Уголовная ответственность за обман потребителей

Н.А. ЕГОРОВА
Егорова Н.А., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Волгоградской академии МВД России.
Одной из задач российской уголовной политики в настоящее время является ограничение сферы действия уголовного закона, его рационализация <*>. Работа в данном направлении немыслима без декриминализации ряда деяний, а также исключения из Уголовного кодекса РФ некоторых специальных норм. В этой связи следует обратить внимание на ст. 200 УК, предусматривающую ответственность за обман потребителей. Ее существование (имеется в виду главным образом ч. 1 ст. 200 УК) вряд ли оправданно с точки зрения оснований и принципов криминализации <**>. Практика "борьбы" с этим преступлением также весьма уязвима для критики.
--------------------------------
<*> Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений - важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности: (Тезисы доклада) // Государство и право. 2001. N 5. С. 112. См. также: Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 34.
<**> О возможности декриминализации деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 200 УК, упоминалось на страницах юридической печати. См., например: Наумов А.В. Проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации // Государство и право. 1999. N 10. С. 51.
Как признают многие ученые и практики, обман потребителей представляет собой специальный случай мошенничества. Было внесено предложение об изменении места рассматриваемого состава в системе Особенной части УК и помещении его в главу о преступлениях против собственности - исключении ст. 200 УК и дополнении ст. 159 УК частью о "потребительском виде мошенничества" <*>. Представляется, что нужны более радикальные меры.
--------------------------------
<*> См.: Лопашенко Н.А. Глава 22 Уголовного кодекса нуждается в совершенствовании // Государство и право. 2000. N 12. С. 21.
В соответствии с действующим Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 7.27 КоАП в редакции Федерального закона от 31.10.02 <*>) хищение чужого имущества путем мошенничества на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 159 УК <**>), влечет административную ответственность.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1; N 44. Ст. 4298.
<**> Обоснованность данной оговорки, на мой взгляд, сомнительна. Ущерб от мошеннических действий на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, причиненный группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения и т.д., все равно остается ущербом в указанном размере. Именно общественно опасные последствия - главное основание криминализации деяния, а размер причиненного ущерба - первостепенный признак, отличающий преступление от проступка (см.: Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 1999. С. 235, 160). Представляется, что ни множественность субъектов правонарушения, ни его неоднократность, ни его совершение специальным субъектом в данном случае не "превращают" административный проступок в преступление. Кроме того, признание преступлением мелкого хищения, совершенного неоднократно, допускает возможность административной преюдиции, отказ от которой в УК 1996 г. вполне обоснован. Тот факт, что мошенничество на сумму не более одного МРОТ совершило лицо, ранее два или более раза судимое за хищение либо вымогательство (п. "в" ч. 3 ст. 159 УК), также не означает появления у данного деяния объективно более высокой степени общественной опасности.
Случаи, подпадающие под ч. 1 ст. 200 УК, остаются исключением из этого правила. Основанием уголовной ответственности за обман потребителей, как известно, считается обман в значительном размере, т.е. причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда (примечание к ст. 200 УК). В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. с 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда составляет 132 рубля в месяц; с 1 января 2001 г. - 200 рублей; с 1 июля 2001 г. - 300 рублей; с 1 мая 2002 г. - 450 рублей в месяц <*>. Получается, что обычное мошенничество (без признаков, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 159 УК) на сумму, не превышающую 450 рублей, должно квалифицироваться как административное правонарушение, а мошенничество в сфере торговли или оказания услуг населению, причинившее ущерб в сумме чуть более 45 рублей, - как преступление.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; 2002. N 18. Ст. 1722.
Думается, что для этого нет никаких разумных оснований. Преступлением по смыслу ч. 1 ст. 14 УК должно признаваться только общественно опасное деяние. Причем общественная опасность преступления качественно иная, нежели общественная опасность иного правонарушения. Если сравнивать "потребительское" мошенничество с обычным, вряд ли можно усмотреть столь существенный "перепад". И отсутствие такого качественного различия не может компенсироваться широкой распространенностью обмана в сфере торговли и оказания услуг. Как справедливо отмечает Н.Ф. Кузнецова, распространенность деяний недопустимо считать криминообразующим фактором <*>.
--------------------------------
<*> См.: Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. М., 1999. С. 137.
На практике благодаря существованию ч. 1 ст. 200 УК без особого труда переводятся в разряд преступников продавцы многочисленных торговых организаций, обманывающие покупателей на небольшие суммы, и таким образом создается видимость борьбы с преступностью. Положение усугубляется тем, что далеко не всегда доказывается прямой умысел продавцов при совершении перечисленных в ч. 1 ст. 200 УК действий, особенно при продаже продуктов с истекшими сроками годности.
Буквальное толкование ч. 1 ст. 200 УК не исключает возможности привлечения к уголовной ответственности в качестве исполнителей этого преступления служащих, выполняющих управленческие функции в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению. Однако отвечают по ст. 200 УК в качестве исполнителей преступления в основном рядовые работники соответствующих юридических лиц. По смыслу ч. 2 ст. 33 и диспозиции ч. 1 ст. 200 УК исполнителем этого преступления может быть лицо, непосредственно совершившее обманные действия - лично либо путем использования других лиц (в том числе невиновных), не подлежащих уголовной ответственности в силу обстоятельств, предусмотренных УК. Служащие, выполняющие управленческие функции, не всегда соответствуют этим условиям, и тогда они могут подлежать ответственности только как организаторы, подстрекатели или пособники обмана потребителей. Но такая возможность нечасто становится действительностью. Руководящие работники, не являющиеся исполнителями преступления, остаются как бы за кадром в отличие от их подчиненных, чьи действия у всех на виду. Применить ст. 201 УК ("Злоупотребление полномочиями") в подобных случаях также нельзя. Вред при злоупотреблении полномочиями должен причиняться действиями (либо бездействием), которые нельзя расценить как хищение. Но при обмане потребителей все признаки хищения налицо.
Есть и другой аспект затронутой проблемы. Если ч. 1 ст. 200 УК дает основания для уголовного преследования за действия, повлекшие небольшой ущерб, то пункт "в" части 2 той же статьи (обман потребителей в крупном размере) не учитывает общественной опасности обмана на очень значительные суммы (например, при наличии признаков единого продолжаемого преступления). Поскольку в примечании к ст. 200 УК не определен верхний предел "крупного размера", то ущерб может быть сколь угодно большим. На этот недостаток ст. 200 УК уже обращалось внимание в литературе. Сложившаяся ситуация была оценена как существенный пробел в уголовном законе <*>. Видимо, точнее утверждать не о пробельности закона (так как уголовная ответственность за подобные деяния все же предусмотрена), а о его недостаточной строгости: санкция за обман потребителей в крупном размере, т.е. в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда, - лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 200 УК). В то же время за простое мошенничество (ч. 1 ст. 159 УК) виновный может быть приговорен к лишению свободы на срок до трех лет; за квалифицированное (ч. 2 ст. 159 УК) - от двух до шести лет; за особо квалифицированное (ч. 3 ст. 159 УК) - от пяти до десяти лет. Иными словами, п. "в" ч. 2 ст. 200 УК содержит привилегированную норму, существование которой неоправданно. Квалификация такого обмана потребителей по ст. 159 УК предоставила бы суду возможность назначить более справедливое наказание.
--------------------------------
<*> См.: Маевский В. Закон не должен противоречить здравому смыслу // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 47 - 48.
Сомнительна и обоснованность квалифицирующих признаков обмана потребителей, предусмотренных в п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 200 УК. Общественная опасность обмана в значительном размере, совершенного лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. "а" ч. 2 ст. 200 УК), не преодолевает "планку" общественной опасности административного проступка. То же можно сказать и об обмане, к примеру, на 45 - 50 рублей, совершенном группой лиц по предварительному сговору (п. "б" ч. 2 ст. 200 УК). Обман потребителей, совершенный группой, мыслим, пожалуй, в сочетании только с весьма существенным ущербом. Организованную группу, созданную для совершения обмана не "в крупном размере", вообще трудно себе вообразить.
Вызывает сложности у правоприменителей и толкование признаков состава обмана потребителей (факты неправильного применения уголовного закона имели место и в период действия ст. 156 УК РСФСР). Так, допускаются ошибки при определении сферы действия статьи об обмане потребителей <1>; при решении вопроса о субъекте преступления <2> и потерпевшем от преступления. Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 200 УК и признано в теории, потерпевшим от рассматриваемого преступления может быть только потребитель, каковым признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Федерального закона "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. <3>). Следовательно, индивидуальные предприниматели (разумеется, выступающие именно в этом качестве) и юридические лица не могут быть потребителями в смысле ст. 200 УК. Поэтому представляется сомнительной квалификация по ст. 200 УК обмана предпринимателей - например, при реализации им фальсифицированных товаров <4>. И хотя в итоге страдают граждане, которым введенные в заблуждение предприниматели продают такую продукцию, основания для расширительного толкования закона отсутствуют. Иначе ст. 200 УК пришлось бы применять и в случаях поставок заведомо некачественных товаров юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю. Думается, в подобных ситуациях подлежит применению ст. 159 УК, а вред, причиняемый конечным потребителям, находится за рамками состава преступления.
--------------------------------
<1> См.: Васецов А. Квалификация обмана потребителей // Российская юстиция. 1996. N 11. С. 10.
<2> См.: Куклев В. Ответственность за преступления в сфере торговли // Российская юстиция. 2001. N 6. С. 28 - 29.
<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 1999. N 51. Ст. 6287.
<4> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 5. С. 13 - 15.
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о целесообразности исключения из Уголовного кодекса РФ статьи 200 и применении при квалификации обмана потребителей статьи 159 УК. Это, помимо всего прочего, позволит акцентировать внимание на общественно опасном поведении лиц, выполняющих управленческие функции в торговых организациях, - привлекать их к уголовной ответственности как исполнителей преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).
Обман потребителей на сумму не более одного минимального размера оплаты труда должен быть административным проступком, в связи с чем следует дополнить ст. 14.7 КоАП ("Обман потребителей") соответствующим указанием.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РФ от 07.02.1992 N 2300-1
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.06.2000 N 82-ФЗ
"О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА"
(принят ГД ФС РФ 02.06.2000)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Российский следователь, N 8, 2003

Подследственность: коллизии и проблемы  »
Комментарии к законам »
Читайте также