Правовой статус ребенка
В.И. АБРАМОВ
В.И. Абрамов, кандидат
педагогических наук, доцент Пензенского
государственного педагогического
университета им. Г.В.
Белинского.
Определение понятия
правового статуса ребенка следует
формулировать с учетом концептуальных
подходов, сложившихся в теории права и
отраслях юридической науки при определении
правового статуса и правового положения
личности вообще.
Термины "правовой
статус", "правовое положение" часто
употребляются в законодательстве и научной
правовой литературе. Их обычно применяют
тогда, когда речь идет о характеристике
состояния того или иного субъекта
правового общения, например органа
государства, организации, отдельной
личности. При этом за редким исключением не
делается каких-либо различий между
терминами "положение" и "статус". Чаще всего
они понимаются как синонимы <*>.
--------------------------------
<*> См., например:
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в
России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 12.
Такой
подход используется в работах по общей
теории государства и права при определении
и характеристике общетеоретической модели
правового положения личности. В отраслевых
же юридических науках чаще употребляется
термин "статус" - личности, гражданина - в
сочетании с отраслевой принадлежностью,
например: административно-правовой статус,
гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д.
В связи с этим полагаем, что понятия
"правовой статус" и "правовое положение"
следует различать. Понятие "правовой
статус" в общетеоретическом смысле или с
учетом его отраслевой принадлежности может
и должно быть определено с ориентацией на
содержание правовых норм и институтов,
имеющихся в той или иной отрасли права и
предопределяющих потенциальные
возможности абстрактной личности в ее
взаимоотношениях с различными субъектами
права. Понятие "правовое положение"
различных категорий физических лиц следует
определять с учетом их фактического
социального положения и реализованных ими
норм права о конкретных правах, свободах и
обязанностях <*>. С учетом сказанного
каждый конкретный отраслевой статус
гражданина Российской Федерации или иного
физического лица можно определить как
совокупность норм соответствующей отрасли
права (гражданского, административного,
семейного и др.), закрепляющих его
конкретные отраслевые права, свободы и
обязанности.
--------------------------------
<*>
См.: Бутько О.В. Правовой статус ребенка в
Российской Федерации: Учеб. пособие.
Краснодар, 2002. С. 18 - 19.
В конституционном
праве, в отличие от других отраслей права,
наряду с терминами "общий (конституционный)
статус" и "конституционно-правовой статус"
часто употребляется понятие "основы
правового положения личности". Его
применение обусловлено спецификой данной
отрасли права как ведущей отрасли в системе
российского права, и это выражается в том,
что в данном понятии сосредоточены
основополагающие элементы, которые
являются исходными для любого отраслевого
статуса личности и соответственно
учитываются в нем.
В области
регламентации отношений государства и
личности конституция (основной закон)
устанавливает исходные начала. Другими
словами, она закрепляет лишь основы
правового положения (статуса) личности в
обществе. В этих основах содержится то
общее, что конкретизируется в статусе
граждан, объединяемых в группы (слои) по
профессиональному, возрастному,
социальному и прочим признакам (например, в
правовом статусе ребенка). В данном случае
общее - основы правового положения личности
- конкретизируется в особенном, т.е.
правовом статусе тех или иных категорий
граждан, объединенных не только по
принадлежности к российскому гражданству,
но и по другим специфическим признакам.
Правовой статус - это комплексная,
интеграционная категория, отражающая
взаимоотношения человека и общества,
гражданина и государства, индивида и
коллектива, другие социальные связи.
Поэтому важно, чтобы человек правильно
представлял свое положение, свои права и
обязанности, место в той или иной структуре,
ибо, как справедливо отмечается в
литературе, "в жизни нередко встречаются
примеры ложно понятного или присвоенного
статуса. Если этот статус понимается
неверно, то человек ориентируется на чуждые
образцы поведения" <*>.
--------------------------------
<*> Ануфриев В.А.
Социальный статус и активность личности. М.,
1984. С. 178 - 179.
Существует несколько
подходов к определению правового статуса
личности. Мы разделяем точку зрения,
предложенную Е.А. Лукашевой: "Сложные связи,
возникающие между государством и
индивидом, и взаимоотношения людей друг с
другом фиксируются государством в
юридической форме - в форме прав, свобод и
обязанностей, образующих в своем единстве
правовой статус индивида. Правовой статус
индивида - одна из важнейших
политико-юридических категорий, которая
неразрывно связана с социальной структурой
общества, уровнем демократии, состоянием
законности" <*>.
--------------------------------
<*> Общая теория прав человека / Отв. ред.
Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 28.
Правовой статус
индивида законодательно закрепляется
государством в конституциях и иных
нормативных юридических актах
(внутригосударственных и международных).
Права и обязанности - основной исходный
элемент права. Следует согласиться с Г.В.
Мальцевым, что ничего более важного в
структуре права по существу нет. "Система
прав и обязанностей - сердцевина, центр
правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению
основных юридических проблем" <*>.
--------------------------------
<*> Мальцев Г.В.
Права личности: юридическая норма и
социальная действительность // Конституция
СССР и правовое положение личности. М., 1979. С.
50.
В правах и обязанностях не только
фиксируются образцы, стандарты поведения,
которые государство считает обязательными,
полезными, целесообразными для нормальной
деятельности социальной системы, но и
раскрываются основные принципы
взаимоотношений государства и личности.
Правовой статус как ключевое понятие
правовой науки привлекает пристальное
внимание юристов. В структуру правового
статуса включается различный набор
элементов: гражданство, общая
правоспособность, гарантии, законные
интересы <1>, юридическая
ответственность <2>, принципы правового
положения личности и др. Учитывая такой
большой набор, следует согласиться,
во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет
предпосылки, определяющие правовой статус
индивида (предстатусные элементы), и
элементы, вторичные по отношению к основным
(послестатусные элементы) <3>, а во-вторых,
с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые
предлагают предстатусные и послестатусные
элементы включать в понятие "правовое
положение личности" <4>. Напомним, что мы
тоже различаем понятия "правовой статус" и
"правовое положение".
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В.
Основы правового положения личности в
социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.
<2> См.: Кучинский В.А. Личность, свобода,
право. М., 1978. С. 115.
<3> См.: Общая теория
прав человека. С. 29 - 30.
<4> См.: Витрук
Н.В. Указ. соч. С. 25 - 34; Кучинский В.А. Указ.
соч. С. 119 - 135.
Обобщая сказанное, можно
предложить такую теоретическую
конструкцию. Правовое положение личности
составляют:
предстатусные элементы
(правовые принципы, гражданство, общая
правоспособность, законные интересы);
правовой статус (права и обязанности);
послестатусные элементы (система гарантий,
юридическая ответственность).
Поясним,
почему элементы распределены таким
образом. Принципы правового положения
личности - это основополагающие начала,
идеи, охраняемые и защищаемые государством
и положенные в основу осуществления прав,
свобод и обязанностей человека и
гражданина (т.е. это предстатусный элемент).
Гражданство как определенное
политико-юридическое состояние -
предпосылка, определяющая правовой статус
индивида в полном объеме, без каких-либо
изъятий. Известно, что проживающие в данном
государстве иностранцы, а также лица без
гражданства могут тоже обладать правовым
статусом в ограниченном объеме (такого рода
ограничения определяются Конституцией
либо законодательством). В.С. Нерсесянц
определяет правоспособность как
"абстрактную способность (возможность)
субъекта права иметь соответствующие права
и обязанности, предусмотренные действующим
правом" <*> (предстатусное состояние). А.В.
Малько, сравнивая категорию законных
интересов с субъективными правами,
отмечает, что законные интересы отражают
лишь разрешенность действий как своего
рода правовое стремление <**>. Законные
интересы, т.е. те, которые прямо не
закреплены в юридических правах и
обязанностях, не обязательно выделять в
качестве самостоятельного элемента
правового статуса. Интерес предшествует
правам и обязанностям независимо от того,
находит ли он прямое закрепление в
законодательстве или просто подлежит
правовой защите со стороны государства (т.е.
это предстатусный элемент).
--------------------------------
<*> Нерсесянц В.С.
Общая теория права и государства: Учеб. для
вузов. М., 1999. С. 510.
<**> См.: Малько А.В.
Основы теории законных интересов // Журнал
российского права. 1999. N 5 - 6.
Юридическая
ответственность потому оказалась за
рамками правового статуса личности, что она
вторична по отношению к обязанностям: без
обязанности нет ответственности. И
наоборот, за неисполнение обязанности
наступает ответственность, таким образом
это послестатусный элемент. Гарантии могут
быть социально-экономическими,
политическими, духовно-психологическими
(нравственными) и
организационно-техническими. Во всех этих
случаях речь может идти об определенных
условиях и средствах, призванных
обеспечивать, гарантировать нормальное,
установленное законом функционирование
того или иного общественного и правового
института <*>. Обязанность гарантировать
права и свободы - основная функция
государства, его органов и соответствующих
должностных лиц. В установленных законом
случаях эти функции возлагаются и на
общественные объединения (ст. 46 Конституции
РФ). Вот почему мы их тоже вынесли за пределы
правового статуса личности.
--------------------------------
<*> См.: Воеводин Л.Д.
Указ. соч. С. 37.
Правовой статус ребенка мы
определяем так же, как и правовой статус
личности вообще, т.е. как совокупность
предусмотренных законодательством прав и
обязанностей. Разумеется, содержательное
наполнение структурных элементов
правового статуса ребенка в определенной
мере зависит от возрастного фактора. И
перечисленные ранее элементы правового
положения личности в силу их общего
характера могут и должны учитываться при
характеристике общего правового статуса
ребенка и его (статуса) разновидностей.
Что же касается видов правового статуса
ребенка, то мы считаем, что общий
(конституционный) статус ребенка совпадает
с общим (конституционным) статусом человека
и гражданина и косвенно закрепляется в
основном законе страны. Почему косвенно?
Потому что в конституционном
законодательстве, за некоторым
исключением, практически отсутствуют
нормы, непосредственно упоминающие о
правах ребенка, а в общей теории права не
разработаны признаки особого субъекта
права, каковым является ребенок. Вряд ли
можно мириться с таким положением, и потому
одной из задач соответствующих отраслей
юридической науки следует считать
теоретическое обоснование концепции
общего правового статуса ребенка и его
(статуса) видов.
Но используемые
Конституцией РФ слова "каждый гражданин",
разумеется, относятся и к детям. Имеется и
другое косвенное подтверждение того, что
основной закон стоит на страже прав и
законных интересов ребенка, - преамбула
Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" (в ред. от 21.12.2004; далее
- Закон о гарантиях прав ребенка) гласит о
том, что эти права и законные интересы
предусмотрены Конституцией РФ.
Отраслевой статус ребенка
(гражданско-правовой, семейно-правовой,
административно-правовой и др.)
закрепляется в соответствующих отраслях
российского права.
Специальный, или
родовой, статус ребенка (детей как
отдельной определенной категории людей)
закрепляется международными нормативными
правовыми актами, и прежде всего Конвенцией
о правах ребенка и специальным
внутригосударственным
законодательством.
И конечно же, каждый
ребенок как личность, человек и гражданин
обладает индивидуальным правовым
статусом.
Основные категории детей
указаны в различных правовых актах. В них
также сформулированы определенные понятия,
характеризующие особенности постоянных
или промежуточных состояний, в которых
находится ребенок. Все это свидетельствует
о многообразии сфер общественной жизни, в
которых участвуют дети, а также условий,
которые оказывают влияние на их правовое
положение. Например, в Законе о гарантиях
прав ребенка установлен перечень различных
категорий детей и 13 видов правовых режимов,
в которых могут пребывать дети: дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в
психическом и (или) физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий и др. Данный
перечень должен учитываться при
рассмотрении правового положения
ребенка.
Современное право, 2005, N 9