛЦ
ФЛЦ осуществляет контакты с соискателями лицензии на платной или на бесплатной основе. Заключение договора на консультации с ФЛЦ необязательно - соискатель лицензии должен сам решить, нужно ли это ему. Важной деталью является тот факт, что в процессе контактов с ФЛЦ после заключения договора соискателю в устной форме говорят о том, какую информацию он должен предоставить. В дальнейшем, после выдачи лицензии, эта информация может быть использована сотрудниками ФЛЦ против лицензиата при прохождении обязательной проверки. В случае если соискатель все же заключил договор с ФЛЦ, то он вправе требовать четких консультаций - по конкретным маркам механизмов, реквизитам СНиПов и т.д. В договоре с ФЛЦ может быть не указана форма консультаций, их продолжительность и факт их окончания, поэтому соискатель не должен подписывать акт выполненных работ и получать счет-фактуру, пока не получит на руки лицензию. Отказ сотрудника ФЛЦ в приеме документов от соискателя без акта выполненных работ влечет ответственность на основании КоАП и УК РФ.
Лицензионные требования и условия
В соответствии со ст. 2 Закона "О лицензировании..." существует лицензиат - лицо, имеющее лицензию, и соискатель лицензии - лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении лицензии. "Лицензионные требования и условия" - совокупность требований и условий, выполнение которых обязательно для лицензиата. По логике Закона соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям только в части, входящей в состав подаваемых им документов. Лицензионные требования и условия несколько разнятся для деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям.
Состав документов, подаваемых соискателем, указан в ст. 9 Закона "О лицензировании..." и Постановлении Правительства РФ от 21.03.2002 N 174. Для получения лицензии соискатель должен иметь: 50% специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем более 3 лет, здания и механизмы, систему контроля качества. На практике ФЛЦ с соискателей требует документы о повышении квалификации и квалификационные аттестаты. Такое требование представляется незаконным.
Необходимость предоставления квалификационных аттестатов
Требование наличия квалификационных аттестатов сотрудники ФЛЦ основывают на Приказе Госстроя РФ от 24 мая 2002 г. N 88, Приказе Госстроя N 262 от 18.07.2003 и Приказе ФЛЦ от 29.07.2003 N 222.
В Приказе Госстроя N 88 есть указания об организации квалификационной аттестации, но нет требований к соискателям лицензии об обязательном получении квалификационных аттестатов.
Статья 9 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" требует от соискателя "сведения о квалификации работников". Постановление Правительства N 174 требует документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям квалификацию работников юридического лица. В то же время статья 9 Закона "О лицензировании..." запрещает требовать от соискателя лицензии иные документы, кроме указанных в самом Законе и Постановлении Правительства N 174. Постановление Правительства может требовать только те документы, которые указаны в других законах. Ни Закон "О лицензировании...", ни Постановление Правительства N 174, ни другие законы документ "квалификационный аттестат" не требуют. Не требуются также документы о повышении квалификации. Исходя из логики Трудового кодекса, квалификация - это образование и опыт работы. Образование подтверждается дипломом, опыт работы - трудовой книжкой. Квалификационный аттестат - самостоятельный документ, т.к. имеет серию, номер, срок действия. Обращает на себя внимание срок действия квалификационного аттестата: три года, а не пять лет! Из текста квалификационного аттестата следует, что он подтверждает "профессиональные качества", а не "квалификацию работника", что требует Постановление Правительства N 174.
В соответствии со ст. 2 Закона "О лицензировании..." лицензионные требования и условия распространяются на лицензиата, а не на соискателя лицензии. Требование о повышении квалификации, установленное Постановлением Правительства N 174, является лицензионным требованием. Таким образом, ни квалификационный аттестат, ни документы о повышении квалификации от соискателя лицензии не требуются. Такой подход со стороны законодателя обусловлен необходимостью обеспечения свободы входа хозяйствующих субъектов в отрасль, что является обязательным условием конкуренции.
Постановление Правительства N 174 требует повышения один раз в 5 лет квалификации работников соискателя. Норма требует повышения квалификации "работников соискателя лицензии", а не "специалистов, работающих у соискателя лицензии". Ответ на вопрос о том, с какого момента начинать 5-летний отсчет повышения квалификации, должен основываться на следующей логике.
Требование о повышении квалификации появилось 21 марта 2002 г. (дата издания Постановления Правительства N 174). Норма требует повышения квалификации "работников соискателя лицензии", а не "специалистов, работающих у соискателя лицензии". Исходя из этого, начало отсчета 5-летнего срока должно начинаться с даты приема сотрудника на работу. Постановление Правительства N 174 требует повышения квалификации 1 раз в 5 лет, но не немедленного повышения квалификации (с момента издания Постановления). Таким образом, до 21 марта 2007 года ни с лицензиатов, ни тем более с соискателей лицензии никто не вправе требовать документы о повышении квалификации.
Текст Приказа Госстроя N 262 также не содержит слов, обязывающих соискателя или лицензиата получать или предоставлять квалификационные аттестаты. Приказ ФЛЦ N 222 может распространяться только на сотрудников ФЛЦ и также не обязывает соискателей лицензии или лицензиатов к осуществлению каких-либо действий.
Соискатель лицензии, которого обязали предоставить квалификационные аттестаты, вправе обратиться в суд за возмещением убытков, связанных с их получением.
Срок на подготовку документов и получение лицензии
Из ст. 9 Закона "О лицензировании..." следует, что максимальный срок на принятие решения о выдаче лицензии или об отказе - 60 дней. В течение этого периода ФЛЦ обязан уведомить соискателя лицензии о таком решении, направив ему уведомление. Уведомление о предоставлении лицензии и уведомление об отказе являются специфическими документами в сфере лицензирования. Уведомление об отказе должно быть в письменной форме и содержать конкретные причины.
Отказ может быть либо в случае предоставления соискателем недостоверной информации, либо в случае несоответствия соискателя лицензионным требованиям. По логике Закона несоответствие комплекта документов требуемому списку не является причиной отказа. Получение отказа не препятствует получению лицензии после устранения причин отказа. Форма уведомления о предоставлении лицензии - также письменная. По существующей практике уведомление содержит реквизиты лицензии: номер, срок действия, вид работ и т.д.
В соответствии со ст. 169 УК РФ лица, совершившие необоснованный отказ в выдаче лицензии, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Случаи, когда лицензия может быть приостановлена
В соответствии со статьей 13 Закона "О лицензировании..." Госстрой (не ФЛЦ!) вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Приостановление действия лицензии является чрезвычайно серьезной мерой, поскольку означает приостановление бизнеса. Лицензиат, в соответствии со ст. 2 Закона "О лицензировании...", не вправе без лицензии осуществлять виды деятельности, указанные в ст. 17 этого Закона. Нарушение грозит уголовной ответственностью по ст. 171 УК РФ. Неоднократность нарушений должна подтверждаться актами о нарушениях, выявленных в ходе предыдущих проверок в соответствии с предыдущей статьей. Закон не дает расшифровки термина "грубое нарушение", между тем это очень важно, поскольку такое нарушение служит основанием для приостановления действия лицензии.
Лицензия может быть аннулирована Госстроем, только если лицензиат не оплатил лицензионный сбор 1000 рублей (ст. 15 Закона). Для аннулирования лицензии в судебном порядке существует два основания. Во-первых, это неустранение лицензиатом нарушений лицензионных требований в срок, установленный по результатам проверки. Во-вторых, это нарушение лицензионных требований, повлекшее ущерб для граждан, государства или объектов культуры.
Лицензирующий орган должен принять меры для того, чтобы лицензиат получил документы о приостановлении или аннулировании лицензии не позднее трех дней с момента принятия такого решения.
В случае если лицензиат считает, что решение о приостановлении действия лицензии принято необоснованно, он вправе обратиться в суд с иском об отмене такого решения.
Получение информации о наличии лицензии у организации
В соответствии с Законом "О лицензировании..." Госстрой РФ ведет реестр лицензий. Наличие реестра лицензий и свободного доступа к нему любого заинтересованного лица является важным элементом для эффективной работы системы лицензирования.
Для проверки сведений, предоставляемых потенциальным контрагентом, заинтересованное лицо вправе, обратившись в ФЛЦ, за незначительную плату в короткий срок получить информацию о наличии лицензии и ее статусе. Также информацию о лицензии можно получить бесплатно на www.flc.ru.
Размер лицензионных сборов
В соответствии со статьей 15 Закона "О лицензировании..." за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.
Однако это не все суммы, которые соискателю лицензии придется потратить для получения лицензии, поскольку необходим ряд других затрат.
Порядок проведения проверки лицензиата
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания Госстроя. В предписании определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений. Лицензиат должен быть уведомлен о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.
Действия лицензиата при прохождении проверок
Приостановление лицензии означает приостановление бизнеса и потерю клиентов, поэтому очень важно проконтролировать все формальности.
Поскольку один из принципов лицензирования - гласность, лицензиат вправе получить копию постановления Госстроя о включении его в число проверяемых. Если проверка происходит на основании заявления другого государственного органа, то увидеть и эти документы. Составляемые на основании результатов проверок акты служат основанием для возможного приостановления действия лицензии и ее аннулирования, поэтому со стороны лицензиата важно контролировать текст таких актов, не уклоняться от их подписания, при наличии особого мнения указывать это перед подписью и прилагать к акту разногласия. В случае если комиссия отказывает представителям соискателя лицензии в праве отразить свое мнение, они могут составить об этом свой акт. Два акта с нарушениями будут служить, в соответствии со ст. 13 Закона "О лицензировании...", основанием для приостановления действия лицензии.
Не исключено, что проверка может быть проинициирована конкурентами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 128-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.02.2002 N 135
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.03.2002 N 174
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ I И II УРОВНЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ I И II УРОВНЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ I И II УРОВНЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ")
ПРИКАЗ Госстроя РФ от 24.05.2002 N 88
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ, ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ КАДРОВ"
ПРИКАЗ Госстроя РФ от 03.06.2002 N 93
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ГОССТРОЯ РОССИИ"

Международное право в судебной практике россии: гражданское и административное судопроизводство  »
Комментарии к законам »
Читайте также