Розыск должника в исполнительном производстве

А.В. АГАПОВ, Д.Г. ФИЛЬЧЕНКО
Агапов Алексей Вячеславович
Юрист ООО "Зерновая компания "Дара". Специалист по гражданскому праву.
Родился 4 сентября 1979 г. в г. Воронеже. Окончил в 2001 г. юридический факультет Воронежского государственного университета.
Фильченко Денис Геннадьевич
Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Воронежского госуниверситета. Специалист по гражданскому праву.
Родился 7 февраля 1979 г. в г. Алексеевке Белгородской обл. В 2001 г. окончил юридический ф-т Воронежского государственного университета.
Исполнение решений суда является одним из основных элементов функционирования судебной системы любого государства. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Данным положением гарантируется право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой в случае нарушения его прав и законных интересов (право на судебную защиту). При этом, на наш взгляд, право на судебную защиту следует рассматривать шире, а именно - не только как право на обращение в соответствующий суд, но и как право на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Указанное полностью соответствует ст. 6 (п. 1) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и выводам Европейского суда по правам человека.
В частности, в судебном решении от 7 мая 2002 г. Европейский суд по правам человека указал, что исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного процесса <*>.
--------------------------------
<*> Судебное решение от 7 мая 2002 г. "Дело Бурдов против Российской Федерации" (извлечение) // Вестник ВАС РФ. 2002. N 8. С. 147.
Следовательно, говорить о том, что право на судебную защиту каждого конкретного заинтересованного лица реализовано полностью, можно только в том случае, когда судебный акт вынесен, вступил в законную силу и исполнен.
В этой связи принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), формирование службы судебных приставов, регламентация порядка исполнения судебных актов стали важным этапом осуществления судебной реформы в России. Время, в течение которого действует Закон, позволяет говорить как о положительном опыте его действия, так и о пробелах и недостатках. К числу недостатков, как представляется, можно отнести и закрепленный, но не получивший достаточной регламентации в законодательстве институт розыска должника и (или) его имущества.
Розыск должника и (или) его имущества в рамках исполнительного производства имеет большое значение. В период становления рыночных отношений в условиях недостаточного государственного контроля за деятельностью коммерческих организаций практически перестала соблюдаться договорная дисциплина, в результате чего у многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сформировалась значительная по размерам дебиторская задолженность. Как следствие, в производстве арбитражных судов находится большое количество дел о взыскании задолженностей. Получить решение суда о взыскании долга по данной категории дел несложно, т.к. доказывание требований истца не представляет больших затруднений. Однако исполнение судебного решения сталкивается с многочисленными проблемами, большая часть которых связана с невозможностью отыскать должника и (или) его имущество. В таких и подобных ситуациях одним из инструментов, призванных обеспечить исполнение судебного акта, и должен служить институт розыска должника и (или) его имущества (далее - розыск должника).
В соответствии со ст. 28 Закона в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В этом же случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.
По другим видам исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы в соответствии со ст. 83 Закона. В этом случае взыскатель вправе в судебном порядке требовать от должника возмещения расходов по розыску. Постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
На наш взгляд, положения Закона в части розыска должника, являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - должник), вызывает ряд существенных вопросов.
Одна из основных проблем состоит в отсутствии достаточной законодательной базы, регулирующей порядок розыска должника или его имущества. Правовой основой осуществления судебным приставом-исполнителем действий по розыску должника в настоящее время является упомянутая ст. 28 Закона, а также ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". При этом ни один из указанных Законов не содержит определения самого понятия "розыск" применительно к действиям, осуществляемым судебным приставом-исполнителем в целях обнаружения должника или его имущества.
В самом общем виде термин "розыск" в исполнительном производстве можно определить как комплекс действий и мероприятий, осуществляемых уполномоченными государственными органами и направленных на установление места нахождения должника и (или) его имущества. Однако такое определение, безусловно, не раскрывает всей сути розыска в исполнительном производстве. Неизбежно встает вопрос о том, какие действия и мероприятия необходимо относить к розыску, а какие нет и какие критерии могут быть положены в основу разграничения розыска и иных действий, направленных на исполнение судебного акта. На наш взгляд, здесь возможно несколько позиций.
Если понимать розыск в широком смысле как совокупность любых мероприятий, целью которых является установление места нахождения должника и (или) его имущества, то к нему необходимо относить все действия пристава, направленные на получение интересующей его информации.
С другой стороны, анализ Закона позволяет сделать вывод о том, что далеко не все действия судебного пристава-исполнителя по установлению места нахождения должника и (или) его имущества являются розыском. В частности, п. 3 ст. 46 Закона прямо предусматривает, что "если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов". Для направления такого запроса судебному приставу-исполнителю не требуется выносить специальное постановление об объявлении розыска. Таким образом, законодательно закреплено, что направление запросов в налоговые органы в целях нахождения имущества должника розыском не является. По этому пути идет и правоприменительная практика. Получая исполнительный лист, судебные приставы-исполнители рассылают ряд запросов в органы, располагающие информацией о наличии либо отсутствии у должника имущества (ГУЮ, БТИ, ГАИ, налоговые инспекции), и лишь в случае, когда ответы на эти запросы не содержат сведений о составе имущества, предлагают взыскателю дать согласие на объявление розыска. Следовательно, в основу разграничения розыскных мероприятий и иных действий, связанных с получением информации о должнике и (или) его имуществе, может быть положен критерий способа и источника получения информации. Если пристав получает информацию о должнике и его имуществе из официальных источников, т.е. от органов государственной власти и местного самоуправления (официальная информация), то действия по получению такой информации не будут являться розыском. В том же случае, если информация не носит официальный характер и способы ее получения не связаны с взаимодействием с указанными органами (неофициальная информация), то мероприятия по получению сведений о должнике и (или) его имуществе следует относить к розыскным.
Далее возникает следующий вопрос: какие конкретно действия с учетом обозначенного критерия можно отнести к розыску должника? Представляется, что в целях сбора информации о должнике возможно использовать такие методы, как опрос, наведение справок, наблюдение, исследование документов, обследование помещений и т.д. Однако все вышеперечисленные действия в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" относятся к оперативно-розыскным мероприятиям. Осуществлять же оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 13 указанного Закона могут лишь органы, которым такое право предоставлено федеральным законом. Перечень этих органов является исчерпывающим, и служба судебных приставов в нем отсутствует.
В настоящее время создаются специализированные структурные подразделения службы судебных приставов по розыску. На практике деятельность таких подразделений сталкивается с многочисленными затруднениями, связанными с отсутствием законодательно закрепленного статуса сотрудника розыскного подразделения и перечня мероприятий, которые он вправе проводить <*>.
--------------------------------
<*> См.: Андрущак В.Д. Практика осуществления розыска должников и их имущества судебными приставами // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. N 1. С. 77 - 79; Практика розыска должников и их имущества // Юрист. 2002. N 1. С. 50, 51.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ходе частной сыскной деятельности частному детективу предоставляется право осуществлять следующие действия: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации. Отметим, что перечисленные полномочия частных детективов частично совпадают с полномочиями тех государственных органов, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, любое заинтересованное лицо может получить интересующую его информацию, а государственный орган, призванный содействовать осуществлению правосудия, - не может. Очевидно, что для розыска должника эффективнее обратиться не в службу судебных приставов, а к детективу. Однако в данном случае возникает другая проблема. С одной стороны, частный детектив обладает определенными полномочиями, позволяющими осуществлять действия по получению неофициальной информации о должнике. При этом частный детектив не наделен правами по принудительной реализации судебных актов.
С другой стороны, судебный пристав-исполнитель не может получить законным путем интересующую его неофициальную информацию. В то же время на практике складывается ситуация, когда взыскатель по конкретному исполнительному производству предоставляет судебному приставу-исполнителю имеющуюся у него неофициальную информацию о должнике, например полученную от частного детектива, а судебный пристав-исполнитель не принимает ее во внимание. Это связано прежде всего с неофициальным характером предоставляемой взыскателем информации. Указанная информация не может быть использована судебным приставом-исполнителем при исполнении судебного акта без соответствующей дополнительной проверки, на проведение которой у пристава нет полномочий. В результате судебный пристав-исполнитель сам не вправе получать неофициальную информацию и при этом не может в ходе исполнения судебного акта руководствоваться информацией неофициального характера, имеющейся у взыскателя.
Следующая проблема возникает в связи с тем, что розыск должника в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона является не обязанностью, а правом судебного пристава-исполнителя. Данное положение Закона, на наш взгляд, не соответствует всей сущности исполнительного производства. В частности, оно напрямую противоречит ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", в соответствии с которой судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Данная статья содержит предписание и, следовательно, закрепляет обязанность судебного пристава-исполнителя. Розыск должника является возможным элементом исполнения любого судебного акта. Соответственно если необходим розыск должника при исполнении конкретного судебного акта, то судебный пристав-исполнитель, как представляется, обязан, а не вправе осуществить данное мероприятие. Если же рассматривать розыск должника в соответствии с Законом как право судебного пристава-исполнителя, то возникает вопрос о том, по каким основаниям возможен отказ в розыске должника, если имеется соответствующее заявление взыскателя. Действующее законодательство оснований для отказа в объявлении розыска должника не предусматривает.
Таким образом, при исполнении судебного акта возможность розыска должника полностью зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. Если же принимать во внимание, что основной целью исполнительного производства является принудительное исполнение судебных актов, которыми защищаются интересы взыскателей, то указанное положение Закона является неоправданным.
Также сомнительна норма Закона о том, что розыск должника возможен только при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы. Возникает обоснованный вопрос о целесообразности авансирования взыскателем расходов по розыску должника.
На наш взгляд, правило о необходимости авансирования расходов по розыску должника является необоснованным. В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор (ст. 81 Закона). Значительная часть сумм исполнительского сбора направляется на формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства, предназначенного для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства. В соответствии со ст. 82 Закона, п. 4 Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 659) средства указанного фонда направляются на совершение отдельных исполнительных действий, в том числе и на розыск должника (п. 4 ч. 2 ст. 82 Закона; абз. 5 подп. "а" п. 4 указанного

Комментарии к законам »
Читайте также